Приднестровье выбирает между Россией и Европой

29/08/16 17:28

Приднестровье выбирает между Россией и Европой

Журналист российского издания рассуждает на тему расклада сил перед президентскими выборами в ПМР во взаимосвязи с внешнеполитическим вектором развития республики

Обычно тихое в медийном плане лето здесь было насыщено новостями. Парламентарии (парламентское большинство здесь контролируется местным монополистом – фирмой «Шериф» и находится в жёсткой оппозиции к президенту) даже отказались от парламентских каникул. Несмотря на головокружительную победу, которую «прошерифская» политическая сила одержала год назад на парламентских выборах, уверенности в исходе предстоящей схватки, похоже, нет ни у кого. Поэтому в лагере вероятного кандидата от местных олигархов парламентского спикера Вадима Красносельского в «пожарном» режиме заняты перекраиванием конституции непризнанной республики в сторону урезания полномочий президента и фактической трансформации в парламентскую республику. Кроме того, депутаты в срочном порядке упрочили свою неприкосновенность, сделав ее пожизненной.

Лагерь же нынешнего президента Евгения Шевчука сотрясают кадровые перестановки, а в подконтрольных ему силовых структурах появились «перебежчики».

Местные эксперты не исключают, что на предвыборной шахматной доске серьезные позиции займут и представители «старой гвардии» - отцы-основатели республики, правившие здесь бессменно до 2011 года. Григорий Маракуца, экс-спикер и один из политических старейшин Приднестровья, уже заявил о вероятном выдвижении. Такое намерение он объяснил желанием стабилизировать ситуацию в стране в условиях углубляющегося конфликта между исполнительной властью, представляемой Шевчуком, и законодательной, находящейся под контролем «Шерифа».

Особого резонанса возвращение Маракуцы на политический олимп в самой ПМР не вызвало. Эксперты отмели возможность успеха такого варианта из-за его крайне низкого рейтинга и весьма почтенного возраста, а в местных сообществах в соцсетях его тут же заподозрили в желании поживиться напоследок, подставив себя в качестве «технического» кандидата, причем без разницы, в чьем лагере.

В таком случае его задачей будет оттянуть на себя голоса в пользу союзника, который, к слову, пока, видимо, не определился. Очевидно, ясность будет внесена уже довольно скоро. Выдвижение кандидатов начнется во второй декаде сентября.

У Смирнова, судя по доступным в интернете соцопросам, рейтинг значительно выше, да и быть техническим кандидатом ему не пристало по статусу. Слишком высок его авторитет среди старшего поколения приднестровцев. Однако информации о планах Смирнова в местном медиасегменте нет совсем. Но бывший президент активно включился в политические процессы. Он стал часто появляться на телеэкранах на подконтрольном «Шерифу» телеканале, возглавил учредительное собрание, созданное на парламентской площадке по подобию совета старейшин. По сути, Смирнов уже включен в предвыборную гонку на стороне продвигаемого «Шерифом» Красносельского. Но не исключено, что именно он и станет главным козырем местных олигархов и будет главным соперником Шевчука.

Специалистов-международников нынешняя приднестровская предвыборная гонка привлекает несвойственным для Приднестровья «внешнеполитическим креном». Известно, что всегда выборы в этой республике проходили под лозунгами единства с Россией. Все без исключения кандидаты использовали «российский фактор».

Одних Кремль поддерживал напрямую. Так, «кандидатом Кремля» в прошлой кампании был «шерифовский» ставленник Анатолий Каминский. Более того, Москва посылала приднестровцам ясные месседжи не голосовать за Смирнова (чего стоили только репортажи на федеральных каналах об уголовных делах против клана Смирновых), но это не мешало последнему обещать российские пенсии и вхождение в российскую рублевую зону.

Другие активно раздавали обещания улучшить отношения с Белокаменной. В этот же раз кампания богата разновекторными акцентами.

Выведенные на принципиально новый уровень отношения с Россией при Шевчуке стали его явным конкурентным преимуществом. Даже его оппоненты вынужденно признают, что ему удалось сделать то, что его предшественник обещал из года в год. Теперь приднестровцы и пенсии российские получают, и помощь финансовая в республику поступает в больших, чем раньше, объемах. Кроме того, Россия стала строить детские сады, школы, больницы, университет. Словом, то, на что в блокадной ПМР денег нет и не предвидится. 

В то же время слабым местом Шевчука стало европейское направление. ЕС успешно втянул Молдову в зону свободной торговли. А Приднестровью, чьи предприятия для осуществления внешнеэкономической деятельности еще в 2006 году тотально регистрировались в Молдове, фактически соглашаясь тогда на двойное таможенное и налоговое обременение взамен на возможность торговли с ЕС, пришлось в авральном режиме искать выход. Ведь без договоренностей с Западом эти приднестровские предприятия-экспортеры могли потерять ставшие уже привычными европейские рынки сбыта, из-за чего десятки тысяч людей могли остаться без работы.

