В ПОИСКАХ ВРАГА
С приходом к власти в Молдове праворадикальных
националистических сил, в этой стране окончательно был выбран прозападный
вектор развития. Этот вектор означает не только стремление Молдовы вступить в
Евросоюз, интеграцию в различные панъевропейские структуры, в том числе и в
Североатлантический блок, проведение политики, отвечающей интересам Запада, но
и полный отказ от тех связей, которые существовали у Кишинева с Россией. С
самого начала Молдова заявила о том, что отношения с Москвой она намерена
строить сугубо экономические. Проще говоря, новые молдавские власти поставили
Россию в известность, что от нее им нужны только рынки сбыта для молдавской
продукции. Одновременно Молдова в резкой форме потребовала вывода российских войск
из Приднестровья, в том числе и миротворческих, начала борьбу против
«информационной оккупации» России, закрывая российские СМИ, начала наступление
на русскоязычное население страны, заявив о том, что оно не являются составной
частью молдавского общества. Помимо этого, Кишинев уже продекларировал свое
намерение отказаться от политических проектов, в которых участвует Россия, в
том числе и от членства в СНГ, которое, по мнению и.о. президента РМ Михая
Гимпу, является «старухой, которая умерла». Молдова вслед за Грузией в любой
момент может покинуть Содружество, сомневаться не приходится. В СНГ Молдову
удерживают лишь экономические интересы, как, в общем, и большинство
постсоветских республик.
По
сути, сегодня в Молдове воплощается в жизнь точно такой же сценарий, который успешно
осуществлен в других республиках бывшего СССР и, прежде всего, в Грузии и
Украине, с приходом там к власти прозападных сил. Частью данного сценария
является внедрение в сознание общества идеи полного отторжения возможности
какого-либо объединения народов, некогда проживавших в рамках единого
советского государства. Это, в свою очередь, делает невозможным любые
интеграционные процессы, во главе которых стоит Россия. Только таким образом
Запад может не допустить усиления России за счет объединения ее с
государствами, не являющиеся сторонниками западной модели демократии. И здесь
очень важную роль играет восприятие народами бывшего СССР общего прошлого, тех
основных вех истории, которые могут стать элементами единения и сплочения на
основе общих ценностей и идеалов. Именно поэтому после развала Советского Союза
постсоветские «демократии» в первую очередь занялись пересмотром истории своих
государств. В срочном порядке пишутся учебники истории, где советское прошлое
представляется, как самое мрачное и бесправное для народов национальных окраин
время. В учебниках Грузии, Латвии, Литвы, Молдовы, Узбекистана, Эстонии,
Украины Советский Союз называется агрессором и инициатором Второй мировой
войны, политические репрессии времен сталинизма оцениваются как этнический
геноцид, и т.д. в том же духе.
Однако на Западе понимают, что полного развода бывших республик СССР по национальным квартирам так и не произошло. Начинается новый этап наступления, характеризующийся заменой политических элит в большинстве своем расценивающих интеграционные процессы весьма положительно на политиков новой формации, полностью отрицающих идеи интернационализма, и исповедующих идеалы западной демократии.
Новые демократии, прежде всего, адресовали свои упреки России, а, по сути, делали все для того, чтобы стравить народы, посеять вражду, выставить Россию главной виновницей всех бед и несчастий того или иного народа. Дошло до того, что Россию обвиняют в оккупации, превознося фашистов и их пособников, ставя им памятники, называя в их честь улицы и скверы.
В свое время и молдавские коммунисты пошли по этому пути, обеспечив себе победу на выборах в 2005 году. Они приравняли в правах ветеранов Великой Отечественной войны с теми, кто воевал на стороне фашистов, назвали Советский Союз страной-оккупантом, обвинили Россию в имперских амбициях и т.д. В общем, действовали по известному сценарию, по которому идут многие постсоветские республики. Теперь к власти в РМ пришли политики, цель которых не оставить камня на камне от идей интеграции постсоветского пространства или хотя бы политического сотрудничества с Россией. На днях исполняющий обязанности президента, председатель парламента Молдовы Михай Гимпу подписал указ о создании Комиссии по изучению и оценке тоталитарного коммунистического режима, перед которой поставлена задача провести исследование и дать «историческую и политико-правовую оценку тоталитарному коммунистическому режиму». В данном указе говорится, что Молдова, «несмотря на успехи в построении правового государства и интеграции в Евросоюз, остается государством, не знающим правды о тоталитарном коммунистическом режиме в своей истории. Объективная и разносторонняя информация об этом необходима для того, чтобы поколения, родившиеся в посткоммунистический период, узнали тоталитарную сущность коммунистического режима и не допустили установления подобных режимов в будущем».
