Особое мнение
Эксперт: Российские миротворцы в Приднестровье – гарантия мирного урегулирования конфликта
Политолог Андрей Сафонов прокомментировал заявления главы европейской дипломатии, потребовавшей вывода российских войск
19 Feb., 2026, 17:14
С утра 19 февраля открытые источники оповестили весь мир, что европейская дипломатия в лице Кайи Каллас опубликовала документ, касающийся вопроса урегулирования кризиса, бушующего к востоку от ПМР.
Как и все прочие дипломатические опыты госпожи Каллас, документ производит странное впечатление. Впрочем, иного сложно было и ожидать, так как, например, госсекретарь США Марко Рубио предпочёл ни разу не встречаться с ней...
Добавим к этому, что ЕС не участвует официально в качестве стороны в переговорах по урегулированию кризиса между Москвой и Киевом. Увы, это, возможно, стимулирует ведомство Каллас к недостаточно ответственному подходу к острейшим вопросам войны и мира
Оставляем в стороне перлы типа проведения выборов в России под международным контролем и т. д.
Но откуда взялось требование вывода российских войск из Приднестровья?! Конечно, такой же обоснованный вопрос могли бы задать Кайе Каллас белорусы, армяне, южные осетины, абхазы - с их земель экс-премьер Эстонии тоже требует удалить солдат и офицеров России.
Но мы сфокусируемся на наших приднестровских делах и отметим несколько моментов.
Во-первых, ПМР с первого дня российско-украинского конфликта объявила о строгом нейтралитете, который соблюдается по сей день. В ПМР живут и работают беженцы с Украины, в приднестровские школы и детские садики ходят их дети и внуки. Таким образом, ни приднестровские, ни российские военнослужащие, находящиеся в нашей стране, не вовлечены в идущий с 2022 года конфликт.
Во-вторых, российские войска в ПМР – это миротворцы, поддерживающие вот уже 34 года мир на Днестре. Россияне несут службу вместе с товарищами по миротворческой миссии из Молдовы и Приднестровья. Эта миссия признаётся по факту одной из самых успешных в мире.
В-третьих, все российские войска, согласно ранее подписанным документам, могут быть выведены из Приднестровья только после политического урегулирования молдо-приднестровского конфликта. Но такого урегулирования нет и близко. Во многом - по вине руководства Молдовы, которое ещё в 2019 году сорвало переговоры между Кишиневом и Тирасполем в международно признанном формате "5+2''.
В-пятых, ПМР не вовлечена ни в какую войну на протяжении 1992-2026 годов и не собирается ни с кем воевать. Российские войска - одна из гарантий ненападения на ПМР тех, кто, возможно, захочет повторить печальный опыт 1992 года. А в то время никто и не предполагал событий последних лет к востоку от ПМР.
В общем, тезис Кайи Каллас на приднестровскую тему в представленном ею документе вызывает искреннее сожаление. Приднестровье готово к конструктивному диалогу со всеми внешними партнёрами, но хотелось бы, чтобы некоторые партнёры более ответственно подходили к своим декларациям.
Андрей Сафонов, политолог
19 февраля 2026 года