ВЫСТУПЛЕНИЕ ИГОРЯ СМИРНОВА НА МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В САМООПРЕДЕЛИВШИХСЯ ГОСУДАРСТВАХ»
Уважаемые участники международной научно-практической конференции!
Уважаемые гости Приднестровской Молдавской Республики!
Сегодня всё прогрессивное человечество отмечает Всемирный День Прав Человека. Тепло и сердечно поздравляю присутствующих с этим знаменательным событием и отмечаю глубоко символичным проведение столь значимого международного форума, посвященного развитию института прав Человека в нашем государстве, в Приднестровской Молдавской Республике.
В 2008 году, в день 60-й годовщины принятия Всеобщей декларации прав человека, подтверждая уважение и приверженность Приднестровской Молдавской Республики к общепризнанным нормам международного права и соблюдения прав и свобод Человека, Указом Президента день 10 декабря в Приднестровской Молдавской Республике провозглашен Днем прав человека.
Открывшаяся международная конференция посвящена поиску научных и практико-ориентированных путей разрешения очень важной проблемы, а именно - созданию действенного механизма защиты прав и свобод Человека и гражданина в самоопределившихся государствах, не признанных мировым сообществом «де-юре», но реально существующих на протяжении многих десятков лет.
Страны, народы, мировое сообщество рассматривают права Человека и их защиту в качестве основы прогрессивного развития и процветания, как фактор устойчивости и стабильности развития мира. Современное мироустройство на планете движется по этому пути. Права Человека внетерриториальны и вненациональны, их признание, соблюдение и защита являются не только внутренним делом того или иного государства. Они стали объектом международного регулирования, поэтому права человека особо значимы для таких государств, как наше.
В современных международно-правовых документах собран своего рода как бы стандарт прав человека, который является результатом длительного процесса формирования и внедрения определенного эталона жизни, соответствующего нормам подлинного демократического общества и нынешнего понимания его сущности.
Приднестровье, выполняя решения II-го чрезвычайного съезда депутатов всех уровней, объявило права Человека приоритетными и наиболее значимыми ценностями, признало необходимость придерживаться в данной области общепринятых международных стандартов, закрепленных в таких широко известных актах, как Всеобщая декларация прав человека (ООН)(1948 года); Европейская конвенция о защите прав и основных свобод (1950 года); Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 года); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 года) и др. Подтверждением приверженности приднестровцев этим хартиям служат принятые Верховным Советом первого созыва 8 декабря 1990 года Декларация о государственном суверенитете, 22 сентября 1992 года Постановление «Об отношении Приднестровской Молдавской Республики к международным договорам и другим актам по правам человека». Этими документами Приднестровские законодатели информировали ООН и другие международные организации о готовности подписать и ратифицировать международные акты по правам Человека. В последующие годы были приняты 25 постановлений о признании рамочными нормами права на нашей территории различных конвенций ООН и межгосударственных соглашений СНГ. Права Человека и гражданина стали органичной частью первой Конституции Приднестровской Молдавской Республики, принятой в 1991 году, и базовой ценностью второй, действующей поныне, Конституции, принятой в 1995 году на всенародном референдуме.
Приднестровская Конституция признает права и свободы Человека высшей ценностью, которой все остальные общественные ценности не могут и не противоречат. К сожалению, и Конституция, и решения пяти референдумов, и постановления о признании действующими на территории Приднестровья международных актов о правах человека, - были оставлены без внимания международными сообществами, которые, при этом вот уже двадцать лет пытаются обвинить Приднестровскую Молдавскую Республику в нарушениях прав Человека.
Вероятно считая, что такая позиция определенной части членов ООН, ОБСЕ и ЕС, имеющих свои узко-национальные политические интересы в Молдове, наиболее приемлема в борьбе с народом Приднестровья. Здесь ясно видно стремление ряда мировых политических институтов к применению всё тех же двойных стандартов в отношении нашего государства, как и других самоопределившихся государств.
20 лет истории жизни Приднестровской Молдавской Республики в условиях постоянных политических, информационных, экономических, таможенных блокад и даже военной агрессии, мировой финансовой нестабильности являет собой пример грубого нарушения международных стандартов прав Человека со стороны Молдовы. А с марта 2006 года присоединившейся к ней на долгих три года Украины, и при активном участии международных европейских структур.