Пока шевчуковская дипломатия искала точки пересечения с европейцами, самому Шевчуку пришлось готовится к чёрному дню. Средства и без того дефицитного бюджета резервировались на дотации для предприятий и перенаправлялись на укрепление армии. Была затронута социалка, бюджетникам и пенсионерам недоплачивали тридцать процентов. Позже в Приднестровье скажут, что Шевчук затронул «святое». Европейцы же объявят о положительном решении вопроса только после парламентских выборов, сыграв тем самым на руку его оппонентам, то есть Красносельскому.

На минувшей неделе на подконтрольном действующему президенту телеканале был показан фильм «Окно в Европу», в котором журналисты недвусмысленно намекают на то, что, в случае победы на президентских выборах кандидата от холдинга «Шериф», республика окончательно сойдет с российских рельсов. Создатели фильма цитируют «Русскую планету»:

«Немудрено, что Кишинев сегодня активно включился в игру на внутриполитических противоречиях в Тирасполе и налаживает с приднестровским парламентом тесное сотрудничество, возможно, предлагая некие “щедрые” и заманчивые перспективы».

Российские эксперты предупреждают: такие контакты, ведущиеся, по сути, за спиной у Москвы, в перспективе вряд ли будут для приднестровской стороны безвозмездными. Обращают внимание они и на другие довольно любопытные факты. Например, на то, что в Кишиневе уголовное дело против Вадима Красносельского закрыто, хотя других приднестровских представителей власти Молдова продолжает преследовать. Или на то, что, вопреки риторике партии «Обновление» о необходимости экономической интеграции с Россией, крупный бизнес, стоящий за этой партией, свои фирмы в России закрыл.

Однако в лагере Красносельского, похоже, на разновекторный подход сделана ставка. Ведь приднестровцы теперь хорошо знают, сколько может стоить им «европейский гнев». Так, с одной стороны, спикер и его парламентские коллеги активно включились в избирательную кампанию своих российских партнеров из «Единой России» (российским гражданам в ПМР предоставлена возможность участвовать в выборах в Госдуму). На этой волне Красносельский очевидно активно накапливает «бонусы», эксплуатируя пророссийскую риторику в контексте предстоящей президентской гонки. С другой стороны, консультант Красносельского и один из ведущих экспертов на «шерифовском» ТВ экс-министр иностранных дел Валерий Лицкай 25 августа, в день двадцатипятилетия приднестровской декларации о независимости и накануне десятилетия референдума о воссоединении с Россией (всенародный референдум состоялся в ПМР 17 сентября 2006 года), сделал ряд громких заявлений в Кишиневе.

Он заявил, что единственным оптимальным путем для Приднестровья является объединение с Молдовой. По информации ресурса «Родина.мд», на площадке которого проводилось мероприятие, Лицкай упоминал различные возможные формы объединения: федерация, конфедерация, иные союзы. В своих измышлениях советник спикера дошел и до параллелей с соседней Украиной, выразив мнение, что Украина, в случае федерализации, «вернет незаконно отторгнутый у нее Крым». Такие заявления незамедлительно вызвали в Тирасполе резонанс. Местные политологи тут же обратили внимание на то, что не оставил Лицкай без внимания и вариант разделения по примеру Чехии и Словакии. Очевидно, этот пример выбран не случайно. Несколько лет назад Шевчук, выступая на международной конференции в Баварии, заявил, что единственным эффективным вариантом обсуждения политического статуса Приднестровья с Молдовой может быть «цивилизованный развод» по примеру Чехии и Словакии. 

Этот внешнеполитический поворот стал, пожалуй, самым неожиданным в преждевременно развернувшейся в Приднестровье предвыборной гонке. Вряд ли кто мог прогнозировать, что спустя более четверти века приднестровской независимости какая-либо политическая сила позволит себе заявить об изменении внешнеполитического курса. Еще пять лет назад такой шаг любой специалист назвал бы политическим самоубийством.

Возможно, «объединительная риторика» команды Красносельского - это только тактический прием, предпринятый взамен на некие шаги с молдавской стороны. Ведь выступление Лицкая было сделано буквально сразу после опубликования уже нашумевшего заявления «гражданских активистов Молдовы», среди которых и ведущие молдавские политологи, и бывшие дипломаты, включая экс-главного переговорщика по приднестровскому урегулированию Карпова. Они обвинили Германию и Россию в сговоре в пользу Приднестровья и выступили с требованиями о проведении так называемых «красных линий» в переговорном процессе, что в переводе с дипломатического языка означает фактический выход из процесса мирного политического урегулирования конфликта.

Похоже, на этот раз приднестровцам предстоит выбирать не только и не столько президента, сколько путь. Снова. Спустя десять лет после референдума 2006 года, результаты которого и Молдова, и Запад цинично игнорируют по сей день.

Источник: Сетевое издание общественно-политический журнал "POLITRUSSIA".

Примечание: орфография-пунктуация и стиль автора сохранены.

 

Также в рубрике