Молдова: путь к эскалации в отношении Приднестровья
Молдова: путь к эскалации в отношении Приднестровья
Путь к эскалации. Президент Вадим Красносельский так характеризует появление молдавских силовиков на нашей границе с Украиной. На неделе они официально начали свою работу в пункте пропуска «Кучурган». Пока никак себя не проявили, но это вопрос времени.
В Приднестровье продолжают бить тревогу. Республика — на грани экспортно-импортной блокады. Общественники просят президента России Владимира Путина вмешаться в ситуацию. На этом фоне Молдова нанесла еще один удар по России и выслала пятерых дипломатов. Четверо из них являются действующими членами Объединенной контрольной комиссии. Кишинев наносит прямой удар по миротворческой операции. Руководство Молдовы снова пытается выдавить Россию из Приднестровья. И все это — на фоне очередной заморозки переговорного процесса.
В начале недели о Приднестровье говорили на встрече руководства Молдовы с главами дипломатических миссий, участниками переговорного формата «5+2». За одним столом — послы России, Украины, США, главы миссии ОБСЕ и ЕС в Молдове. По итогам общения было отмечено: молдавские власти готовы к поиску новых компромиссных решений по самым насущным проблемам повестки.
Игорь Додон, президент Республики Молдова: «Я убедил правительство и парламент, и мы дали предложения по решению проблем по автотранспорту, по школам, по тому, что просили наши приднестровские друзья, партнеры».
Игорь Додон говорит о тех вопросах и проблемах, которые были изложены по итогам встречи в Берлине. Тогда, год назад, впервые за несколько лет удалось провести встречу в формате «5+2». Стороны не просто подписали документ — Берлинский протокол, но и договорились по срокам решения проблем, волнующих граждан. За год с мертвой точки не сдвинулось ничего.
Виталий Игнатьев, министр иностранных дел ПМР: «Это не список проблем, а это список моделей решения проблем. Там в каждом из пунктов заложены механизмы, как их решать. Это лакмусовая бумага, которая показывает реальную готовность сторон договариваться в компромиссном ключе, решения с молдавской стороны нет, наоборот, продвижение вперед было заблокировано».
В Берлинском протоколе, в частности, говорится о необходимости разрешения проблемы политически мотивированных уголовных дел. Их правоохранительные органы Молдовы завели на должностных лиц, бизнесменов Приднестровья. Обозначены варианты признания дипломов наших ВУЗов, автомобильных номеров и многое другое. Тирасполь первые шаги сделал: закрыты уголовные дела против отдельных должностных лиц Молдовы, со стороны Игоря Додона — только обещания.
Виталий Игнатьев, министр иностранных дел ПМР: «Происходит удивительная ситуация, когда Приднестровье готово к переговорам. Молдавская сторона формально говорит, что она тоже не против заседания в формате „5+2“. Россия горячо поддерживает Приднестровье, говорит о том, что необходимо договариваться, чем скорее, тем лучше, и действующее председательство под надуманными предлогами нарушает принципы и процедуры ведения переговоров».
И, похоже, движения вперед в этом направлении не будет. За эту неделю Молдова предприняла ряд мер, которые еще больше осложнили ситуацию. 29 мая официальный Кишинёв объявляет персонами нон грата пятерых российских дипломатов. В течение 72 часов они покидают страну. Такое решение было принято на основе информации молдавских спецслужб.
Павел Филип, председатель правительства Республики Молдова: «Не могу сказать, кто эти люди, потому что по правилам нам этого делать нельзя. Они стали персонами нон грата в результате полученной информации от спецслужб — это стандартная процедура, и это, наверное, единственное, что я могу прокомментировать на данный момент».
Четверо дипломатов из списка на депортацию являются действующими членами Объединённой контрольной комиссии от Российской Федерации. Напомним, что после вооруженного конфликта на берегах Днестра ОКК руководит всей миротворческой операцией. В комиссию входят российская, молдавская и приднестровская делегации, а также обладающие правом совещательного голоса представители Украины и ОБСЕ.
Алексей Мартынов, политолог, международный эксперт, директор Международного института новейших государств: «От России в ОКК участвуют представители с дипломатическим статусом, то есть сотрудники российского посольства в Молдове. И именно в отношении этих дипломатических работников применяется процедура высылки. То есть на энное количество времени работа ОКК будет парализована. Без представителей России ОКК не легитимна, соответственно, она работать не будет. С какой целью это делается именно сейчас? Очень хороший вопрос».
На протяжении десятилетий Объединенная контрольная комиссия успешно разрешала инциденты в Зоне безопасности. Предотвращала развитие конфликтных ситуаций. И вот работа ОКК может фактически прекратиться.
Вадим Красносельский, президент Приднестровской Молдавской Республики: «Как дальше Россия будет представлять себя и управлять миротворческой миссией? Желание Молдовы понятно: они хотят выдавить отсюда российскую миротворческую составляющую, российские войска и заменить ее на какой-то непонятный там формат».
