image001-16876.jpg

ОЛЬВИЯ-ПРЕСС

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИГРИЩА В МОЛДОВЕ ПРОДОЛЖАЮТСЯ

image003-9124.jpgПолитический кризис в Молдове вышел на новый виток. Конституционный суд этой страны 20 сентября вынес свой вердикт – механизм избрания президента Республики Молдова остается прежним. То есть выбирать его должны парламентарии, из 101 депутата отдать свой голос за кандидата на пост главы государства должны не менее 61. И снова перед молдавской политэлитой замаячила мрачная перспектива очередных досрочных выборов в парламент.

Уже более двух лет Молдова живет без законно избранного президента, поставив печальный рекорд по несговорчивости элит. Молдавские коммунисты во главе с Владимиром Ворониным стремятся вернуть себе власть, но им противостоят центристы и правые. Весной 2009 года Партия коммунистов Республики Молдова после очередных выборов 5 апреля дважды не смогла договориться с представителями других партий, прошедших в парламент. Тогда коммунистам не хватило всего одного голоса, чтобы их кандидат Зинаида Гречаная стала президентом. У коммунистов было 60 депутатских мандатов. Они сформировали правительство, но неспособность их лидера вести диалог сделала свое «черное дело» - голос за кандидата от ПКРМ оппозиция не отдала. После этого парламент распустили, и досрочные выборы состоялись 29 июля 2009 года. Однако проблему избрания президента решить не удалось и после них. ПКРМ получила 48 мандатов, Либерально-демократическая партия — 18, Либеральная партия — 15, Демпартия  — 13 и Альянс «Молдова ноастрэ» — 7. Следует отметить, что ЛДПМ, ЛП, ДМ и АМН объединились в Альянс за евроинтеграцию. И если весной в оппозиции были партии, вошедшие в состав АЕИ, то после июльских в оппозиции оказались коммунисты. Однако партии альянса также не смогли дважды избрать своего кандидата – Мариана Лупу, так как у них не хватало своих голосов, а коммунисты в свою очередь отказались сотрудничать. Следующие внеочередные выборы в парламент состоялись в Молдове в ноябре 2010 года. Все это время страна жила без законно избранного главы государства. Его обязанности исполнял Михай Гимпу. Но результаты парламентских выборов - 2010 также не позволили одной из сторон – левым или правым, самостоятельно править Молдовой, а делить власть никто не соглашался. Силы распределились следующим образом: ПКРМ — 42 мандата, ЛДПМ — 32, ДПМ — 15 и ЛП — 12. Коммунисты снова оказались в оппозиции, при этом следует отметить, что от выборов к выборам они теряли свои позиции, тогда как количество мандатов, доставшихся ЛДПМ, ДПМ и ЛП в сумме увеличилось. Следующим временно исполняющим обязанности президента РМ стал Мариан Лупу.  

Примечательно, что перед ноябрьскими выборами, 5 сентября 2010 года, в Молдове была сделана попытка изменить Конституцию в части избрания главы государства, проводился даже референдум, что в РМ крайне редкое событие, однако он провалился из-за низкой явки избирателей. Гражданам Республики Молдова надоело смотреть на политические игрища элит, которые враждуют между собой, а о благе государства предпочитают не вспоминать. Инфляция, рост внешнего долга, спад в экономике, снижение уровня жизни привели к росту протестных настроений среди населения, что отразилось на политической активности.  

Но находящийся у власти в РМ в общей сложности около 2 лет Альянс за евроинтеграцию,  подаривший Молдове двух временно исполняющих обязанности президента не оставил попыток избежать досрочных выборов. Три партии, входящие в АЕИ сделали запрос в Конституционный суд РМ. Они попросили дать толкование статьи 78, регламентирующей избрание главы государства, чтобы выяснить -  возможно ли принять закон, согласно которому избрать молдавского президента можно будет простым большинством голосов в парламенте?  На этот запрос Конституционный суд четко ответил – нет.

«После решения КС теоретически нет никаких шансов у нынешнего парламента избежать еще одних досрочных выборов. Вся проблема в том, что с оппозицией никто договариваться не собирается. Кроме того, сценарий досрочных парламентских выборов предпочтителен для многих», - такое мнение в интервью информационному агентству «Ольвия-пресс» озвучил молдавский политолог Богдан Цырдя. 

Тем не менее, считает эксперт, альянс попытается сделать то, что хотел в прошлом году – изменить Конституцию РМ, чтобы избежать роспуска парламента. Нынешний премьер-министр РМ Владимир Филат, например, после известия о невозможности изменить Конституцию путем принятия органического закона, заявил, что вопрос об избрании президента остается все еще открытым. И ему очень не хочется досрочных выборов, которые он считает «очень опасными». Филат озвучил два варианта, которые помогли бы их избежать.