Экономическая блокада, сложная военно-политическая обстановка в регионе, обусловленная настойчивым приближением НАТО к границам СНГ, и вытеснением России с Балкан путем агрессивной политики Молдовы в отношении Приднестровья, - безусловно затрудняют возможность полного и немедленного применения международных стандартов прав человека в правовой системе Приднестровской Молдавской Республики. Международные европейские структуры, призванные способствовать демократизации общества, устраняются от должного взаимодействия с Приднестровьем в силу нашего юридического «непризнания».
Наша страна взяла на себя обязательства по выполнению основополагающих международных стандартов в своей правовой системе, однако международные организации, как следует из существующей практики, не готовы воспринять обязательства Приднестровской Молдавской Республики, как самостоятельного государства, образованного для защиты прав человека.
Поэтому проблема прав человека является в самоопределившемся государстве сложной и многоплановой, имеет множество аспектов, требует научной оценки. Актуальность изучения данной темы определяется и тем, что в современном демократическом государстве личные права человека представляют собой важнейший политико-юридический и социальный институт, выступающий мерилом достижений общества, его «визитной карточкой». Отношение ученых Приднестровья к названной проблеме не является исключением.
Европейская Конвенция о защите прав и основных свобод Человека 1950 года гарантирует в общей сложности около 30 прав, включая те, которые предусмотрены непосредственно в Конвенции, и те, которые закреплены в Протоколах к ней. Эти права классифицируются в зависимости от возможности государства вмешиваться в осуществление того или иного права и ограничивать возможность его осуществления. Напомню: выделяются 4 группы прав:
-Первая группа - абсолютные права. Термин «абсолютные права» означает, что государство ни при каких условиях не должно отступать от соблюдения этих прав. К абсолютным правам относятся право на жизнь, запрет пыток и бесчеловечного обращения и наказания, запрет рабства, запрет на установление обратной силы уголовного законодательства и др.;
-Вторая группа - права, осуществляемые в сфере правосудия. Они определяют положение гражданина в ходе осуществления правосудия - право на свободу и личную неприкосновенность, право на справедливое судебное разбирательство; действие презумпции невиновности;
-Третья группа существенно-квалифицированные права. Они включают право на уважение частной и семейной жизни, право на свободу мысли, совести и религий, свободу выражения мнения, свободу собраний и ассоциаций;
-Четвертая группа - права с присущими ограничениями. Это самая объемная группа прав Человека, однако в Европейской конвенции они предусмотрены в самом общем виде. Одно из таких прав - право на свободные выборы. В том, насколько демократичным является избирательное право приднестровцев, свободны ли они в реализации этого права уважаемые международные наблюдатели сумели убедиться, наблюдая референдумы и состоявшиеся ранее выборы, через два дня, осуществляя мониторинг выборов в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики V созыва могут еще раз удостовериться в демократичности.
В современном мире общепризнанным является взгляд на права Человека как универсальную категорию, отражающую наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности. В этом плане права Человека являются не государственно-правовой, конкретно-юридической категорией, а обще-социальным понятием. Их основные характеристики определяются определенными факторами:
во-первых, они вытекают из природы самого человека и определяются уровнем развития человеческой цивилизации в целом;
во-вторых, эти права складываются объективно в результате социально-экономического и политического развития общества, они не зависят от государственного признания;
в-третьих, права человека принадлежат индивиду от рождения, для обладания ими не требуется наступления каких-либо юридических факторов;
в-четвертых, эти права являются неотчуждаемыми, они неотъемлемы от биосоциальной природы человеческой личности.
Таким образом, права Человека как обще-социальная категория представляют собой объективно складывающиеся возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования человеческой личности в обществе и государстве.
Система прав человека имеет свою логику развития, распадаясь на ряд последовательных этапов. С подачи известного французского ученого-юриста Карэла Вазака в научный оборот введено понятие о «трех поколениях прав человека».
