КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПМР ДОЛЖНА ОТВЕЧАТЬ НА ГЛАВНЫЙ ВОПРОС: ЧТО МЫ СТРОИМ?
Для
начала необходимо определить, какую именно социально-экономическую модель
Приднестровью необходимо строить, а потом уже можно говорить о том, как именно
это надо делать. Говоря коротко, таков основной вывод работы первого заседания
рабочей комиссии по разработке «Государственной стратегии
социально-экономического развития ПМР с 2012 по 2025 годы».
Этот рабочий орган был создан распоряжением Президента Игоря Смирнова, в него вошли руководители министерств экономического и социального блока, главы государственных организаций городов и районов Приднестровья, руководство Государственного таможенного комитета, Центробанка, Торгово-промышленной палаты, Приднестровского госуниверситета, директора ряда крупных предприятий. Помогать и консультировать приднестровских специалистов в ходе разработки программы долгосрочного развития экономики, как уже писало информационное агентство «Ольвия-пресс», будет российские ученые-экономисты, в том числе, руководитель Центра стратегических исследований Московского государственного университета, академик РАН Владимир Квинт. С декабря 2007 года он является советником Президента ПМР по экономическим вопросам.
Однако, как отметил открывая заседание председатель комиссии Вице-президент Александр Королев, «лучше, чем мы наши общеэкономические, политически проблемы никто не знает, поэтому основная работа по разработке Концепции будет лежать на членах комиссии. Российские коллеги подключатся на том этапе, когда надо будет внести коррективы, исправить разрабатываемый проект с целью его улучшения».
Александр Королев подчеркнул, что за 20 лет существования приднестровского государства, накоплен как положительный, так и отрицательный опыт работы, причем работы в достаточно сложных условиях. Этот опыт должен быть использован для разработки стратегии, которая позволит более эффективно развивать экономику. «Но прежде, - сказал Вице-президент, - мы должны разобраться в социальных особенностях республики – на какие слои населения мы можем опираться, каковы ожидания людей».
Александр Короле также отметил, что идеологическая составляющая – это серьезный момент в разработке документа. Необходимо в первую очередь определиться, какую экономику Приднестровью необходимо строить, и, определившись, разрабатывать механизмы достижения этой цели. По мнению Вице-президента, сейчас существует некая коллизия в республике – говоря о построении и выстраивая либеральную модель экономики, в действие вводится такой жесткий механизм госуправления, как правительство. «Странно слышать это из одних и тех же уст, - сказал Александр Королев, - надо все же делать так, чтобы система не противоречила реалиям».
По его мнению, Приднестровью необходимо создать такую социально-экономическую модель, при которой каждый гражданин являлся бы собственником через владение акциями предприятий, жилплощадью, участие в правоотношениях земельного характера, через накопительную пенсионную систему. В качестве ориентира такой модели Александр Королев назвал Сингапур. «Это мое мнение, и я не хочу его никому навязывать, - подчеркнул Вице-президент, - мы должны выработать консолидированное мнение в ходе полемики, в нормальной борьбе пожеланий и мнений».
Министр экономики Елена Черненко предложила несколько изменить формат разрабатываемого документа, обозначить его как Государственные приоритеты социально-экономического развития и ограничится семилетним сроком прогноза. По мнению руководителя экономического ведомства, в этом документе должны быть отражены 7 направлений перспективного развития: агро-промышленного комплекса, малого и среднего бизнеса, промышленного потенциала, инвестиционно-инновационной деятельности, внешнеэкономической деятельности, тарифной политики, и в итоге, социальной политики.
По мнению министра финансов Ирины Молокановой, налоговая политика не должна быть отделена от общей стратегии экономического развития. Поэтому, в рамках разработки документа необходимо провести анализ налоговых законов, какие льготы они предоставляют, чему это способствует, дает ли какой-то результат для самого предприятия и для экономики государства. На основании проведенного анализа можно будет говорить о том, какие изменения в фискальное законодательство необходимо внести для предоставления льгот хозяйствующим субъектам, а может и прямом выделении денежных средств из бюджета.
Заместитель министра промышленности Наталья Русанова считает, что неправильно, несправедливо и неэффективно предоставлять льготы отдельным предприятиям. В этом вопросе необходим комплексный подход, при котором определяются приоритеты по отраслям, допустим тем, которые эффективно работают, и уже тогда принимаются решения о предоставлении им льгот по налоговым платежам.