«Первое решение зависит от компетенции парламентариев. Начать диалог и найти компромиссный вариант. Если не сумеем прийти к компромиссу, тогда может быть принята новая Конституция. Ее следует разработать вместе с представителями общественности, потому что она должна отвечать проблемам, с которыми сталкивается Республика Молдова», - сказал Филат.

Трудно поверить, что АЕИ договорится с ПКРМ, за два года, во всяком случае, они это сделать не удосужились. Что же касается принятия новой Конституции, то и здесь возникает масса вопросов.

 «Безусловно, это входит в глубокое противоречие со всеми рекомендациями Венецианской комиссии от 15 марта 2010 года, где ясно сказано, что изменять конституционную норму путем референдума нельзя, и все равно нужно иметь 2\3 голосов депутатов для избрания президента. Альянс же пытается идти против Конституции, против европейской практики, против рекомендаций Венецианской комиссии. Конечно же, это очень скользкий путь. Конституцию обычно модернизируют, когда в стране все более-менее спокойно. А у Молдовы кризис, инфляция, растет внешний долг, цены растут. Вообще непонятно как они собираются принять эту Конституцию, когда в молдавском парламенте такие глубокие внутренние противоречия»,  - отметил в интервью Богдан Цырдя.

Он добавил, что ему вообще непонятно чего могут коснуться изменения.

«Мне вообще непонятно как они собираются менять 11 статью, где написано про нейтралитет? О вступлении в НАТО? Что они будут делать с 13-й статьей, в которой написано, что официальным языком в РМ является молдавский? Что они будут делать с 78-й статьей, в которой написано о форме правления? О полномочиях президента, его прерогативах и так далее? Они же на этом задохнутся. Но есть же и другие статьи, из-за которых они перессорятся. Например, касающиеся Гагаузии. Кое-кому хочется сузить полномочия Гагаузской автономии. Но даже если будет принята новая Конституция, это не избавляет их от досрочных выборов. Если же применят жесткие технологии, тогда можно говорить о том, что альянс прибегает к узурпации власти в стране. Тогда это уже будет проблема не политическая, а скорее уголовная», - считает молдавский политолог.

Предположения о том, что депутаты в молдавском парламенте перессорятся, имеют под собой веские основания. Они и сейчас не очень-то ладят, даже внутри АЕИ, который представитель ЛП Михай Гимпу сравнивает с трескающимся бетоном. Противоречия между лидерами партий, входящих в правящий альянс, настолько сильны, что эмоции порой просто зашкаливают. Это становится достоянием СМИ. Владимир Филат недавно заявил, что Гимпу понятия не имеет как управлять страной, на что Гимпу ответил, дескать, Филат ему не указ и не ему учить мудрого руководителя Гимпу. В ответ Филат пообещал подождать пока у Гимпу не спадет температура и он не станет здраво рассуждать. Сильны противоречия и между двумя Владимирами – Филатом и первым вице-спикером Плахотнюком. Филат говорит, что борется с коррупцией, а не воюет с Плахотнюком за власть. Не останавливает членов АЕИ даже опасность коммунистического реванша в РМ, так как разногласия внутри альянса в первую очередь на руку ПКРМ.

Эксперты отмечают, что смутные времена в Молдове затянутся на неопределенный срок. Хотя делать прогнозы в стране, где все иногда решается по звонку из вашингтонского обкома дело неблагодарное. Тем не менее, по всей вероятности, в Молдове еще долго править страной будет временно исполняющий обязанности.

«Молдова – это уникальное государство, которое уже на протяжении нескольких лет развивается вне руководителя. И это затянется на неопределенный срок. В Молдове на сегодняшний день ни одна из политических сил не способна набрать абсолютное большинство в парламенте. Но даже когда школу или завод возглавляет временно исполняющий обязанности руководителя это нехорошо. Он потому и временно исполняющий, что это стечение обстоятельств, на короткий срок. А затем все-таки надо решать проблему с руководством. А тут целое государство. Пусть даже не самое высокоразвитое, но это все-таки государство, признанное международным сообществом. Это бьет и по имиджу Молдовы, и становится предпосылкой для внутреннего раздора. Раз место руководителя не занято, появляются дилетанты от политики, мошенники от политики, которые хотят воспользоваться этой ситуацией и уж конечно не в интересах молдавского народа», - отметила в интервью информационному агентству «Ольвия-пресс» приднестровский политолог Светлана Осипова.

Светлана Осипова полагает, что вывести из политического кризиса Молдову могли бы реформы.

«Молдове надо над этим работать, но дело в том, что сегодня политической элите РМ некогда. Мне кажется, что они все нацелены на решение своих личных проблем», - говорит приднестровский эксперт.

К слову о том, чтобы договорится в парламенте. Некоторые эксперты полагают, что объединение Владимира Воронина и Владимира Филата могло бы дать положительный результат. Не надо менять Конституцию, не надо нарушать законы, не надо даже идти на досрочные выборы. Объединившись, Филат и Воронин получают 74 мандата и могут выбирать президента, формировать правительство, в общем, плодотворно «соображать на двоих». Но не все так просто, считают эксперты.

