С
1956 года на территории Молдавской СССР дислоцировалась 14-я гвардейская
общевойсковая армия Одесского военного округа. После распада Советского Союза в декабре 1991 г.14-я армия была отключена
от системы оповещения Вооруженными Силами СССР. Армия оказалась в окружении
независимых государств на территории непризнанной Приднестровской Молдавской
Республики. Не зная, что с нею делать, Михаил Горбачев включил её в состав
Объединенных Вооружённых Сил СНГ. Однако через четыре месяца она перешла
под юрисдикцию России. 1 апреля 1992 года Президент РФ Борис Ельцин издал Указ
«О переходе под юрисдикцию Российской Федерации воинских частей вооруженных сил
бывшего СССР, находящихся на территории Республики Молдова». В нем, в
частности, постановлялось: «В целях поддержания устойчивого управления и
обеспечения функционирования 14-й гвардейской армии, соединений, воинских
частей и учреждений Вооруженных Сил бывшего СССР, находящихся на территории
Республики Молдова и не вошедших в состав создаваемых Республикой Молдова собственных
вооруженных сил, недопущения вовлечения войск в межнациональные конфликты, а
также социальной защиты военнослужащих и членов их семей - перевести 14-ю
гвардейскую армию, соединения, воинские части и учреждения Вооруженных Сил
бывшего СССР, находящихся на территории Республики Молдова и не вошедших в
состав ее собственных вооруженных сил, под юрисдикцию Российской Федерации с
подчинением их Главнокомандующему Соединенными вооруженными силами Содружества
независимых государств».
Указ этот вышел в тот момент, когда в Приднестровье уже полным ходом шла война. Молдавская армия, полиция и волонтеры расстреливали приднестровцев из орудий, минометов, другой военной техники, по сути, подаренных Россией Молдове. Как известно, все вооружение и военная техника, вплоть до самолетов и вертолетов, находившиеся на правом берегу Днестра, были переданы безвозмездно молдавским властям. Приднестровье не получило ничего. Мало того, в самый трудный период, когда уже месяц шла кровопролитная война, Ельцин издал Указ, который лишил приднестровцев возможности получить оружие и технику для защиты своей республики. В самые трудные дни войны 1992 года приднестровцам пришлось буквально «осаждать» военные казармы и ангары с техникой 14-й армии, женщины на коленях стояли перед российскими офицерами, умоляя если не помочь, то хотя бы дать оружие, чтобы приднестровцы могли защитить себя.
Но даже тогда в Приднестровье никто не протестовал против перехода 14-й армии под юрисдикцию России. Во всех республиках бывшего СССР оружие и вооружение бывшей Советской армии оставалось в руках новых независимых властей, создававших свои армии. Лишь в Приднестровье этого не произошло. Для народа ПМР Россия оставалось Родиной, могли ли приднестровцы спорить с решением России? Конечно же, нет. К тому же все верили, что переход 14-й армии под юрисдикцию РФ остановит агрессию Молдовы против ПМР. Но этого не произошло. Россия объявила нейтралитет и невмешательство в вооруженный конфликт на берегах Днестра. И вдохновленная безнаказанностью Молдова в июне того же 1992 года обрушила всю свою военную мощь на Бендеры – второй по величине город Приднестровья. Но главной целью Кишинева был Тирасполь – вот куда после Бендер должны были двинуться молдавские войска. Но в Бендерах они завязли. Надолго. Потому что сопротивление было отчаянным, к тому же на помощь приднестровцам со всех уголков бывшего СССР спешили те, кому была небезразлична судьба русских, украинцев, белорусов, представителей других национальностей, сражающимся против молдавского национализма. Мало того, на сторону Приднестровья, возмущенные бездействием Москвы, стали переходить отдельные подразделения 14-й армии. А тут еще в Тирасполь приехал Александр Лебедь и стал говорить совсем уж страшные для молдавских властей вещи про обед в Кишиневе и ужин в Бухаресте. Молдавский блицкриг провалился. Официальный Кишинев начал искать возможность прекратить развязанную им войну. 21 июля 1992 года в Москве Президенты РФ и РМ Борис Ельцин и Мирча Снегур в присутствии Президента ПМР Игоря Смирнова подписали соглашение «О мирном урегулировании вооруженного конфликта в приднестровском регионе Республики Молдова».