«Первым поколением» называют гражданские и политические права. Они были утверждены в ходе буржуазно-демократических революций в Европе, и борьбы Соединенных Штатов Америки за свою независимость в XVI-XVIII веках. Юридически эти права в качестве основополагающих прав личности закреплены в американском Билле о правах (1789-1791 гг.) и французской Декларации прав человека и гражданина (1789г.). Политические права направлены в первую очередь на защиту гражданина от произвола государственной власти. В качестве программного требования была выдвинута идея об обязанности государственной власти не вмешиваться в сферу, задевающую свободу и автономию человека. Это стало возможным только после свершившегося факта разделения властей и утверждения принципа формального равенства всех граждан перед законом независимо от их социального положения. Приднестровцы завоёвывали свои политические и гражданские права в борьбе с молдавскими националистами в 1989-1992 годах.
«Второе поколение» прав человека - социально-экономические права, формировалось в процессе борьбы с экономическим неравенством за материальное благосостояние населения. В конце IX - начале XX столетия стали происходить существенные сдвиги в экономической сфере многих промышленно-развитых стран. Демократизация капитала, сопровождающаяся быстрым ростом акционерных предприятий, концентрацией производства и возрастанием роли рабочего (профсоюзного) движения стали главными причинами, в силу которых государственно-правовое закрепление получили право на труд, на приемлемый уровень жизни, право на образование и медицинское обслуживание, многие социальные гарантии: пособия по случаю полной, частичной или временной утраты трудоспособности, право на пенсию, пособие по безработице. Это отражено в Конституции Мексиканских Соединенных штатов 1917 года, Веймарской Конституции Германии 1919 года, Конституции Испанской Республики 1931 года, Конституции СССР 1936 года.
Наконец к «правам третьего поколения» принято относить так называемые «права солидарности», имеющие надгосударственную и наднациональную природу и коллективный характер. Они начали формироваться во второй половине ХХ века как результат деколонизации и борьбы за национальные суверенитеты. Это коллективные права народов, общностей, ассоциаций. По общему правилу в качестве таковых называют права народов на развитие и коммуникации, право на мир, на безопасную экологию, право пользования экономическим и культурным потенциалом человечества.
Права солидарности обозначили очередной поворот к проблеме прав человека: появились не только новые группы коллективных прав, но и пришло осознание взаимосвязи и взаимообусловленности индивидуальных и коллективных прав. Кроме прав солидарности к третьему поколению стали относить права отдельных социальных групп, и так называемые «новые» права. Это права детей, престарелых инвалидов женщин, бездомных, безработных, потребителей, квартиросъемщиков, лиц с определенными сексуальными предпочтениями т.п. Под влиянием глобализации, научно-технического прогресса, особенно в области генетики, медицины, информатики, клонирования, трансплантации, перечень новых прав все более расширяется. В результате появляются высказывания о становлении четвертого поколения прав, которые станут правовым ответом XXI веку, когда возможно пойдет речь о выживании человека как биологического вида, сохранении человечества, о космическом развитии человечества.
В статье 16 Конституции Приднестровской Молдавской Республики говорится: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства». Конституция свидетельствует, что Приднестровье является правовым государством, одним из важнейших признаков такого государства служит выраженное в данной статье провозглашение человека, его прав и свобод единственной высшей ценностью. Остальные общественные ценности такой конституционной оценки не получили и располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ей противоречить. Государство не может не признавать права человека на жизнь, неприкосновенность личности, жилища. И хотя эти права принадлежат человеку от рождения, но «защищенность» им придаёт только юридическая форма, т.е. закон. Причем этот раздел Конституции ПМР, может меняться только высшим законом, актом всеобщего референдума.
Подчеркивание прав человека как высшей ценности, признаваемой, соблюдаемой, защищаемой государством, не означает и не допускает какого-то принижения государства. Наоборот, эта обязанность правового государства может существенно повысить его авторитет и значение в организации экономической и культурной жизни общества.
Для Приднестровья крайне важны понятия прав человека. Особая их значимость в развитии нормальных связей и взаимодействий между людьми разных национальностей и социальных групп, между личностью и государством требует определения общих закономерностей этих явлений, позволяющих координировать наши действия и упорядочивать общественные отношения.
