Тирасполь, 28 декабря. /Новости Приднестровья/. В преддверии окончания декабря «Новости Приднестровья» пообщались с заместителем председателя Правительства - министром экономического развития ПМР Сергеем Оболоником, попросили подвести итоги уходящего года и дать прогноз на следующий.
Сергей Анатольевич, добрый день. Как внешнеполитическая ситуация влияла в этом году на экономику Приднестровья?
Здравствуйте. Поскольку экономика нашего государства является очень открытой и встроенной в международную торговлю, все негативные изменения в сопредельных странах, в международной экономике в целом влияют на нас напрямую и с очень коротким временным интервалом. Поэтому, конечно, все негативные тенденции 2022 года оказали влияние на Приднестровье. Оно усугубилось также действиями наших соседей со стороны Молдовы по созданию барьеров, например, в финансовой сфере, связанных с ограничением экономических агентов в части открытия счетов, расчётов в международных твёрдых валютах. Это сказалось очень сильно на нашей экономике.
Также повлияли ограничительные меры в сфере электроэнергетики: проблемы с газом, с энергоконтрактом. Экспортная деятельность по этому направлению [электроэнергия] у нас существенно сократилась.
Кроме того, дефицит энергоресурсов, помноженный на экологические ограничения в адрес металлургического завода, привёл к тому, что если ранее ММЗ производил около 500 тыс. тонн проката стали в год, то в 2022-м получилось выпустить лишь около 289 тыс. То есть произошло почти двукратное сокращение объёма производства. Причём это следствие не только ситуации с газом и ограничительных мер по невыдаче экологической авторизации, но и создание в РМ дополнительных админбарьеров. В Молдове была создана комиссия, которая сократила возможности по пропуску лома.
Вся эта совокупность факторов: глобальные тренды, внешнеполитическая ситуация в целом и действия со стороны Молдовы в частности - создала очень серьёзные предпосылки к ухудшению общеэкономической ситуации в Приднестровье, появлению дополнительных рисков по деятельности наших экономических субъектов.
Это негативно отразилось как на приднестровском промышленном секторе, так и на сельскохозяйственной отрасли. Ограничительные меры по поставке удобрений, агрохимии не могли не сказаться на урожайности, которую мы по итогу получили в 2022 году.
Ну и, разумеется, вся эта совокупность факторов сказалась на объёме поступлений в бюджет, а это уже возможности государства. По социально защищенным статьям: они, безусловно, выполнены - пенсии, зарплаты бюджетникам выплачиваются в полном объеме, но программы развития не получили должной финансовой поддержки, их пришлось урезать.
Сколько падение составило в цифрах?
Если говорить в цифрах, то объём промышленного производства в Приднестровье по итогам 2022 года сократился на 20,5%, по металлургической отрасли по сравнению с прошлым годом падение составило 43%, машиностроение и металлообработка просели на 44%, лёгкая промышленность на 11%, электроэнергетика - на 13%. Экспорт в целом у нас сократился на 18,4%.
Производство в тех отраслях, которые ориентированы на внутренний рынок, – это пищевая промышленность, мукомольно-крупяная, комбикормовая - более-менее сохранило свои темпы и тенденции. Здесь им поддержку оказало то, что из-за нарушения логистических цепочек, закрытия каналов поставки из Украины мы были вынуждены переключиться на импортозамещение. В сельском хозяйстве мы и так в предыдущие годы развивали замену импорта, но сложившаяся ситуация стала дополнительным импульсом.
Есть прогноз, как будет развиваться ситуация в экономике в следующем году, чего нам ожидать?
Прогнозы, конечно, делаются, без них ни один процесс не осуществляется. Планирование бюджета на 2023 год строилось на умеренно консервативных прогнозах, которые не предполагали положительной динамики.
Прогнозирование на ближайшее будущее будет самым сложным элементом в осуществлении хозяйственной деятельности, поскольку предсказать, как себя сейчас будут вести наши соседи, как будет развиваться международная торговля, какое состояние дел будет на финансовом рынке, в том числе с курсом валют, будет очень сложно. Политическая турбулентность высокая.
Но уже сейчас можно сказать, что в 2023 году, однозначно, не следует ожидать положительного тренда. Скорее, будет нарастать негативная волна, это очень инерционный процесс. Спад промышленного производства в той же Европе, который мы сейчас наблюдаем, повлияет на европейский спрос, а это уже непосредственно скажется на нашем экспорте в европейские страны. Поэтому здесь можно ожидать либо стагнацию, либо негативные понижающиеся тренды по некоторым отраслям.
То есть восстановительного роста пока ждать не приходится?
Пока нет.
С кем сегодня торгует Приднестровье, кто основные партнёры по экспорту?
Традиционно ключевые объёмы поставок осуществляются в Молдову, Румынию, в страны ЕС. Молдова – это наш рынок для электроэнергетики, для сельского хозяйства. Ввиду отсутствия возможности расчёта твёрдыми валютами, о чём мы говорили ранее, большие объёмы нашей сельхозпродукции продаются именно на рынке Молдовы. Это в первую очередь зерновые и масличные культуры. Цемент также экспортируется в Румынию и Молдову. Кроме того, в Румынию поставляется металлургическая продукция.
Лёгкая промышленность везется в более отдалённые страны - Центральную и Западную Европу. Этот сегмент рынка сегодня сохраняется.
А вот объёмы поставок в Россию, напротив, в этом году серьёзно сократились. Связано это, разумеется, с отсутствием эффективной логистики. Раньше все каналы поставок были через Украину. Сейчас такие маршруты не работают.
Некоторые предприятия продолжают свою работу с использованием иной логистики - Прибалтика, Турция, но сокращение тем не менее масштабное, так как экономика в этом случае уже не работает эффективно. Поэтому наш рынок сейчас - это рынок Молдовы, ЕС и Турции.