Василий Вакарчук, представитель приднестровской делегации в ОКК: «Наносится удар по Российской Федерации. Может так случиться, что на ближайшее заседание Объединённой контрольной комиссии приедет один сопредседатель. А это уже не работа. С юридической точки зрения, должно быть не менее двух членов ОКК, тогда заседание считается юридически выверенным и обоснованным. Это будет нарушен регламент ОКК, а значит, ОКК, не сможет принимать те решения, которые должна принимать».
Андрей Сафонов, депутат Верховного Совета ПМР: «Это не столько шаг Кишинева, сколько координаторов, которые находятся за пределами Республики Молдова. Или в Брюсселе, или в Вашингтоне. Это все часть натиска на Российскую Федерацию. Второй момент — это попытка дестабилизировать работу ОКК. Но и, конечно же, это прямой вызов в военно-политической сфере. Поскольку наряду с членами ОКК выслан и военный атташе».
31 мая в пункте пропуск «Кучурган» официально начинают работать пограничники и таможенники Республики Молдова. Пока они себя никак не проявили, но ведь это вопрос времени. Решение реализовали без учета мнения Приднестровья и за пределами международной переговорной площадки. Спонсором установки постов выступил Евросоюз.
Из текста заявления министерства иностранных дел ПМР в связи с установлением молдавско-украинского таможенно-пограничного контроля в пункте пропуска «Кучурган»: «Игнорирование аргументов приднестровской стороны, а также демонстративное ограничение Приднестровья в возможности открыто обсудить данную проблему на международной площадке „Постоянного совещания…“ служат неопровержимым доказательством исключительно политического характера действий Молдовы и Украины, осуществляемых под прикрытием ряда международных участников».
Цель таких действий простая, уверены эксперты. Кишинев и Киев делают все, чтобы перевести внешнеэкономическую деятельность приднестровских хозяйствующих субъектов в молдавское правовое поле.
Галина Антюфеева, заместитель председателя Верховного Совета ПМР: «Это первый такой шаг для того, чтобы через экономику решить все вопросы об объединении Приднестровской Молдавской Республики с Молдовой. Но без какого-либо статуса, без обсуждения каких-либо вопросов, такое, скажем, мягкое вдавливание нас».
В министерстве иностранных дел и европейской интеграции Молдовы уверяют: совместные посты — это вопрос исключительно молдо-украинских отношений. На первом этапе молдавские таможенники вместе с украинскими коллегами будут контролировать экспорт. А пограничники — заниматься мониторингом транспортных потоков и передвижения людей. Второй этап — полный контроль экспорта и импорта, физических лиц и автомобилей. И все согласно молдавскому законодательству, которое отличается от приднестровского.
Вадим Красносельский, президент Приднестровской Молдавской Республики: «Решение о выставлении совместных постов на территории Украины. Президент Додон прямо говорит, что он поддерживает эту инициативу. Хотя в том же Берлинском протоколе сказано, что все вопросы решаются исключительно за столом переговоров. Решение о выставлении постов было принято за спиной Приднестровья. Это путь к эскалации. Я не стану сейчас говорить обо всех возможных последствиях такого решения. Хотя молдавская сторона будет убеждать, что негатива не будет, что будет только благо. Да, мы знаем про благо 1992-го года, когда господин Снегур заявлял о восстановлении конституционного строя под благовидным предлогом. Говорил, что всем будет хорошо, и приднестровцам в первую очередь. Чем все закончилось, все прекрасно знают».
Совместный контроль Молдовы и Украины в пункте пропуска «Кучурган» беспокоит общественность. Общеприднестровский народный форум и выступил со своим специальным обращением. В нем приднестровцы призывают президента России Владимира Путина не допустить очередного витка блокады.
Юрий Чебан, координатор Общеприднестровского народного форума: «Мы проявим политическую неприязнь того, что сейчас делается со стороны не только Молдовы и Украины, но и со стороны Европейского союза. Деньги-то чьи на организацию этого поста? Деньги-то Европейского союза, это более 6 миллионов евро. Если это лишние деньги, помогите лучше народу Приднестровья. Дайте людям эти деньги. Покажите, что вы любите народ Приднестровья, вы к нему относитесь с уважением. Но не заставляйте его проходить через три кордона в Одессу и обратно в Кишинев. Это глупо, это кощунственно».
Владимир Рыляков, заместитель председателя политического совета Приднестровской республиканской партии: «Для этого вы выставили там европейские посты вместе с украинскими постами. Этого недостаточно? А если там будут стоять молдавские, этого будет достаточно? Дело не в этом. Это чистейшей воды политика, оказание давления экономического, социального уже на население Приднестровья».
Региональная стабильность — под угрозой. Совместный контроль Молдовы и Украины — это провокация, считают в министерстве иностранных дел. Опасность возникновения полномасштабной экономической блокады со стороны Кишинева и Киева обретает все более реальные черты. Молдова и Украина продолжают свое движение в сторону Запада, нанося по Приднестровью и по России удар за ударом.