image001-15967.jpg

ОЛЬВИЯ-ПРЕСС

ОЛЕГ ГУДЫМО: ПЕРЕД МОСКОВСКОЙ ВСТРЕЧЕЙ В ФОРМАТЕ «5+2» ИНФОРМАЦИОННОЕ ДАВЛЕНИЕ НА ПРИДНЕСТРОВЬЕ БУДЕТ УСИЛИВАТЬСЯ

image003-8528.jpgВ преддверие предстоящей встречи в пятистороннем формате по молдо-приднестровскому урегулированию 21 июня в Москве со стороны Молдовы на Приднестровье будет оказываться усиленное давление в информационном плане. Такое мнение в интервью информационному агентству «Ольвия-пресс» высказал член приднестровской делегации в Объединенной контрольной комиссии Олег Гудымо. Собеседник агентства также полагает, что в этом усиливающемся потоке провокаций и обвинений  не последняя роль принадлежит западным структурам.

И те и другие, - говорит Олег Гудымо, заинтересованы в том, чтобы «опорочить Приднестровье в глазах мирового сообщества, представить приднестровцев как людей, не подчиняющихся требованиям закона, мировым стандартам в области прав человека и так далее».

В этой связи внимание экспертов привлекла пресс-конференция в Кишиневе, в ходе которой две семьи Еременко и Поповских, вместе с их кишиневским адвокатом обвинили приднестровские силовые ведомства и пенитенциарные учреждения в нарушении прав заключенных Виталия Еременко и Остапа Поповских. Со слов родителей следует, что 42-летний Еременко был задержан за незаконное предпринимательство. Он обвиняется в попытке убийства и казнокрадстве.

«Виталий был арестован два месяца назад и сидит в подвале без каких-либо условий», - сказала Вера Еременко. Женщина рассказала, что от нее потребовали миллион евро (в телеверсии Еременко произносит «долларов США» – прим.редакции) за освобождение сына. "У нас нет таких денег, мы живем на мизерную пенсию, но я готова продать свои органы, чтобы заплатить за освобождение сына", - приводит ее слова агентство Info-Prim Neo.

Отец мужчины Федор Еременко рассказал, что его сын содержится во влажном и узком помещении. Его жилье было описано, а детей выгнали из дома. «Мы неоднократно обращались в прокуратуру, парламент, другие учреждения, чтобы нам помогли добиться правды, однако все безрезультатно», - рассказал журналистам Федор Еременко.

По словам другой семьи, их 25-летний сын Остап Поповский был несправедливо приговорен к 15-летнему заключению за перевозку наркотических веществ. Отец юноши Сергей Поповски рассказал, что его сын болен астмой и с каждым днем состояние его здоровья ухудшается. «Хотя он чувствует себя очень плохо, он болен, нам не позволяют приносить ему лекарства. Мы не верим в его вину, считаем, что все было намеренно организовано», - заявил мужчина. Молодой человек содержится в 3-4-метровом влажном подвале вместе с еще шестью заключенными, - пишет агентство, и приводит словам матери Марины Поповской, - «Нам страшно, что состояние здоровья нашего сына дойдет до критической отметки».

Как сообщили молдавские СМИ, семьи «попросили помощи у компетентных органов с правого берега Днестра, а также у ОБСЕ и посольств, аккредитованных в Кишиневе. Присутствовавшая на пресс-конференции председатель приднестровской ассоциации "Матери за права ребенка" Наталья Мозор заявила, что семьи выступают с призывом о соблюдении прав человека в приднестровском регионе и требуют освободить невиновных людей.

«Заявление от парламентского адвоката из Республики Молдова по этим двум делам поступили к нам буквально на днях», - сказал в интервью ИА «Ольвия-пресс» уполномоченный по правам человека в Приднестровье Василий Калько. Рассмотрение изложенных в заявлении парламентского адвоката фактов займет не более недели. «Тогда я могу сказать что-то более конкретное по этим вопросам, - сказал собеседник агентства, - но уже сейчас, в рамках нашей компетенции, которая позволяет лишь давать заключение об условиях содержания, соблюдениях прав заключенных, но не законности или незаконности их заключения, могу сказать – условия в наших пенитенциарных заведениях ничуть не хуже молдавских».