Свое категорическое несогласие с практикой предоставления налоговых льгот высказал на заседании министр здравоохранения и социальной защиты Иван Ткаченко. «У нас как-то странно получается, - сказал министр, - налицо махровая либерально-рыночная экономика, а бюджет почему-то должен выполнять все социальные функции. То есть никто не хочет платить налоги, но все хотят, чтобы медицина, образование, культура были бесплатными. Так не должно быть. Либо ты заплатил налоги – и спи спокойно. Либо – не плати налоги, но тогда плати по полной программе за все – обучение, лечение и другое». Иван Ткаченко также считает, что в республике существует сокрытие доходов от налогообложения, в результате бюджет недосчитывается немалых средств. «Приезжаешь в районы - там одни безработные. Но что ж тогда эти безработные на «Лексусах» ездят? Эти люди просто не показывают своих доходов», - считает министр.
Говоря об оптимизации бюджета, наиболее часто в республике звучат призывы к сокращению бюджетников. По словам министра просвещения Марии Пащенко, эта тенденция привела к тому, что из 120 сельских населенных пунктов в 20-ти уже нет детских садов, в 38-ми – общеобразовательных школ. «С одной стороны мы понимаем, что закрой полностью в селе детсады и школы, и село умрет, с другой – мы также понимаем, что число бюджетников необходимо уменьшать», - подчеркнула Мария Пащенко. Министр рассказала, что в ведомстве предлагают два выхода из этой ситуации – либо создавать в селах социально-культурные центры, включающие в себя школу, детсад, библиотеку, либо базовую центральную школу в районе с филиалами в селах. Но эти, как и другие проекты, упираются в необходимость денежных средств.
О масштабном оттоке населения из республики, постоянной потере как рабочих рук, так и квалифицированных кадров говорили многие члены комиссии. По словам главы госадминистрации столицы Виктора Костырко, по итогам приватизации Тирасполь получил на рынок труда 5 тысяч безработных. Выезд жителей республики на работу или постоянное место жительство за рубеж за время существования республики имеет куда более объемный характер «Мы за двадцать лет потеряли прирост рабочей силы, потеряли кадры», - сказал Виктор Костырко, - Вот сейчас нам надо разработать генплан столицы. Но как это сделать, если мы не знаем, сколько будет работающих предприятий, какая там будет заработная плата, сколько там будет сотрудников, сколько в городе будет проживать семей, соответственно, сколько необходимо школ, больниц и детских садов».
Генеральный директор МГУП "Тирастеплоэнерго" Николай Глига напомнил, что жители республики являются не только рабочей силой, создателями материальных благ, но и важнейшим налогоплательщиком. За счет уплаты единого социального и подоходного налогов формируется до 40% бюджета и соответствующих фондов. Поэтому в основе любых концепций и программ должна лежать главная цель – создание таких социально-экономических условий, при которых граждане республики будут чувствовать себя комфортно в собственном государстве и предпочтут жить и работать здесь.
«Для того чтобы заинтересовать человека работать в этом регионе, необходимо дать ему соответствующий доход, - подчеркнул директор ОАО «Флоаре» Борис Кичук. Но для того, чтобы обеспечить возможность этого, необходимо совершить серьезный рывок в развитии. «Те темпы развития, которые мы имеем сейчас, не дадут прорыва, мы можем выиграть только при росте экономического потенциала в 2-2,5 раза. Самое главное, что нам необходимо для этого – финансовые средства. Если бы мы обладали своими ресурсами, думающие руководители предприятий нашли бы способ грамотно распределить средства так, чтобы наращивать объемы производства. Но таких денег у нас, внутри республики, увы, нет. Нам хорошо надо подумать над инвестиционной политикой, инвестиционной привлекательностью Приднестровья. Мы должны создать все условия для привлечения средств извне».
Такое же мнение высказал вице-президент Торгово-промышленной палаты Юрий Ганин. Он привел цифры, которые красноречиво говорят, что, сохранив ныне существующие темпы роста, Приднестровье рискует остаться далеко за бортом мировой экономики. По уровню валового внутреннего продукта на душу населения, объемов производства в промышленности и сельском хозяйстве, развитию малого бизнеса показатели могут быть самыми плачевными. «А если мы так будем работать, то отток населения будет таким, что к 2025 году тут работать будет не кому», - отметил Юрий Ганин. По его мнению, план социально-экономического развития «не должен быть описательным романом, а больше напоминать бизнес-план, при котором учтены нынешние достижения, определены необходимые ресурсы, и составлен прогноз, что можно ожидать на выходе. И самое главное, необходимо определиться с источниками средств на проведение мероприятий.
С этим мнением согласилось большинство присутствующих, и в первую очередь, руководители предприятий, привыкшие оперировать конкретными категориями, а не общими рассуждениями. По итогам первого заседания комиссии, никакой резолюции принято не было. Члены комиссии взяли, небольшой «тайм-аут» для того, чтобы осмыслить все высказанное на заседании, определиться для самих себя, каким они видят социально-экономическое будущее республики, и что необходимо сделать для того, чтобы оно было, по крайней мере, светлым.
Л. Бирюкова