Тирасполь, 29 июня. /Новости Приднестровья/. Один из лучших танкистов Великой Отечественной войны Владимир Бочковский и лётчик-испытатель Семён Шестаков, открывший Америку с воздуха, теперь на страницах брошюры «Мои великие земляки». Просветительский проект партии «Обновление» продолжается. Сегодня в офисе партии прошел круглый стол, посвященный двум великим воинам из Приднестровья. Участие приняли депутаты Верховного Совета, общественные деятели, журналисты, историки и военнослужащие.
Авиатор Семен Шестаков (1898-1943), совершивший в 1929 году первый авиаперелет Москва - Нью-Йорк, был одним из лучших пилотов первого поколения советских лётчиков. Он преодолел больше 20 тыс. километров в сложных погодных условиях, без радиолокационной поддержки с Земли, ориентируясь по примитивным приборам и обычной карте. На финише Шестаков облетел статую Свободы, превратив грёзы о сверхдальних авиаперелётах в реальность. В 1929 году это было технологическим чудом. Воздушный мост Москва - Нью-Йорк удивил весь мир.
В Сан-Франциско и Чикаго Шестакова и его команду - второго пилота Дмитрия Фуфаева, штурмана Бориса Стерлингова, морского лётчика Филиппа Болотова - чествовали, как героев. В Детройте жители города несли советских пилотов на руках. Там их пригласил в гости знаменитый Генри Форд.
Шестаков стал кумиром и учителем молодых летчиков. Во время Курской битвы он вылетел на выручку молодому летчику и был сбит. Его останков так и не нашли. Место падения самолёта одного из столпов советской авиации ищут до сих пор.
Мастер танкового боя, Герой Советского Союза Владимир Бочковский (1923-1999) отличился в Великую Отечественную войну глубокими рейдами в тыл противника. Как отметил военный историк Алексей Русанов, Бочковский был превосходным командиром среднего звена. Он блестяще провел диверсионные операции в тылу врага за счет богатого боевого опыта, навыков ориентации на местности, превосходной организации материальной части и связи - для радиообмена он оставлял танки по пути движения. Его рейды позволяли, с одной стороны, ослабить фронт противника за счет захвата его тыловых баз, с другой - обеспечить условия для наступления Красной армии благодаря захвату мостов и аэродромов.
В ходе круглого стола вспоминали эпические подвиги Бочковского и его танкового батальона: молниеносный захват крупного транспортного узла и базы немцев в городе Коломые, танковый таран локомотива с эшелоном, уничтожение вражеских танков прямо на железнодорожной платформе.
Журналист Николай Бучацкий, знавший Бочковского лично, вспоминал, что танковый ас обладал редкой способностью влиять на своих боевых товарищей, при этом он мог отказаться выполнить приказ командования, если в ходе планирования выяснялось, что людей вслепую посылают в лоб на вражеские орудия. Потерявший в Курской битве своих друзей, он больше всего ценил жизни подчиненных ему экипажей. Бочковский пять раз горел в танке, но всегда снова садился в боевую машину и отправлялся в сражение - этот феномен сегодня изучается военной психологией.