Как пояснил Василий Калько, это могут подтвердить и подтверждают многочисленные представители западных общественных организаций, которые регулярно посещают пенитенциарные заведения Приднестровья, беседуют с заключенными, помогают улучшать условия содержания, привозят медицинские image005-2220.jpgпрепараты и так далее.

«Еще в 2005 году я ознакомился с докладом, подготовленным после подобного посещения Международной организацией против пыток. В этом докладе было отмечено, что условия в приднестровских тюрьмах не хуже, чем в молдавских. Но в Приднестровье, в отличие от Молдовы, прилагают усилия по улучшению этих условий, писалось в докладе. Конечно, мы признаем, что условия содержания под стражей у нас далеки от идеальных. Но я считаю, что пока мы не поднимем на должный уровень условия проживания пенсионеров, инвалидов, детей в домах-интернатах, государство не будет прилагать исключительные усилия для создания комфортных условий в тюрьмах. В конце концов, человек, становясь на путь нарушения закона, должен понимать, что санаторных условий у него не будет», - сказал Василий Калько. 

Кстати, как заявил на пресс-конференции адвокат Остапа Поповского Владимир Маймуст, «в приднестровском регионе ведется жесткая борьба против наркотических веществ». «Когда речь заходит о наркотических веществах, все инстанции поворачиваются спиной и не желают глубже изучать положение клиента», - констатировал адвокат. В этом случае непонятно, почему правоведы правого берега так сокрушаются. Что плохого в том, что в Приднестровье ведется бескомпромиссная борьба против торговли и потребления наркотического зелья? И, кстати, это же заявление адвоката, наводит на мысль, что он не имеет претензий к правомерности признания вины его подзащитного, а лишь выражает недовольство, якобы, невыносимыми условиями его содержания.

Вообще же, вопрос виновности или невиновности Еременко и Поповского в данном случае стоит особняком, так как для родителей их ребенок – родная кровинка, и они, конечно, не верят или не хотят верить, что их сын или дочь совершили тяжкое преступление. Практически каждый  родитель не то, что почку, все на свете отдаст, будет стучаться в любую дверь лишь бы вызволить свое дитя из заключения. И если, как предполагают эксперты, родительская боль  была в данном случае, использована в пропагандистских целях, то циничность этого просто поражает. Не хочется верить, что человеческие трагедии послужили лишь материалом для того, чтобы в очередной раз опорочить, унизить Приднестровье в глазах зарубежных наблюдателей и общественности.

По мнению Олега Гудымо, есть прямая связь с тем, когда начинаются провокации в Зоне безопасности и информационные атаки на Приднестровье с политическими событиями на правом берегу и подвижках в переговорах по молдо-приднестровскому урегулированию.

«События 2 марта этого года в Коржево, когда была организована несанкционированная демонстрация с использованием государственной символики Молдовы и с кощунственной целью «почтить память» погибших комбатантов, «защитников территориального единства страны», были явно приурочены к визиту вице-президента США Джо Байдена. Мол, смотрите, они не дают нам вспомнить наших погибших», - отметил Олег Гудымо. Он также обратил внимание на постоянную ложь политического руководства Молдовы и нежелание признавать очевидные вещи. Так, микрорайон Дубоссар Коржево является таковым с 1951 года благодаря постановлению Президиума Верховного Совета МССР. То есть, 60 лет жители села являются жителями Дубоссар, они в свое время голосовали вместе со всеми дубоссарцами за создание республики. 

«Сейчас, незадолго до московской встречи, на предстоящих выборах 5 июня вновь ожидаются провокации с целью доказать – они, приднестровцы, не желают соблюдать право жителей избирать и быть избранными, нарушают их конституционные права. Но стоит хорошо помнить, что главные нарушители прав человека находятся на правом берегу. Это они противятся желанию приднестровцев жить в созданном ими на законном основании государстве. Это Молдова с подачи Запада заставляет экономические агенты республики вопреки договоренностям подчиняться требованиям молдавского законодательства. Это их блокады – политические, транспортные, экономические нарушают права приднестровского народа на достойное существование. Так они пытаются подчинить нас своей воле, принять их условия. Но этого не будет, пусть не надеются», - заявил Олег Гудымо.