Skip to main content

Приднестровье в лицах


«Человек года» Владимир Майер. Как юношеское увлечение военной историей стало делом всей жизни

16 Feb., 2026, 15:29

Тирасполь, 16 февраля. /Новости Приднестровья/. Фильмы о Великой Отечественной войне и поисковая работа, уникальные находки и изучение военных документов – всё это повлияло на выбор профессии Владимира Майера – сотрудника отдела истории МУ «Культурно-просветительный комплекс “Музеи и библиотеки г. Тирасполя”». В прошлом году историк стал лауреатом конкурса «Человек года» в номинации «Талант и признание». 

В этом материале расскажем о самых значимых достижениях тираспольчанина за минувший год. Среди них реконструкция долговременной огневой точки (ДОТ) в столице, формирование музейной экспозиции «Приднестровье в годы Великой Отечественной войны» и работа над диорамой «Ясско-Кишинёвская операция».

Архив ИА "Новости Приднестровья"

Случайности не случайны 

Владимир Майер признался, что увлёкся военной историей ещё в детстве, когда смотрел фильмы о войне, ходил на парады и в музеи. Его завораживали батальные сцены, героизм и самоотверженность советских бойцов и, конечно, как любого мальчишку, интересовали боевая техника и вооружение. 

Первой военной находкой Владимира стал немецкий футляр для противогаза, который он обнаружил на бабушкином чердаке. Этот артефакт, оставшийся от немецких оккупантов, положил начало исторической коллекции. 

«В старших классах с ребятами ходили работать на поля у города Бендеры и села Варница. Оказалось, что в том самом месте в военные годы стоял фронт. Работая с почвой, неоднократно находили патроны, гильзы, миномётные стабилизаторы, осколки от снарядов. Все эти находки легли в основу Музея боевой славы бендерской школы № 17, где я учился», - рассказал Майер.


Команда единомышленников 

В школьные годы Владимир Майер сдружился с военным историком-поисковиком Алексеем Русановым: общие интересы и взгляды на мир заложили фундамент крепкой дружбы на долгие годы. Позже познакомился с исследователем фортификации Евгением Балаком и реконструктором и реставратором Дмитрием Евтушенко. Владимир Майер перенимал их опыт, вместе с ними копировал и изучал архивные материалы, учился делать чертежи ДОТов, участвовал в военно-исторических реконструкциях и полевых выходах, исследовал карты боевых действий – в общем, с головой погрузился в своё увлечение.

Из личного архива Владимира Майера

Пройдя срочную службу в армии, в 2022 году Майер окончил Институт истории, государства и права Приднестровского госуниверситета им. Т. Г. Шевченко, где ему была присвоена квалификация магистра по направлению «История». Его увлечение поисковой работой никуда не исчезло, а, наоборот, только усилилось. 

«В поисковом отряде меня научили профессионально заниматься исследованием фортификации [отрасль военно-инженерного искусства, занимающаяся созданием искусственных сооружений (окопов, блиндажей, крепостей) для защиты войск и населения, а также обеспечения эффективного ведения огня]. До этого у меня были поверхностные знания, не было понимания методики изучения тех или иных аспектов военной истории. Общаясь с Алексеем Русановым, Евгением Балаком и другими исследователями фортификации, рос в этом направлении», - вспоминает Владимир.

Из личного архива Владимира Майера

Уже не первый год Владимир Майер вместе с Алексеем Русановым и Евгением Балаком работают над написанием трилогии по истории Тираспольского укрепрайона. Первый том будет посвящён непосредственно истории его строительства в 1931-1941 гг. и персоналиям, второй – инженерной части: описание всех типов сооружений, их планировки, технического оснащения, вооружения и т. п. Владимир Майер говорит, что все ДОТы были абсолютно разные, каждый объект возводился по индивидуальному проекту. Третий том расскажет об истории боевых действий на берегах Днестра летом 1941-го в полосе Тираспольского укрепрайона. 

Но о скором выходе в свет этого научного труда речь пока не идёт. Владимир Майер говорит, что такие книги пишутся годами. Сейчас авторы находятся на этапе сбора и систематизации архивных материалов, которые получают из архивов России, стран бывшего СССР, США. 


«Приднестровье в годы Великой Отечественной войны»

Открывшаяся в прошлом году экспозиция «Приднестровье в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» в Историко-краеведческом музее на 70% заполнена экспонатами, найденными на полях сражений. Теперь они достояние общественности. Ответственным экспозиционером является Владимир. Вместе со своей супругой Людмилой Мирончук он трудился над оформлением витрин. Перед открытием зала к этой работе подключились и остальные сотрудники музея.

Архив ИА "Новости Приднестровья"

Центральное место в музейной экспозиции занимает диорама «Ясско-Кишинёвская операция», на которой изображено наступление войск 57-й армии 3-го Украинского фронта на Кицканском плацдарме 20 августа 1944 года. Над живописным полотном работала целая команда художников во главе с Ольгой Горбаченко. 

Архив ИА "Новости Приднестровья"

За историческую составляющую и предметный план диорамы (передняя, материальная часть, расположенная между зрителем и живописным фоном) как раз отвечал Владимир Майер. С ним работал и его друг Дмитрий Евтушенко. Локация представляет собой реальное место боя после артиллерийского налёта, которое существует на местности, с участком вражеской траншеи. В ней лежит погибший немецкий пулемётчик с пулемётом, разбросаны различные гильзы и патроны, ящики, винтовки, каски и предметы фронтового быта. Большая часть экспонатов на предметном плане – это находки Владимира Майера и его товарищей, другие предметы предоставили музеи Приднестровья. 