Учитывая значимость прав человека в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества, его консолидации, прошу участников конференции обратить особое внимание на выработку механизмов и процедур их реализации, раскрыть конституционные, судебные, административно-правовые способы защиты прав человека, показать особенности правоохранных механизмов в зарубежных странах, проанализировать их становление в приднестровском государстве.
Права народов эквивалентны правам человека, хотя и проявляются по-особенному, поскольку могут быть реализованы только в обществе, в объединении граждан друг с другом. В этом контексте правомерна такая же классификация прав народов по сферам общественной жизни, как и прав человека. Речь идёт о следующих группах прав:
- внутренне присущие права народов (сродни личным правам Человека) включают в себя право на самоопределение, на самоидентификацию (своё имя, свой национальный язык);
- политические права объединяют права народов на власть, на суверенитет, на равноправие с другими народами, на национальную и международную безопасность (на мир), на участие в решении национальных и глобальных проблем;
- экономические права выражаются в праве народов на неотъемлемый суверенитет над своими природными ресурсами; на свободное распоряжение собственными богатствами;
- социальные права предусматривают право на государственную поддержку отдельных групп населения на достойную жизнь; на справедливое с другими народами распределение прав и возможностей на благоприятную окружающую среду;
-культурные права предусматриваю право любого народа на пользование достижениями культуры всего человечества.
Не самым лучшим образом отразилась на правах человека «сплошная суверенизация», развернувшаяся в начале 90-х годов на всем пространстве бывшего СССР. Фактически права человека объективно оказалась принесенными в жертву идее суверенитета. Суверенитеты укрепили свободу и независимость отдельных наций, а не всего народа и как правило, титульных, они не сопровождались адекватным упрочнением социально-правового статуса других национальностей и отдельных личностей, соблюдением их естественных и неотъемлемых прав. В результате положение «нетитульных» народов ухудшилось. Во многих регионах стали явью широкомасштабные нарушения прав человека, дискриминация людей по этническому признаку, появились беженцы в собственной стране, мгновенные превращения миллионов граждан помимо их воли в «иностранцев». Интересы территориальной целостности ныне суверенных государств, подобных Молдове, Грузии, Азербайджану, Прибалтийским государствам, поставлены выше всех иных нравственно-гуманитарных ценностей, в том числе и прав человека. Их суверенитеты принесли горе и кровь народам, защищавшим свои права на жизнь, свободу, родной язык, справедливость. Среди них приднестровцы, юго-осетины, абхазы, армяне Нагорного Карабаха, русскоговорящее население Прибалтики.
Проблема прав человека на постсоветском пространстве обладает существенной спецификой и в наши дни. Так, большинство государств, возникших с распадом СССР, декларируют верность международным стандартам в области прав человека. Вместе с тем основные права человека и гражданина во многом остаются недействующими по причине незавершенности рыночных преобразований, инерции тоталитарного прошлого, сохранения бедности значительной части населения.
Возникает принципиальный теоретический и практический вопрос о соотношении прав человека и прав наций и народов на самоопределение. Налицо острейшее трудноразрешимое противоречие современности.
В целом можно сказать, что главное в рассматриваемой проблеме - это не теоретическая разработка прав и свобод человека и гражданина, а создание необходимых безусловных условий, гарантий и механизмов для их реализации, в практической сфере.
Одним из главных направлений движения Приднестровской Молдавской Республики по пути созидания жизнеспособного, демократического государства, живущего в гармонии со своим обществом и уважаемого им, является строительство подлинно демократических институтов власти, утверждение высоких стандартов нравственности и морали, развитие гражданского общества, в центре которого, в строгом соответствии с Конституцией Приднестровской Молдавской Республики, будет находиться соблюдение прав и уважение интересов каждого человека.
Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве любого государства, в том числе и нашего. В принципиальном плане создается комплексная государственная система прав и свобод человека, которая обеспечит три функции: социальную защищенность личности, её активное участие в общественной и государственной жизни, её личную свободу. В нашем государстве - Приднестровской Молдавской Республике, система защиты прав и свобод человека включает в себя три составляющих:
- судебную, как главную опору, в неё входят конституционно-судебный механизм, обеспечиваемый Конституционным Судом, и судебная защита, обеспечиваемая судами общей юрисдикции и Верховным Судом;
- внесудебную, куда входит вся система правоохранительных органов, административные действия органов исполнительной власти, институт Уполномоченного по правам человека;
- общественную составляющую - совокупность всех общественных организаций, представляющих костяк гражданского общества, в том числе и Общественную палату с её территориальными отделениями.
