Нацистские войска и их пособники в годы Великой Отечественной войны самым жестоким образом уничтожали мирное население Молдавии, в том числе малолетних детей, которым заживо вспарывали животы и которых протыкали штыками. Об этом свидетельствуют рассекреченные и опубликованные архивные материалы УФСБ России по Архангельской области, пишет РИА «Новости.
«Для массового уничтожения евреев на оккупированной территории СССР были созданы специальные айнзатцгруппы СС, в составе которых совершали злодеяния против мирного населения украинские и прибалтийские националисты», — сообщил центр общественных связей ФСБ.
Советские органы государственной безопасности в годы войны начали искать военных преступников, виновных в злодеяниях против граждан, проживавших на временно оккупированной территории СССР. Этот розыск продолжился и в послевоенный период.
Сейчас ФСБ опубликовала фотокопии документов, рассказывающих о личном участии в массовых казнях евреев в районе города Дубоссары нескольких пособников гитлеровцев из числа немцев — граждан СССР.
После захвата Дубоссар немецко-румынскими войсками 27 июля 1941 года оккупанты организовали специальную айнзатцкоманду для уничтожения евреев, цыган, коммунистов и советских военнопленных. А на территории местного табачного завода они создали еврейское гетто, где происходил самый массовый акт геноцида на территории Молдавской ССР.
В 1953 году в результате оперативно-разыскных мероприятий управлением Министерства внутренних дел СССР по Архангельской области (с марта 1953-го по март 1954 года органы госбезопасности входили в систему МВД) были арестованы непосредственные участники расправы с мирным населением Дубоссар: Христиан Шнайдт, Вильгельм Штоц, Рудольф Наймиллер и Рудольф Шнейдер. Все четверо принимали личное участие в расстрелах мирных советских граждан.
Один из обвиняемых, бывший эсэсовец Наймиллер, во время допроса признался, что первое массовое уничтожение мирных жителей, в котором он принимал непосредственное участие, в селе Будаешти в сентябре 1941 года, стоит у него перед глазами.
По его словам, они вдвоем с полицейским выгнали со двора семью, состоящую из мужа, жены и дочки 13-15 лет, причем мужчина был инвалидом - без одной руки.
«Я никогда не забуду эту жуткую картину: то есть когда мы предложили этой семье выходить из дома, они все заплакали, заплакал и безрукий мужчина, он со слезами подошел к своей собаке, привязанной на цепи во дворе, и стал с ней прощаться, после чего мы повели эту семью к месту сбора. Когда были собраны все евреи села Будаешти, то мы с оружием в руках погнали их под конвоем к месту расстрела, я при этом с оружием в руках шел сзади в качестве конвоя», — говорил Наймиллер.
Пригнав людей на скотомогильник, гитлеровцы остановили их, оцепили кругом и начали расстрел. Сначала убили всех мужчин, потом женщин и детей.
«Расстреливали немцы-эсэсовцы, которых было человека четыре или пять. Брали евреев из общей колонны группами, отводили немного в сторону, приказывали раздеться до нательного белья, затем подводили к заранее приготовленной яме и расстреливали залпом. Те, что стояли и ждали своей очереди расстрела, страшно кричали и плакали, женщины рвали на себе волосы, но, невзирая на просьбы, были расстреляны все», — вспоминал Наймиллер.
На допросе он продолжал рассказывать о зверствах в отношении мирного населения.
«Второй раз я участвовал в массовом уничтожении евреев тоже в сентябре 1941 года в районе города Дубоссары, где было расстреляно несколько сотен человек, в том числе старики, женщины и дети. Во время этой операции я также конвоировал <...> на расстрел, а во время расстрела стоял в вооруженном оцеплении, чтобы не допустить побега жертв», — говорил Наймиллер.
После ночлега в Дубоссарах евреев погнали к месту расстрела невдалеке от города, где их остановили и приказали сесть.
«Затем брали группами, приказывали раздеться, потом подводили к ямам и расстреливали немцы-эсэсовцы. Расстрел продолжался там долго, около полудня, так как всех людей, подлежащих расстрелу, было много — до 800 человек… Эта расправа над беззащитными людьми также была очень страшной и жуткой», — показал Наймиллер.
В ходе следствия органам госбезопасности удалось разыскать свидетелей зверств, в которых принимали участие Шнайдт, Штоц, Наймиллер и Шнейдер.
Как рассказала в декабре 1953 года свидетель Парасковья Полуектова, в октябре 1941 года на окраину Дубоссар оккупанты и их пособники согнали около 600 евреев.
«На моих глазах было расстреляно примерно 400 человек. Расстреливали советских граждан следующим образом: партиями подводили к краю ямы, ставили на колени лицом к яме, а немцы в затылок затем стреляли. Маленьких детей немецкие солдаты прокалывали штыками и так бросали в яму. Некоторые женщины брали своих детей на руки, прижимали к груди и вместе с ними становились на колени. <...> Особенно ужас этой расправы я увидела тогда, когда недолго стояла на коленях на краю ямы. На краю ямы были лужи крови, некоторые в яме шевелились, некоторые стонали, видела детей с вспоротыми животами», — вспоминала она.
Как следует из составленного 31 марта 1945 года акта комиссии Дубоссарского района Молдавской ССР по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских оккупантов и их сообщников, в Дубоссарах с 12 по 28 сентября 1941 года было расстреляно от шести до восьми тысяч мирных советских граждан, среди которых было много женщин и детей.