Запасы своего нефтяного фонда Норвегия «открывает» впервые в истории страны. О том, что деньги фонда будут использованы, власти предупреждали в течение нескольких месяцев, но говорилось об этом как о перспективе. Даже в феврале Центробанк Норвегии сообщил о том, что в этом году для финансирования текущих расходов из фонда придется забрать порядка 10 млрд долларов. При этом ранее общий размер использованных средств оценивался всего в 570 млн за весь год.
Для того чтобы противостоять экономическому спаду, вызванному сокращением нефтяной отрасли страны из-за падения стоимости нефти на 70% с середины 2014 г., Норвегия резко повысила ежегодные расходы бюджета.
Основным фондом страны является Государственный пенсионный фонд Global. Его средства вкладываются в иностранные акции, облигации и недвижимость с целью использования богатств от добычи нефти и газа для поддержки будущих поколений.
Как пишут «Вести», золотые дни Норвежского пенсионного фонда были в 2008 г., во времена пиковой нефти. Тогда его прибыль составила порядка 90 млрд долларов. Даже в прошлом году, при постоянно падающей нефти, фонд умудрился показать скромную (по собственным меркам) доходность около 3 млрд долларов. Теперь ему грозит первый убыток за многие десятки лет.
В отличие от большинства инвестфондов Ближнего Востока и Центральной Азии, норвежскому пенсионному фонду, возможно, не придется продавать реальные активы, чтобы преодолеть кризис низких цен на нефть.
Власти страны утверждают, что расходы порядка 10 млрд можно покрыть за счет поступлений от акций и облигаций, имеющихся на балансе фонда. И этого как раз должно хватить на финансирование текущих расходов.
Согласно финансовому правилу, правительство может тратить прибыль с вложений фонда с учетом инфляции, которая составляет в среднем 4% в год.
Заместитель министра финансов Норвегии заявил, что падение доходов от продажи нефти не должно было стать большой неожиданностью. Он отметил, что целью налогово-бюджетной политики всегда было превращение большого, но временного потока доходов от добычи нефти и газа в постоянный источник дохода от фонда.
Норвежская экономика на грани рецессии: в III квартале ВВП вообще не вырос, а в IV квартале рост был чисто символическим: всего на 0,1%. После таких слабых макроэкономических данных крупнейший банк Норвегии Nordea заявил о том, что рецессия становится самым что ни на есть реальным риском.
Глава норвежского Центробанка Ойстейн Олсен уже предложил выход, напоминающий решения Марио Драги и Харухико Куроды: более слабая крона.
По оценкам экспертов Центробанка, для преодоления нефтяного кризиса хватит снижения ключевой ставки. Экстренных мер, вроде отрицательных ставок по депозитам, не понадобится.