image001-16970.jpg

ОЛЬВИЯ-ПРЕСС

ВЛАДИМИР ЯСТРЕБЧАК: ПЕРЕГОВОРНЫЙ ПРОЦЕСС МЕЖДУ РМ И ПМР ДОЛЖЕН СОПРОВОЖДАТЬСЯ ПОЛИТИЧЕСКИМИ И ЮРИДИЧЕСКИМИ ГАРАНТИЯМИ НА ВСЕХ ЭТАПАХ

Какая из сторон настроена конструктивно работать над нормализацией отношений между Кишиневом и Тирасполем, а какая только имитирует бурную деятельность в этом направлении? Приднестровская делегация постаралась обратить внимание международного сообщества на действительный подход Республики Молдова и Приднестровской Молдавской Республики к этой важной проблеме и на общее состояние дел в молдо-приднестровском урегулировании.

image003-9190.jpgНапомним, что в городе Бад-Райхенхалль (Германия) под эгидой ОБСЕ 8-9 сентября прошла конференция по расширенным мерам укрепления доверия в процессе молдо-приднестровского урегулирования. В рамках мероприятия представители Приднестровья озвучили свою точку зрения по поводу реального желания официального Кишинева конструктивно работать над проблемой разрешения конфликта на берегах Днестра.

«У нас была возможность обменяться мнениями не только по вопросу о гарантиях в молдо-приднестровском урегулировании, но в целом по состоянию дел в переговорном процессе. Я обратил внимание коллег на действительный подход к делу со стороны Кишинева и Тирасполя. Подтверждение сказанному было наглядное – за столом на конференции в составе приднестровской делегации было 6 министров, причем 4 из них являются руководителями профильных экспертных групп. С молдавской стороны представитель такого уровня был только один – вице-премьер РМ Евгений Карпов. Остальные члены молдавской делегации, включая руководителей рабочих групп, были в лучшем случае заместителями руководителей профильных ведомств», - об этом в понедельник на пресс-конференции по итогам поездки в Германию сообщил журналистам министр иностранных дел ПМР Владимир Ястребчак.

По мнению приднестровской стороны, только те, кто непосредственно занимается вопросами на профессиональном уровне, то есть руководители ведомств, могут отвечать за полноценную работу экспертных групп. Поэтому тот факт, что Молдова не делегирует в состав рабочих (экспертных) групп министров говорит и о нежелании соблюдать принцип равноправия сторон, и о реальном отношении к происходящим процессам.

            Одним из важнейших инструментов для поиска оптимальной модели урегулирования молдо-приднестровского конфликта является механизм гарантий. С тем, что он нужен, согласны и в Кишиневе, и в Тирасполе. Однако мнение приднестровцев о том, каким должен быть механизм гарантий и на каком этапе применяться, сильно отличается от мнения их коллег из Молдовы.

            «Мы обратили внимание представителей ОБСЕ, Украины, России и Молдовы на то, что гарантии не являются целью урегулирования. Это не некая финальная точка, это средство достижения оптимальной модели нормализации отношений между РМ и ПМР. Поэтому для нас мало приемлем подход, который предлагается нам из Кишинева. По версии РМ, вопрос о гарантиях появляется только после окончательного урегулирования, исходя из той модели, которая будет принята. Мы считаем, что переговорный процесс должен сопровождаться политическими и юридическими гарантиями на всех этапах, до нахождения модели, которая устроит и Кишинев, и Тирасполь», - сказал глава приднестровского внешнеполитического ведомства.

            Следует отметить, что в Приднестровье не просто сидят и мечтают о механизме гарантий в ожидании, что кто-то его принесет на блюде. Еще в 2009 году приднестровская сторона подготовила свой проект соглашения, в который включены два важнейших элемента – взаимные обязательства сторон конфликта и международные гарантии. Об этом министр иностранных дел ПМР напомнил и на конференции в Германии.

            «Я в своем выступлении еще раз напомнил всем присутствующим, что приднестровская сторона, осознавая важность вопроса о гарантиях, внесла в 2009 году свой проект соглашения об основах системы гарантий в молдо-приднестровском урегулировании. Следует отметить, этот проект основан на одном из важных ранее подписанных документов, на Соглашении о поддержании мира и о гарантиях безопасности, который в числе немногих депонирован ОБСЕ. Этот документ один из первых установил важность системы гарантий для отношений сторон», - сказал Владимир Ястребчак.

            Говоря о взаимных гарантиях сторон, приднестровский дипломат отметил, что Кишинев и Тирасполь должны следить за выполнением всех ранее подписанных договоренностей и действовать в строгой последовательности. 

            «Во-первых, разногласия должны разрешаться на основе соглашений, а не правовых актов одной из сторон, а, во-вторых, в случае необходимости, подписанные сторонами соглашения, (если они по каким-то причинам не приобретают прямого действия), должны стать поводом для изменения внутреннего законодательства сторон. Недопустима обратная ситуация, когда соглашения, заключенные между сторонами, изменяются в угоду законов одной из сторон. Ни в коем случае нельзя подменять совместную работу по выработке соглашений работой на правовом поле одной из сторон», - сказал Владимир Ястребчак.

            При этом, добавил глава МИД ПМР, стороны не должны оказывать друг на друга давление и решать все вопросы только путем политического равноправного диалога. 

            Что же касается вопроса международных гарантий, то он не менее важен. В первую очередь речь идет о депонировании международными партнерами основных документов, подписанных Молдовой и Приднестровьем. В случае с урегулированием молдо-приднестровского конфликта это Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе.

            «На конференции я привел в качестве примера одно из наших государств-гарантов. На сайте этой страны в разделе «Международные договоры» есть документы, подписанные РМ и ПМР. К слову, в Кишиневе зачастую ставится под сомнение вопрос о статусе подписанных договоренностей. Но если это международный договор для государств-гарантов, то, по нашему мнению, для одной из сторон конфликта это международный договор с конкретными международными обязательствами», - отметил приднестровский дипломат.

            В проекте соглашения о гарантиях также оговариваются действия стран-гарантов и посредников в случае, если одна из сторон конфликта пытается в одностороннем порядке, без согласия другой стороны, внести изменения в оговоренные правила, действовать вопреки ранее достигнутым соглашениям.

«Если делается такая попытка, то гаранты должны действовать, исходя из имеющихся согласованных договоренностей в отношении другой стороны», - сказал Ястребчак.

И. Летяга