Тирасполь, 15 сентября. /Новости Приднестровья/. На минувшей неделе Министерство иностранных дел Приднестровья сообщило о своём намерении принять участие в семинаре, организуемом ОБСЕ в октябре 2023 года в рамках программы по совершенствованию навыков ведения переговоров представителей Приднестровья и Молдовы, вовлеченных в работу экспертных (рабочих) групп по мерам развития доверия и взаимодействия.
В ходе мероприятия представители МИД планировали обсудить поправки в законодательные акты РМ (закон о «сепаратизме»), угрозы личной безопасности представителям Приднестровья со стороны силовых структур РМ, препятствия передвижению при пересечении госграницы РМ, выход молдавской стороны из договорённостей переговорного процесса, отказ РМ от диалога в рамках существующих легитимных переговорных площадок, а также внедрение ограничений и немотивированных требований в отношении предприятий и должностных лиц ПМР.
Публично озвученные внешнеполитическим ведомством предложения вызвали достаточно нервную реакцию в официальных структурах Кишинёва, которые, как известно, старательно избегают любых открытых дискуссий на международных площадках. Основная причина заключается в том, что даже поверхностный анализ текущего состояния молдо-приднестровского урегулирования ставит молдавскую сторону в незавидное положение. Для всех очевидно, что Кишинёв занимается не сохранением договорённостей и наращиванием доверия с Приднестровьем, а методичным разрушением архитектуры переговорного процесса, старательно нарабатываемой сторонами при международном посредничестве в предыдущие десятилетия.
Миссия ОБСЕ в Молдове подтвердила молдавским СМИ, что в октябре действительно был запланирован обучающий семинар для экспертов рабочих групп, позволяющий улучшить навыки коммуникации и ведения переговоров. Получив дополнительные предложения от приднестровской стороны, ОБСЕ совместно с модераторами семинара пришла к выводу, что мероприятие лучше отменить, чтобы, по всей видимости, не ставить РМ в неловкое положение и не дать возможности приднестровским дипломатам озвучить неудобные вопросы.
Таким образом, ОБСЕ решила открыто подыграть молдавской стороне, утрачивая последние признаки равноудалённого и претендующего на объективность беспристрастного посредника в переговорном процессе. Прикрывая уязвимое положение Кишинёва, ОБСЕ даже не попыталась воспользоваться имеющимся запасом времени для достижения компромисса, а попросту заняла позицию одной из сторон конфликта, перечеркнув свой многолетний статус значимого международного медиатора. Такое выраженное предпочтение Кишинёва и отказ от принципов непредвзятого посредничества абсолютно оправдывает позицию России о необходимости глубокого переосмысления или, наконец, сворачивания деятельности Миссии ОБСЕ в Молдове и Приднестровье.
Павел Александров