Тирасполь, 12 августа. /Новости Приднестровья/. 11 августа 2021 года Республику Молдова посетил с визитом заместитель главы администрации Президента Российской Федерации Дмитрий Козак, проведший переговоры с Президентом Республики Молдова Майей Санду, опирающейся на достигнутое после выборов 11 июля парламентское большинство. В настоящее время М. Санду и её команда активно перестраивают политическую и правовую систему страны для закрепления за собой практически монопольной власти, поэтому Д. Козаку пришлось вести диалог не с обладающим ограниченными полномочиями главой государства, а де-факто с полновластным лидером, которого безоговорочно поддерживают коллективный Запад, а также Румыния.
Для Москвы всё это не является новостью. Как водится перед подобными визитами, в соответствующих российских структурах и кабинетах внимательно изучили последние события в Молдове и вокруг неё. Россияне не могли не обратить внимание на стремительное сближение Кишинёва с Вашингтоном, Брюсселем и Бухарестом, наступившее как после победы М. Санду на выборах Президента РМ в прошлом году, так и после указанных выше парламентских выборов в году нынешнем.
Ещё 9 августа из СМИ, считающихся некоторыми аналитиками близкими к спецслужбам Молдовы и Румынии, стало известно, что «вице-премьер-министр, министр иностранных дел и европейской интеграции Нику Попеску принял посла Румынии в Республике Молдова Даниела Ионицэ с визитом в Министерстве иностранных дел… Министр Нику Попеску обсудил пути укрепления двустороннего сотрудничества, углубления и расширения Стратегического партнерства европейской интеграции Республики Молдова и дальнейшего развития особых привилегированных молдавско-румынских отношений. В этом контексте официальные лица также коснулись подготовки в ближайшее время рабочего визита в Бухарест».
А в день визита российского представителя поступает целый каскад знаменательных известий.
Оказывается, в сентябре должно состояться совместное заседание правительств Молдовы и Румынии, о чём уже сообщено официально.
Также в день прилёта Д. Козака в Кишинёв одобряется Меморандум о взаимном признании дипломов Молдовы и Румынии.
Но куда важнее с точки зрения направленности молдовской политики оказалось следующее сообщение: премьер-министр Наталья Гаврилица провела телефонный разговор с верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности, вице-президентом Европейской комиссии Жозепом Борреллем. Глава Правительства Молдовы заявила брюссельскому собеседнику:
«Европейская интеграция – один из стратегических приоритетов нового правительства. Мы приложим все усилия для развития нашего сотрудничества с ЕС, а также для продвижения выполнения Соглашения об ассоциации».
После чего она добавила: немедленные шаги нового правительства включают принятие законов и решений, необходимых для доступа ко второму траншу макрофинансовой помощи в размере 50 миллионов евро.
Более того, в сентябре Наталья Гаврилица, возможно, посетит Брюссель.
Это только часть из сегодняшних сообщений на тему взаимоотношений Кишинёва с Западом и Румынией. Каждое из них в отдельности не представляет из себя что-то сногсшибательное, но, сгруппированные вместе и проходящие под одной датой, они приводят к чёткому выводу: курс нынешнего руководства Молдовы однозначно прозападный и никакого намёка на участие команды действующего Президента РМ в евразийских интеграционных проектах нет и не может быть. Не исключено, что данная подборка и была рассчитана на то, чтобы в Москве не питали иллюзий насчёт политики Кишинёва. Вряд ли Молдова отныне будет принимать участие даже в качестве наблюдателя в заседаниях руководителей Евразийского экономического союза, как это бывало до прихода в президентское кресло Майи Санду.
Думается, искушённый с 2003 года в стройном сумбуре молдовской политики Дмитрий Козак прекрасно всё понял, потому что один из итогов его визита воплотился в кратком пункте из российского источника:
«"Санду заверила, что блокады Приднестровья, о которой предупредили власти Тирасполя, не будет", – заявил Козак. "Президент Молдавии заверила меня, что никакой блокады не будет. И они делают все, чтобы она не наступила с 1 сентября, когда наступают определенные ограничения. Исходя из того, что в Приднестровье проживают молдавские граждане", – сказал Козак».
