В авангарде ли авангард? Он все ещё источник новых форм художественного выражения смыслов? По-прежнему ли экспериментальное изобразительное искусство вдохновляет молодежь? Такими вопросами задались в Приднестровском художественном музее и решили проверить. Живая выставка «Приднестровский авангард», открывшаяся в Бендерах, стала стильным украшением в чреде культурных событий этого лета. Здесь представлены работы 25 художников современности из Приднестровья, Гагаузии, Молдовы, стран Балтии и России. Живопись, графика, скульптура - творения разных лет заняли пять залов музея. Широкий диапазон художественных техник, стилей и манер создаёт утонченную эстетическую атмосферу, в которой удачно совмещены смелые эксперименты, игры с материей-цветом и разнообразие тем. Выставка совершенно нетипична и очень любопытна. Подойдет она не только ценителям и профессионалам, но и тем, кто решил провести выходные с пользой. Продлится «Приднестровский авангард» до середины августа.
Собственно, авангард как течение в искусстве для Приднестровья - отдельная страница в истории культуры. Тирасполь стал колыбелью и источником вдохновения для отца русского авангарда Михаила Ларионова (1881-1964). Его импрессионистские полотна, написанные в городе на Днестре, стали настоящим открытием на выставках в Париже. Именно в Тирасполе Ларионов нащупал свою отважную живопись и открыл новые цветовые сочетания. Можно смело утверждать, что приднестровский авангард появился еще в начале XX столетия.
Нынешняя выставка собрала работы авторов разных возрастов и направлений. И это, пожалуй, первая причина, по которой её стоит посетить. Получилась настоящая презентация коллекционного авангарда второй половины XX века.
Коллектив музея не только удачно подобрал композицию выставки, но и создал аутентичную атмосферу. В день открытия посетителей встречала девушка революционного настроения в красной бандане. Красный - цвет энергии, индоевропейских кшатриев, пассионариев, которые создают новые витки на спирали развития. Не случайно красный стал краеугольным цветом авангардистской выставки: авангард — это то, что впереди, вызов, преодоление шаблонов, революция. С красным отлично сочетаются белый и черный - такая трехцветная композиция стала визитной карточкой.
В этих цветах выполнены и стрелки, ведущие с улицы ко входу в музей. Так вот, девушка революционного настроения предлагала посетителям белые коробочки в форме куба. Внутри зефир и цитата гениев изобразительного искусства. Автору этих строк попалось: «Самое главное для художника - быть взволнованным, любить, надеяться, обретать, жить». Такие цитаты должны были послужить толчком к дискуссии, которая началась после того, как посетители насладились работами выставки.
Ещё один необычный момент - посетителям предлагалось вместе создать авангардистскую инсталляцию. На стену повесили белое поле в квадратной рамке, рядом - белые треугольники, на которых можно было написать пожелание, цитату, всё что угодно (авангард ведь должен быть эпатажным). Треугольники клеились на поле в произвольном порядке - так, как хочет посетитель. Ближе к концу выставки появилась общая композиция - наглядное воплощение рождения порядка из хаоса. Отдельные фрагменты инсталляции обрели трехмерность и тонкий гротескный юмор («гречневая Кафка»).
Так посетители сами стали участниками авангардистской выставки.
Организовали и тематические фотозоны. Так можно было оказаться в мире интеллектуала среди искусствоведческих печатных изданий. В кадре - падающие сверху страницы текста и изображений, словно фрагменты авторского замысла в момент вдохновения. Посетители охотно позировали в кресле-качалке. Апробировал фотозону и автор этих строк.
Еще одна фотозона - луч импрессиониста. Рядом великолепная по колористике композиция картин Василия Рудяги.
Гостеприимное решение со столиком для кофе. Бодрящий напиток с лимоном и корицей в супнице, стилизованной под викторианскую эпоху, - гротескно, интересно и очень вкусно.
Тематика картин очень вариативна: символическая иконография - рядом с натюрмортом. Но при этом все органично.
Стилизованная рублевская «Троица» (автор А. Швец) соседствует со спящей «Евой» (автор А. Тюмина).
Композиция цвета кажется общей, и при длительном созерцании рамки полотен исчезают и картины видятся одним целым: спящая Ева с плодом познания на фоне то ли гор, то ли пирамид, то ли будущего человечества и триединство Бога в лице ангелов.
«Сквозь поля» (автор Н. Ямпольская) - три картины, один сюжет и бесконечное множество впечатлений и ассоциаций.
Тем временем с противоположной стороны на созерцателя смотрят «Девушки с персиками» (автор Г. Спицын). Три чаровницы с миндалевидными глазами, словно ученицы школы волшебства, выполняют магическое упражнение.
Каждый созерцатель найдет здесь свою картину. Мальчик с быками просто приводит их домой вечером после пастбища или это архетипы защитников из ритуальных шаманских практик? Быки как образ проводников, ангелов жизни и смерти. Веревка как поводырь и защита человека. Можно продолжать тему...
Футуристичная «Композиция» Д. Айоглу. Это экипаж «Тантры» Ивана Ефремова в поисках новых миров или люди будущего, использующие эту картину и руку художника, чтобы посмотреть на нас, своих предков?
И вот они «Успение» и «Чудо Георгия о Змие» Г. Хаджиоглова. Апостолы возле усыпальницы Божией Матери обезличены. Но посмотрите на одеяния. Эти тоги и плащи, словно доспехи воинов света, выкованные кузнецами из другого мира.
Святой Георгий как рыцарь времени и его вечная борьба со Змием - воплощением хаоса. А его конь - очень мощный и эмоциональный образ, символизирующий власть, преодоление пространства-времени. Он просто тянет все внимание на себя.
«Приднестровский авангард» действительно масштабная и необычная выставка - она не только стала амфитеатром коммуникации художника и созерцателя, но и источником чувств, эмоций и интересного общения.
Александр Корецкий