То,
что Молдова создает лишь видимость соблюдения оговоренного в Конституции
нейтрального статуса страны, вряд ли у кого-то вызывает сомнение. Иначе зачем
государству, объявившему нейтральный статус, переоснащать армию по стандартам
НАТО, заключать с более чем 30 странами мира двусторонние соглашения о
сотрудничестве в военной области, подразумевающие проведение совместных учений,
обмен секретной информацией в области планирования обороны, взаимное
использование полигонов и т.д. Мало того, с приходом к власти
либерал-демократов, они тут же заговорили о возможности отмены нейтрального
статуса страны и проведении референдума по этому поводу. Правда, торопиться
молдавские власти не стали. Нейтральный статус выгоден Молдове до тех пор, пока
она, используя этот предлог, не заставит Россию вывести свои войска из
Приднестровья. То, что после этого Молдова откажется от нейтралитета, сомнений
не вызывает. Особо нетерпеливые уже сегодня говорят о том, что хочет того
Молдова или нет, но вступать в НАТО необходимо, иначе страна не будет принята в
Евросоюз.
Так, 23 февраля министр обороны РМ Виталий Маринуца в интервью радиостанции Europa Libera прямо заявил о том, что Республика Молдова не сможет присоединиться к Европейскому союзу без членства в Организации Североатлантического договора. Он также посетовал на то, что «в течение последних 10 лет нейтралитет и НАТО были табу в дискуссиях в Республике Молдова, что привело к тому, что 60 процентов населения поддерживают евроинтеграцию и лишь 25 процентов - сотрудничество и присоединение к НАТО». Заявляя о том, что Молдова не может присоединиться к НАТО из-за того, что она является нейтральной страной, тем не менее, министр обороны, полагает, что вступление в Североатлантический альянс является необходимым условием для вхождения Молдовы в ЕС.
По сути, в Молдове сегодня идет обработка общественного мнения. Дескать, хотите в Евросоюз, значит, придется вступать и в НАТО, без этого путь в Европу Молдове заказан. К тому же особых усилий для этого не потребуется. Стараниями коммунистов страна давно готова стать членом Североатлантического блока. Национальная армия не только перевооружена по стандартам НАТО, она еще и переобучена по программам подготовки кадрового состава стран-членов альянса. Мало того, в ближайшее время между Кишиневом и Бухарестом будет подписан договор между национальными армиями, который означает для Молдовы еще более тесную интеграцию с НАТО. Как известно, Румыния является членом Североатлантического блока, и подписание подобного договора открывает путь к военной кооперации со страной-членом НАТО.
При этом военное сотрудничество между Молдовой и Румынией, согласно пунктам договора, будет затрагивать такие сферы, как содействие в развитии военной инфраструктуры, общее участие в операциях под международной эгидой, организация общих военных полигонов, создание смешанной военной комиссии и т.д. В самой Молдове многие политики расценивают румынский проект соглашения между двумя государствами о военной кооперации как противоречащий конституционному статусу нейтралитета РМ. Тем не менее, нет никаких сомнений в том, что соглашение о военном сотрудничестве между Молдовой и Румынией будет подписано, как до этого было подписано соглашение о защите секретной военной информации.
Нужно отметить, что интеграция двух стран происходит не только между министерствами обороны, но и силовыми структурами. За минувший год были подписаны соглашения о взаимодействии между карабинерами Молдовы и румынской жандармерией, молдавским СИБом и румынскими спецслужбами, пограничной службой РМ и румынской пограничной полицией. Примечательно в этих соглашениях прежде всего то, что они позволяют силовым структурам Румынии в «экстренных случаях» вмешиваться во внутренние дела Республики Молдова. Но под такими случаями можно подразумевать, что угодно. Например, любая провокация Молдовы в Зоне безопасности, подконтрольной миротворческим силам, может быть названа подобным случаем, и Румыния тут же получит карт-бланш на силовую поддержку Молдовы, направленную на ликвидацию возникшего конфликта.
Понятно, что все это не может не волновать Приднестровье, которое хорошо помнит, как Румыния воевала на стороне Молдовы во время войны 1992 года, поставляя правому берегу оружие и военную технику, обеспечивая молдавскую армию военспецами и летным составом. Но если тогда это делалось нелегально, то заключенные между двумя берегами Прута соглашения теперь легализируют любое вмешательство Румынии во внутренние дела Молдовы, в том числе касающееся вопросов так называемой реинтергации страны.
