Вот это я тебе, взамен могильных роз, Взамен кадильного куренья; Ты так сурово жил и до конца донёс Великолепное презренье.
Эти стихи Анна Ахматова посвятила памяти Михаила Булгакова (1940). И то, что сегодня память о писателе не угасла, это как раз и есть «взамен кадильного куренья». На днях, 15 мая исполнилось 120 лет со дня рождения одного из лучших русских писателей XX века Михаила Булгакова.
Сегодня этому событию был приурочен республиканский научно-просветительский семинар, который прошёл в Русском центре Фонда «Русский мир» Приднестровского государственного университета имени Т.Г.Шевченко.
В конференции приняли участие преподаватели кафедр Института языка и литературы, Факультета искусств и архитектуры, члены Союза писателей Приднестровья и России, библиотечные работники, учителя русского языка и литературы.
По словам одного из организаторов семинара, заведующего кафедрой русской и зарубежной литературы доцента Николая Дымченко, проведение цикла мероприятий, посвящённых творчеству писателей русской и зарубежной литературы, стало доброй традицией на протяжении последнего времени. Сегодняшний семинар собрал поклонников творчества автора "Мастера и Маргариты", "Собачьего сердца", "Белой гвардии" и многих других популярных произведений.
Старший преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы Борис Кравец, отметил, что Михаила Булгакова стали вспоминать с опозданием: спустя 25 лет после его смерти. С конца 20-х годов и до конца 1961 года проза его не печаталась вовсе. В рукописях лежали основные книги. На сцене шли только пьеса «Последние дни» («Пушкин») и инсценировка «Мёртвых душ». Не принявший искусства соцреализма, политики пятилеток и лагерей, уцелевший лишь благодаря капризу Сталина, он писал, как принято говорить, в стол.
Как известно, судьба писателя сложилась драматически. Будто заранее было предопределено, что мальчик, родившийся 15 мая 1891 года в Киеве в семье преподавателя духовной академии, пройдёт через тяжкие испытания эпохи войн и революций, будет голодать и бедствовать. Затем станет драматургом лучшего театра страны, узнает вкус славы и гонения и умрёт, не дожив до 50 лет, чтобы лишь через многие годы окончательно вернуться к читателю своими книгами, размышляя в них о таких вечных ценностях, как справедливость и милосердие, всепрощение и любовь.
До осени 1900 года Булгаков учился дома, затем поступил в первый класс Александровской гимназии, где работали лучшие преподаватели Киева. Уже в гимназии Булгаков проявлял свои разнообразные способности: писал стихи, рисовал карикатуры, играл на рояле, пел, сочинял устные рассказы и прекрасно их рассказывал. После окончания учебного заведения в 1909 году он становится студентом медицинского факультета в городе Киеве. В 1913 году женился на Татьяне Лаппа.
С началом первой мировой войны вместе с женой работал в госпитале, затем ушел добровольцем на фронт, работал в прифронтовом госпитале, приобретая врачебный опыт под руководством военных хирургов. В 1916 году, окончив университет, получил диплом с отличием и отправился в Смоленскую губернию земским врачом, что впоследствии нашло свое отражение в «Записках юного врача».
Гражданская война застала Булгакова в Киеве. Он видел закат «белого движения», стал свидетелем немецкой оккупации Украины в 1918 году, зверств петлюровских банд. В 1919-1921 годах жил во Владикавказе, работал в газете «Кавказ». Здесь он начал писать для театра. В 1921 году переехал в Москву. Во время НЭПа литературная жизнь в России начала возрождаться, создавались частные издательства, открывались новые журналы. В 1922 году Булгаков опубликовал рассказы «Необыкновенные приключения доктора» и «Спиритический сеанс». Увидели свет и другие произведения М. Булгакова: «Записки на манжетах», «Похождения Чичикова», «Сорок сороков», «Путевые заметки», «Багровый остров» и другие.
В 1924 году он работал в газете железнодорожников - «Гудок». По инициативе МХАТа создал на основе романа «Белая гвардия» пьесу, которая была поставлена под названием «Дни Турбиных». В 1927 году завершил драму «Бег», которую запретили незадолго до премьеры. В 1925 году в альманахе «Недра» была опубликована повесть «Роковые яйца», вызвавшая недовольство властей. Повесть «Собачье сердце», уже подготовленную к публикации, не разрешили печатать (впервые была опубликована в 1987).
С 1928 года Булгаков начал писать роман «Мастер и Маргарита» и работал над ним двенадцать лет, то есть до конца жизни, не надеясь опубликовать его. В 1965 году в журнале «Новый мир» был опубликован «Театральный роман», написанный в 1936-1937 годах. К 1930 году булгаковские произведения не печатались, пьесы были сняты из репертуара театров. В этот период писатель служил в Центральном театре рабочей молодежи (ТРАМ). Он обратился с письмом к Сталину с просьбой разрешить ему выехать из страны или дать возможность зарабатывать на жизнь. После этого работал в МХАТе в качестве ассистента режиссера, на сцене которого в 1932 году инсценировал "Мертвые души" Н.В. Гоголя. С 1936 года Булгаков был приглашён в Большой театр в качестве либреттиста и переводчик.
Умер Михаил Афанасьевич Булгаков 10 марта 1940 в Москве. Его могила находится на Новодевичьем кладбище.
Интересные моменты творчества писателя осветили преподаватели кафедры РиЗЛ Алла Винницкая и Галина Николаева. Драматургия Булгакова была представлена через смежные искусства – театральные и кинематографические. Как известно, многие из произведений Булгакова были поставлены в театрах (и идут на сцене по сегодняшний день) и экранизированы, хотя писатель никогда не считал себя драматургом. Он всегда говорил о себе как о писателе. В 1926 во МХАТе была поставлена пьеса Булгакова "Дни Турбиных", в 1926-1929 в Театре-студии Евгения Вахтангова шла пьеса Булгакова "Зойкина квартира", в 1928-1929 в Московском Камерном театре репетировался "Багровый остров".
Пожалуй, трудно, найти сегодня человека, не видевшего ни одного из художественных фильмов, поставленных по произведениям Михаила Булгакова - «Бег», «Дни Турбиных», «Мастер и Маргарита», «Иван Васильевич меняет профессию», «Роковые яйца», «Собачье сердце».