Вооруженный конфликт завершился, тем не менее, с этого момента и по сегодняшний день Молдова усматривает в присутствии российских солдат на территории Приднестровья угрозу своей национальной безопасности. Это заставило Молдову практически сразу после окончания войны искать способы заставить Россию окончательно вывести свои войска из Приднестровья.
9 февраля 1993 года президент РФ Борис Ельцин после переговоров с главой Молдовы Мирчей Снегуром объявил о готовности вывести 14-ю армию. Сроки вывода было решено определить «по мере достижения прогресса в определении Молдавией особого статуса ее левобережных районов». Чтобы быстрее добиться вывода 14-й армии, в Конституции РМ, принятой в 1994 г., Молдова закрепила за Приднестровьем статус автономии. Но приднестровцы не были согласны на автономный статус в составе Молдовы. И Кишинев предпринял следующий шаг. В результате переговоров с Москвой в 1994 году Россия подписала Соглашение о правовом статусе, порядке и сроках вывода военных формирований, которые временно находятся на территории Молдовы. Войска 14-й армии по Соглашению должны были быть выведены на протяжении трех лет с момента вступления его в силу.
Понятно, что с этим не были согласны Приднестровцы, которые видели и по сей видят в российской армии единственного гаранта мира на берегах Днестра. 26 марта 1995 года в Приднестровье прошел референдум по вопросу нахождения на территории ПМР 14-й российской армии. 92,4% приднестровцев проголосовали против ее вывода с территории ПМР. Но в расчет итоги референдума приняты не были. 1 июля 1995 года 14-я армия была расформирована, а на ее базе создана Оперативная группа российских войск (ОГРВ). С этого момента начинается интенсивное сокращение организационных структур и численности российской войсковой группировки в Приднестровье.
17 февраля 1998 года в Одессе состоялась встреча на высшем уровне, в которой приняли участие Леонид Кучма, Петр Лучинский, Виктор Черномырдин и Игорь Смирнов. Во время этой встречи было подписано соглашение «О мерах доверия и развитии контактов между Республикой Молдова и Приднестровьем», в соответствии с которым все вооружение в Приднестровье, принадлежавшее России, было разделено на три части. К первой части относилось вооружение, боеприпасы и имущество группы российских войск, находящиеся в неприкосновенности. Вторую часть составляло военное имущество, подлежащее безусловному вывозу на территорию РФ. В третью вошли излишки вооружения, которые должны были подвергнуться уничтожению на месте. Одновременно Молдова вела переговоры с западными странами, являвшимися членами ОБСЕ, с тем, чтобы те оказали содействие в выводе российских войск и вооружений из Приднестровья. Этот вопрос обсуждался на специальной встрече стран-членов ОБСЕ в августе 1999 года в Вене, а затем на стамбульском Саммите ОБСЕ, на котором Российская Федерация взяла на себя обязательство вывести или уничтожить российские обычные вооружения итехнику, ограничиваемые Договором об обычных вооруженных силах в Европе, к концу 2001 года.
В результате принятого Россией решения с 1999 по 2004 годы из Приднестровья было вывезено и уничтожено огромное количество оружия, боеприпасов и военной техники. Одновременно шло сокращение числа военнослужащих ОГРВ. Сегодня в составе оперативной группы в Приднестровье остаются всего два отдельных мотострелковых батальона, которые выполняют миротворческую миссию, а также батальон охраны и обслуживания, охраняющий склады с оружием и боеприпасами, которые не были вывезены или уничтожены. На сегодняшний день в Приднестровье осталось всего лишь около полутора тысяч военнослужащих Российской Федерации.
Выиграла от этого Россия, практически лишившись своего военного присутствия на стратегически важном балканском направлении? Разумеется, нет. Соблюдая Договор об обычных вооруженных силах в Европе, Россия, к сожалению, утратила или почти утратила многие ключевые позиции на постсоветском пространстве. Тем временем Европа и не думала соблюдать пункты стамбульского договора. Мало того, все ближе к границам России подбиралось НАТО, а США в странах Восточной Европы размещали все новые военные базы. И никто, кроме России не сокращал свои вооружения и не выводил свои войска с территорий, где их присутствию были рады, мало того, на всенародном референдуме выступали за их сохранение, как это было в Приднестровье. Но, увы, к голосу приднестровского народа никто не прислушался. Россия потеряла возможность серьезно влиять на события, происходящие в Юго-Восточной Европе, а Приднестровье осталось практически незащищенным от новой агрессии, которую в любой момент может развязать Молдова при поддержке Запада.