Вряд ли будет большой ошибкой предположить, что это – реальная поддержка фактически союзного Российской державе Приднестровья. И, возможно, в какой-то мере – реакция на демонстративно прозападные и прорумынские шаги кишинёвских властей. Высказывания замглавы АП Президента России не могут быть импровизацией ещё и потому, что в Москве давно известно, что власти Молдовы подбивают Украину запретить с 1 сентября въезд на украинскую территорию автомобилей с приднестровскими номерами, а заодно выставить в Кучургане полноценные молдо-украинские таможенные посты. Возможно, это и имелось в виду под «определёнными ограничениями». Теперь важно, чтобы официальный Кишинёв сдержал своё слово…
Не исключено, что в ответ руководство Молдовы попыталось получить от Кремля обещание ликвидировать склады боеприпасов в Колбасне. Ясно, что молдовские политики все 30 лет независимости РМ думали не столько о «вышедших сроках годности» тех или иных видов вооружений и боеприпасов, сколько о том, чтобы оставить Приднестровье без средств защиты и союзных ПМР российских войск. В этом случае Приднестровье окажется беззащитным, и тогда приднестровцам будет легче вручить кишинёвский ультиматум о фактической капитуляции. Заодно Россия окажется полностью вытесненной с берегов Днестра.
Этот ход тоже был, судя по всему, разгадан российским руководством и дипломатией России. Поэтому Д. Козак сформулировал своё видение прошедшего диалога сдержанно и без зацепок к его словам:
«Нас попросили оказать содействие в урегулировании приднестровской проблемы и связанной с этим утилизацией боеприпасов. Мы тоже заинтересованы в утилизации этих боеприпасов, срок годности которых истек, и они не подлежат транспортировке. Договорились об этом взаимодействии».
Таким образом подчёркнуто, что речь идёт о тех боеприпасах, «срок годности которых истек», но не о ликвидации складов как таковых, потому что иначе Кишинёв заявит, что российским военным больше нет оснований находиться в «восточных районах Молдовы», коль скоро им нечего больше охранять. А ведь Москва считает, что говорить о выводе российских войск в принципе до урегулирования молдо-приднестровского конфликта вообще нет смысла. Фактически Россия после 2000 года похоронила заявление Бориса Ельцина от 1999 года, согласившегося на саммите ОБСЕ в Стамбуле на вывод российских воинов из Приднестровья. Тирасполь полностью поддерживает последующий отказ Кремля от односторонних уступок.
В политико-дипломатическом плане гость из России наверняка также понял, что в Кишинёве желают, чтобы Москва надавила на Тирасполь с целью склонить приднестровскую сторону подчиниться прозападным властям РМ. И снова ответил приличествующей ситуации сдержанно-дипломатической фразой:
«Дмитрий Козак после встречи с Президентом Молдавии Майей Санду заявил, что решение приднестровского вопроса является внутренним делом республики, но РФ готова помочь».
В русле отстаивания Россией своих интересов Д. Козак также сказал, что экономическое сотрудничество будет продолжено с учетом национальных интересов РФ. И вот конкретика: «На вопрос об экспорте сельхозпродукции Козак ответил, что страны будут договариваться, как и насчет цен на российский газ. (Для молдавских аграриев больше не действуют нулевые пошлины на ввоз в РФ овощей, фруктов и вина)».
Словом, с точки зрения Приднестровья можно констатировать, что российский союзник фактически поддержал позицию, согласно которой, во-первых, давление на ПМР недопустимо, ибо ставит под угрозу стабильность и безопасность на юго-западе бывшего СССР; во-вторых, успех молдо-приднестровского диалога зависит прежде всего от самих Кишинёва и Тирасполя.
Приднестровье всегда придерживалось именно такого подхода.
Андрей Сафонов, политолог; 11 августа 2021 года