Архив ИА "Новости Приднестровья"

Среди экспонатов, расположенных на стендах по всему залу, есть и труба от немецкого гранатомёта Panzerfaust 30 Klein. Её тоже обнаружил Майер. 

«Это малый гранатомёт. Дальность метания гранаты – 30 метров. Они одноразовые. Мы нашли отстреленный вариант, полностью безопасный. В нём нет никаких взрывчатых веществ», - рассказывает он.

Архив ИА "Новости Приднестровья"

Особое отношение у историка к униформе и шлемам. Говорит, что на реставрацию некоторых экземпляров уходят месяцы, а для восстановления кожаных изделий и металла необходима в том числе обработка специальными кислотами.

Архив ИА "Новости Приднестровья"

Также на выставке можно увидеть фотографии времён войны, личные вещи фронтовиков – уроженцев Приднестровья, награды, официальные документы. 


Масштабная реставрация ДОТа

Когда Владимир Майер узнал, что ему предстоит заняться реставрацией долговременной огневой точки, воспринял эту новость с большим воодушевлением. Он много лет исследовал подобные военные объекты, занимался их поиском на местности и сбором элементов оборудования для них. Поэтому реставрация стала сбывшейся мечтой.  

«Пулемётный ДОТ № 1021 находился в хорошем состоянии, но, увы, без оборудования. Моя задача состояла в том, чтобы привести его в тот вид, в котором он находился на момент 1941 года. Над реставрацией работал не только я, но и мой друг и единомышленник Алексей Дружинин, который для этого приехал из Москвы. Зная его большой опыт в реставрации различных экспонатов и навыки в строительной сфере, пригласил его на этот проект», - говорит Владимир Майер. 

Из личного архива Владимира Майера

В Российском государственном военном архиве удалось сделать копии огромного количества чертежей. На аукционах также приобрели три немецкие фотографии, на которых ДОТ был запечатлён в период оккупации. И закипела работа.  

«Мы понимали, что стоять внутри должно максимальное количество оригинального оборудования. Поэтому связался с коллегами - военными историками из других государств постсоветского пространства. Что-то удалось найти в Минске, что-то – в Карелии, какие-то элементы находили и в нашей республике. Всё собирали буквально по крупицам. Очень много людей было задействовано в том, чтобы объект отвечал требованиям того времени», - признался Майер. 

Историк обозначил наиболее редкие и ценные экспонаты. Среди них – приточный и вытяжной вентиляторы системы фильтровентиляции. Такие образцы сохранились только в нескольких музеях и музеефицированных ДОТах. Внутри на казематных станках установлены два оригинальных пулемёта «Максим» из фондов Тираспольского объединённого музея, а также огромное количество пулемётов и оборудования, привезённых из Карельского и Минского укрепрайонов.

На детальную реставрацию тираспольского ДОТа ушёл один год: это был очень сложный и одновременно продуктивный период, говорит Владимир Майер. Огромную благодарность выражает всем причастным к этому большому историческому и патриотическому проекту. В их числе Олег Бушко из Сестрорецка, Александр Петров из Санкт-Петербурга, Андрей Трусов из Минска, Александр Черныш из Москвы, Евгений Гарвард, Дмитрий Евтушенко и Юрий Соколов.

Архив ИА "Новости Приднестровья"

В результате работу над тираспольским ДОТом зарубежные коллеги признали лучшей научной реставрацией подобных объектов на постсоветском пространстве.

Напомним, что этот ДОТ является частью экспозиции Историко-краеведческого музея (Музейного квартала в центре Тирасполя). 


Иллюстрации к книге «Судьба танкиста»

Наряду с большой работой, которую Владимир Майер провёл в Музейном квартале, он также проявил себя как художник-иллюстратор. Создал визуальные образы главных героев и событий, описанных в повести «Судьба танкиста» Ильи Соколова (писательский псевдоним Президента ПМР Вадима Красносельского). 

Архив ИА "Новости Приднестровья"

В 2009 году Владимир Майер окончил бендерскую художественную школу. Всегда тяготел к графике. Именно в этом стиле и созданы иллюстрации. Особое внимание Владимир уделил военной униформе и знакам отличия, которые прорисованы с исторической точностью. 

Архив ИА "Новости Приднестровья"

К слову, это его первая столь значимая художественная работа. До этого в основном рисовал портреты – около 200 работ. Признаётся, что в будущем хотел бы уделять этому направлению больше времени. 

Следующим заданием Президента стала работа над изображением сцены расстрела граждан еврейской национальности у стен Бендерской крепости в августе 1941-го – рисунок был напечатан на мраморе и установлен на мемориале жертвам Холокоста в Бендерах.

Архив ИА "Новости Приднестровья"

О значении работы историков  

Владимир Майер говорит, что современные дети очень подвержены влиянию извне, особенно информации, которая распространяется в интернете и социальных сетях. Поэтому на историках и представителей смежных областей лежит непростая задача развенчивать мифы и не допускать переписывания истории. 

«Не один год наблюдаем, как в открытую происходит перепись событий Великой Отечественной войны: недоброжелатели пытаются представить их под другим углом, всячески обесценить Советский Союз и его победу в Великой Отечественной войне. Поэтому музейные выставки, уникальные экспонаты, документальные свидетельства и реальные объекты военных действий являются доказательствами исторической правды. Так дети своими глазами увидят, как это было на самом деле, и, вероятно, сделают правильный вывод», - уверен Майер.