Примечательно и другое. Проводя интеграцию военных ведомств и силовых структур, Кишинев и Бухарест консолидировано выступают за безоговорочный и незамедлительный вывод российских военных из Приднестровья, а также ликвидацию нынешнего формата миротворческой операции. Как мы уже говорили, мотивируется это тем, что Молдова является нейтральным государством и, следовательно, нахождение на ее территории воинских формирований других государств недопустимо. То, что Приднестровье не является территорией Молдовы, Кишинев мало беспокоит. Главное, что сама Молдова так считает, а Запад поддерживает ее в этом мнении.
Под тем же предлогом о нейтральном статусе страны официальный Кишинев все эти годы отказывается обсуждать любые вопросы военно-политического сотрудничества в рамках СНГ. Молдова еще в 1999 году вышла из Договора о Коллективной Безопасности (ДКБ), и больше не выражала особого желания интегрироваться в структуру общей безопасности стран СНГ. Подписывая сегодня любой документ, связанный с участием Молдовы в проектах СНГ, молдавские власти обязательно подчеркивают исключительно экономические аспекты участия республики в Содружестве независимых государств. Но когда дело касается Румынии или НАТО, мы видим совершенно другую картину. При этом никто не вспоминает о закрепленном Конституцией нейтралитете страны, а если и вспоминает, как, к примеру, молдавский министр обороны, то только лишь для того, чтобы в очередной раз заявить о том, что нейтралитет мешает евроинтеграции Молдовы.
На самом деле молдавский нейтралитет мешает не только этому. В его отмене, прежде всего, заинтересован Запад. Пробуксовка в продвижении НАТО на восток – явление временное. Североатлантический альянс не забыл о желании Грузии и Украины вступить в его состав, что наглядно подтвердил недавно прошедший в Лиссабоне саммит НАТО. США и Европейский Союз по-прежнему заинтересованы в том, чтобы НАТО вплотную приблизилось не только к западным границам России, но и южным, а также юго-западным.
В этих планах отводится место и Молдове, к нейтральному статусу которой Запад относится весьма скептически. Это весьма наглядно подтвердила позиция Вашингтона и Брюсселя в отношении идеи бывшего президента РМ Владимира Воронина добиться международного признания нейтралитета Молдовы, озвученной им в 2008 году. Запад назвал тогда эту идею нецелесообразной, из-за чего Воронину пришлось оправдываться, заявляя о том, что «посовещавшись с западными экспертами, руководство Молдовы пришло к выводу, что эта идея - бессмысленна. Провозглашение нейтралитета - это все-таки внутренняя проблема каждого государства, которая не касается международных институтов». Понятно, что Воронин изворачивался и бесцеремонно врал. На самом деле международное признание нейтралитета является обычной процедурой, существующей в международной практике. Наглядный тому пример - принятие 12 декабря 1995 года Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций резолюции «Постоянный нейтралитет Туркменистана», предусматривающей «признание государствами-членами ООН Туркменистана в качестве постоянного нейтрального государства».
Кстати, на 11 марта намечен официальный визит в Кишинев вице-президента США Джозефа Байдена. По сообщениям агентства Регнум, молдавский политический эксперт Петру Богату считает, что приезд этого высокопоставленного американского чиновника подчеркивает заинтересованность США и Евросоюза в освобождении Молдовы от российской сферы влияния и ее интеграции в европейское сообщество. Об этом он заявил в эфире радиостанции Europa Libera.
По его словам, Байден приедет, чтобы обозначить границы по Днестру.
«России будет дано понять - вне зависимости от того, уберется она из Приднестровья или нет, Запад все равно дойдет до Днестра", - заявил Богату.
В пресс-службе Белого дома сообщили, передает Регнум, что Байден прибудет в Молдову с целью "подать знак поддержки продолжающихся демократических и экономических преобразований". Таким образом, приезд представителя США – это, своего рода, фиксация факта, подведение итогов свершившихся преобразований.
Так что в отношении Молдовы у Запада свои планы, в которых нет месту нейтральному статусу страны. В реальности же Молдова стремительными темпами интегрируется в североатлантическое военное пространство, и подписание соглашения о военной кооперации со страной-членом НАТО, каковой является Румыния, только ускорит этот процесс.