Приднестровец Алексей Курганов дважды побывал в Антарктиде. Это произошло в 2015 и 2017 годах. Молодой человек, родившийся в селе Незавертайловка Слободзейского района, всегда мечтал о далёких странах, об удивительных открытиях. И теперь успешно воплощает в жизнь свои замыслы.
Он дважды ездил автостопом на Байкал, встречал Новый год в юрте в Карпатах, в качестве горного альпиниста участвовал в строительстве олимпийских объектов в Сочи и не только. Наш корреспондент связался с Алексеем Кургановым, который рассказал, как оказался в Антарктиде и почему стоит побывать на самом юге Земли.
«За путёвкой в этот край света следует обратиться в Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт. Именно там формируется состав участников экспедиции, которые в течение года с исследовательской миссией будут находиться на материке», - отметил Алексей.
Путешественник говорит: чтобы добраться до самой Антарктиды, нужно пересечь Атлантический или Тихий океан с севера на юг. Большая часть ежегодной экспедиции садится на одно из научно-исследовательских судов: «Академик Фёдоров» или «Академик Трёшников» – и отправляется в полуторамесячный рейс. Последние десятилетия основной, но не единственный путь кораблей проходит по маршруту Санкт-Петербург – Бремерхафен – Кейптаун – Антарктика. Также в Антарктиду людей доставляют самолётами либо и самолётами, и кораблями.
Станция, на которой зимовал Алексей, расположена в антарктическом оазисе – это непокрытый льдом участок суши. Суша холмистая, камень и песок, но также присутствует растительность в виде редких лишайников. Есть озёра, ручьи и водопады.
«Ледяной купол, укрывающий Антарктиду, огромен. Толщина льда доходит до 4-х километров в центре материка. На побережье лёд менее внушительных размеров. Но всё равно при первом знакомстве, глядя с борта корабля на место моего будущего пребывания, я принял ледяные склоны купола за облака, поднимавшиеся из-за горизонта позади тёмной полоски берега. При всей своей аскетичности полярные широты довольно живописны. Вдобавок воздух достаточно прозрачен. Те, кто, как и я, любит наслаждаться рассветами и закатами, найдут в Антарктиде нечто волшебное. Потому что здесь они не поддаются описанию», - делится воспоминаниями приднестровец.
На данный момент в Антарктике расположено 89 научных полярных станций, 9 из которых – российские. На всех ведутся научные (в том числе биологические, географические, геологические и метеорологические) исследования. Согласно Договору об Антарктике, любая страна в научных целях имеет право создать свою станцию южнее 60° южной широты.
Приднестровец зимовал на самой молодой российской станции «Прогресс», где работал инженером по обслуживанию котельного оборудования на дизельной электростанции (ДЭС). По его словам, это самая обычная работа в необычном месте.
Станция состоит из двухэтажного жилого здания, здания дизельной электростанции, а также нескольких научных и вспомогательных построек. Есть кухня со столовой, которую все называют камбузом. Морские термины там закрепились со времён первых российских антарктических экспедиций. У каждого зимовщика своя каюта с необходимой мебелью. Санузлы расположены на каждом этаже.
Продукты, топливо и различные необходимые для автономного годичного проживания материалы завозятся в период навигации. Тогда же на станцию приезжает сменный зимовочный состав: электромеханики, механики-водители, дизелисты, повара, врачи, радисты, IT-специалисты и учёные.
«Жизнь здесь размеренная, неспешная. Много свободного времени. Его посвящаю тому, что в обычной жизни всегда оставлял на потом: читаю книги, изучаю языки, занимаюсь спортом, знакомлюсь с необычной для меня флорой и фауной. Успел подружиться с местными обитателями, которые не боятся людей, а в некоторых случаях даже первыми идут на контакт. Особо коммуникабельными оказались морские котики и пингвины», - рассказал путешественник.
В настоящее время Алексей также находится в экспедиции. Только уже не в Антарктиде, а на полуострове Ямал на севере Западной Сибири (территория Ямало-Ненецкого автономного округа России).
Светлана Гулинская