«Об этом много говорят, много пишут, и такой альянс имеет определенные плюсы. Но в действительности все куда сложнее. Филат все-таки связан соглашениями с Альянсом. Над этими соглашениями есть «смотрящие» из Брюсселя и Вашингтона. АЕИ – это, если можно так выразиться, евроатлантическая конструкция, никто Филату просто так не позволит делать маневры. Кроме того, коммунисты и Филат друг другу не доверяют, поэтому вопрос о том за кого раньше голосуют – за Филата президента или спикера Воронина – может стать камнем преткновения. Они будут подозревать друг друга в подвохе», - считает Богдан Цырдя.

«Объединение диаметрально противоположных политических сил вызывает недоверие даже у простых граждан. Его оценивают как какой-то вид мошенничества. Люди понимают, что этого не может быть, но раз они это сделали, то для того, чтобы нас обмануть. Вряд ли Филат пойдет на этот союз. Воронин не пойдет на альянс потому, что он хочет быть главным, но понимает - Филат сам хочет быть главным», - отметила в интервью «Ольвии-пресс» Светлана Осипова.

То есть можно говорить о том, что внутренних предпосылок для скорого разрешения политического кризиса в Молдове пока нет. Увещевания иностранных дипломатов пока тоже мало помогают. В условиях политической неразберихи, когда по большому счету никто ни за что не отвечает, существует угроза, что некоторые процессы, которые имеют отношение не только к Молдове, но и затрагивают интересы других государств, будут набирать обороты. Например, процесс румынизации. Как отмечают эксперты, в проведении этой политики заинтересованы многие силы в Молдове и они успешно действуют.

«Либеральная партия имеет контроль над определенными министерствами, в том числе министерством обороны. И политика румынизации там идет достаточно успешно. Либерально-демократическая партия тоже продвигает, пусть не так яростно и упорно как ЛП, но продвигает румынские идеи – название языка, изучение истории румын, открытие консульств, институтов культуры Румынии в Молдове и так далее. Это такая латентная румынизация, я это называю деконструкция страны. Открываются в Молдове и кладбища румынских солдат, и памятники разные, идет замена символов, улицы переименовывают. В Кишиневе появилась улица Антонеску. Понимайте это как хотите, но факт остается фактом. Я уже не говорю про всевозможные научные конференции, книги, где говорят, что нет такого народа как молдаване, есть румыны. Постепенно все это проедает молдавскую идентичность и государственность», - отметил Богдан Цырдя.

Приднестровский политолог Светлана Осипова предполагает, что в Молдове будет явное расслоение населения по вопросу вступления в Румынию. Кроме того, политической элите в Молдове выгодно использовать идеи румынизации в политических играх.

«Румыния никогда не была очень развитым государством, но при этом у нее всегда были сильны имперские амбиции. Пользоваться активно могут идеями воссоединения с Румынией в Молдове для того, чтобы отвлечь население от насущных проблем», - сказала Осипова.

В Приднестровье внимательно наблюдают за происходящим в соседней стране. Прежде всего, потому, что молдо-приднестровский конфликт еще не урегулирован и над этим необходимо трудиться не только Тирасполю, но и Кишиневу. Однако делать это проблематично, так как у молдавского руководства другие приоритеты, да и чувствуют себя в креслах молдавские чиновники не очень уверенно, завтра, после выборов, они могут лишиться  своих портфелей. Это не только касается врио президента или спикера парламента. Министры тоже являются представителями конкретных партий. А во время очередной внеочередной избирательной кампании оппоненты могут им припомнить ошибки или какие-либо шаги, сделанные в приднестровском направлении. Поэтому до сих пор деятельность экспертных рабочих групп от ПМР и РМ, направленная на нормализацию отношений, не принесла существенных результатов. Со стороны Приднестровья рабочие группы возглавляют министры и заместители глав ведомств, со стороны Молдовы менеджеры, по меткому выражению министра экономики ПМР Елены Черненко, «очень среднего звена».

«На сегодняшний день политические силы Молдовы так заинтересованы в продвижении своих личных идей, что им как-то не до Приднестровья. И на сегодняшний день позиция Молдовы по Приднестровью не изменилась. У них даже если и было желание изменить свою позицию по Приднестровью – руки не доходят. Пока не будут решены внутриполитические проблемы в Молдове, активного возвращения к переговорному процессу не будет», - считает эксперт из Приднестровья Светлана Осипова.

В том, что Молдова активно включится в переговорный процесс с Приднестровьем сомневаются и молдавские политологи.

«Дай Бог, чтобы было продвижение на бытовом уровне – решены проблемы железнодорожного движения через приднестровский участок ЖД, проблемы связи, грузоперевозок и так далее. Запад же устраивает сложившееся положение, так как происходит постепенное выталкивание России из региона», - сказал Богдан Цырдя.

И. Летяга