Данные составляющие мы стараемся систематически и качественно совершенствовать, максимально укреплять взаимодействие между ними, делаем всё, чтобы люди знали свои права, умели их отстаивать, знали, куда они могут обратиться за защитой.
Однако механизм защиты прав человека работает у нас всё ещё недостаточно удовлетворительно, о чем говорят результаты проведенных социологических опросов населения, а также обращения граждан к Главе государства и в институт Уполномоченного по правам человека. Основными сферами, где фиксируется наибольший процент ущемления прав, являются социально-трудовые отношения, взаимоотношения с представителями правоохранительных органов, медицинское обслуживание. Вот почему нашей общей стратегической задачей должно стать создание всестороннего и по-настоящему эффективного механизма защиты прав человека, позволяющего не только своевременно устранять прямые нарушения, но и причины, их порождающие. Важно также поставить силу закона на пути злоупотреблений и произвола в отношении граждан, упрочить их защиту, её организационное обеспечение.
Большое значение для определения прав и свобод личности имеют не только внутригосударственные, но и международные факторы общественных отношений. Международный механизм реализации правовых норм в области прав Человека не носит пока универсального императивного (обязательного) характера. Если рассматривать положение с правами человека через призму принятых и общеизвестных международных актов, то остается констатировать, что, в полной мере стандарт, который там установлен, не применяется ни в одной стране мира.
В оценке положения с правами человека в том или ином обществе не может быть единого критерия. Каждый человек рождается и живет в своем социуме, и он счастлив (несчастлив) по-своему. Тем не менее, вопросу соблюдения прав человека в самоопределившихся государствах придан искусственно острый политический характер. Выше отмечалось, что в соответствии с нормами международного права государство не обязательно выводит свой стандарт обеспечения прав человека на мировой уровень. Оно лишь стремится к этому. Но в политических целях можно поднять мощную кампанию в СМИ против отдельного государства, обвинив его во множестве грехов, если это выгодно тем кругам, в чьих руках находятся эти самые СМИ. Подготавливается общественное мнение «виновного» государства и таким путем достигаются определенные политические цели.
Можно ли однозначно ответить на вопрос: где лучше обеспечены права человека - в США, Франции, Молдове, Приднестровье, России или Китае? Неизбежно можно сделать заключение, что не нам судить о положении человека в той или иной стране. Пусть каждое общество само обустроит свою жизнь. Но пусть и самоопределившемуся народу никто не навязывает чуждых ему представлений об истинных ценностях. Приднестровцы, как и юго-осетины, и абхазы, свой выбор уже сделали. (Высказывание В.В.Путина в интервью американскому корреспонденту).
Глобальные процессы интеграции международного сообщества подтверждают возрастающую роль международной системы защиты прав человека. Сегодня имеются достаточные основания говорить о ее возможной перестройке. Прежде всего, речь идет об освобождении от застаревших постулатов и догм, от двойных стандартов и о полном, в отказе от идеологизации межгосударственных отношений.
Проблема прав человека, имеющая не только правовой, но также политический и этнический характер, становится, таким образом, одним из важных разделов международного и внутригосударственного права, имеющего целью закрепление в обществе идеологии прав человека.
Вместе с тем, очевидно, что и международные, и национальные, и правозащитные механизмы нуждаются в дальнейшем совершенствовании, особенно с учетом феномена самоопределившихся государств, их адекватного восприятия мировой общественностью.
Уверен, что представительный научный, экспертный и общественный состав участников конференции позволит провести откровенный разговор и полезный обмен мнениями по проблемам, связанным с реализацией и защитой прав человека в самоопределившихся государствах. Ваши научные идеи и практические рекомендации будут способствовать более эффективной защите гражданских прав и свобод в наших государствах, формированию благоприятных международных подходов к оценке действующих в них правозащитных механизмов.
Желаю успеха в работе, благодарю за внимание.
Текст предоставлен пресс-службой Главы государства.