Следует отметить, что с момента выхода Молдовы из состава Советского Союза, в этой стране вышли сотни публикаций, десятки документальных фильмов, живописавших страдания молдавского народа в годы советской оккупации: голод, сталинскую коллективизацию, высылку части молдавского населения в Сибирь. Главным рефреном в них была идея этнической мести и национального реванша. В школах молдавским детям упорно твердили о том, что Советский Союз – страна-оккупант, а русские – главные виновники всех бед и несчастий молдавского народа. В Молдове выросло целое поколение иначе и не рассуждающее. Но, как оказалось, пропитанной насквозь идеями национализма и русофобии Молдове, этого мало. Как мы уже говорили, цель затеянного молдавскими либералами судилища состоит в том, чтобы окончательно отдалить молдавский народ от России. Того же мнения придерживается и гендиректор информационно-аналитического центра МГУ Алексей Власов. По его мнению, «создание комиссии по расследованию преступлений тоталитарного коммунистического режима является одним из конкретных действий по воплощению антироссийского и прозападного настроя».
Примечательно, что вышеназванный указ Гимпу вышел практически сразу после того, как президент Украины Виктор Ющенко призвал пострадавшие от коммунизма государства создать международный трибунал, который должен будет осудить преступления коммунистических режимов. С данной инициативой Ющенко выступил после того, как 13 января Апелляционный суд Киева признал Иосифа Сталина, Лазаря Кагановича и еще пятерых лидеров эпохи социализма, виновными в организации геноцида на Украине в 1932–1933 годах. Инициативу украинского президента тут же поддержала Грузия. Вице-спикер грузинского парламента Михаил Мачавариани заявил о том, что Тбилиси обязательно рассмотрят предложение Виктора Ющенко, так как «те преступления, которые совершила коммунистическая власть в Грузии начиная с 1921 года и до того, как развалился Советский Союз, действительно необходимо еще раз проанализировать, и дать историческую оценку».
Действия лидеров Украины, Молдовы и Грузии выглядят слишком уж синхронизированными, чтобы это можно было назвать случайностью. Цель этих действий также понятна, как и против кого они направлены. Россия уже адекватно ответила на решение киевского суда и последовавшие за ним заявления со стороны руководства Украины. В частности председатель Госдумы РФ Борис Грызлов заявил, что решение суда по поводу так называемого «голодомора» на Украине носит политический характер: «Это просто политическая акция, которая входит в план поссориться с Россией - никакой другой подоплеки я здесь не вижу. Руководство Украины еще раз пытается России доказать, что Россия плохо относится к украинскому народу, - вот и все», - отметил Грызлов, при этом напомнив, что формулировка о «голодоморе» неоднократно обсуждалась в рамках ПАСЕ, и депутаты блокировали решение по проекту такой резолюции.
Что касается Молдовы, то ее власти, намереваясь осудить коммунизм, преследуют сразу несколько целей. О первой мы уже сказали. Вторая – это стремление поставить вне закона Партию коммунистов. Цель проста и понятна – не допустить возможности ее победы на предстоящих парламентских выборах. Как отмечает директор института стран СНГ Константин Затулин, новые власти Молдовы «борются не столько с коммунистическим прошлым, сколько с коммунистическим настоящим. Точнее говоря - с компартией Молдовы, которая является их главным политическим противником, не дающим как раз возможности в полном объеме насладиться пребыванием у власти. И этим объясняется все. Довольно странно выглядит повод для указа на 18-ый год независимости Молдовы после распада СССР. За этот период у власти находились единомышленники господина Гимпу, подписавшего этот указ, в начале исторического пути Молдовы именно они начали тот самый братоубийственный конфликт с Приднестровьем, который до сих пор остается нерешенным и будоражит не только Молдову с Приднестровьем, но и многие другие государства. Поэтому, когда господин Гимпу сожалеет о тоталитарных тенденциях, ему в пору спросить самого себя и своих единомышленников, которые в течении 90-х годов официально возглавляли Молдову».
Сегодня старательно работая над тем, чтобы образы России и главного врага молдавского народа совпали, молдавские власти вытравливают из памяти, как тысячи людей со всех уголков бывшей когда-то общей для всех страны приезжали сюда, чтобы превратить пепелище, оставленное после румынской оккупации, в одну из самых процветающих республик СССР. Не нужно новым молдавским властям и их заокеанским кукловодам, чтобы люди помнили, как отстраивались молдавские города, высаживались сады величиной с небольшое европейское государство, как из отсталой аграрной страны Советская Молдавия превратилось в развитую индустриальную республику, где численность специалистов с высшим образованием с 1941 по 1987 г.г. увеличилась с 5,4 тысяч до 206,5 тысяч человек. Ведь видя ту разруху, которую принесла в их дома западная «демократия», и, вспоминая то, что было прежде, люди, рано или поздно начнут задавать вопросы. Ответы на них вряд ли понравятся нынешним молдавским национал-либералам и прочим блюстителям западных идеалов. Поэтому им так важно вновь и вновь судить эпоху социалистических преобразований, которая, неся в себе множество негативных черт, тем не менее, была куда более позитивной, чем та нынешняя лжедемократия, построенная на крови, межнациональной розни, безнравственности, нищете и бесправии большинства людей, некогда населявших единый Советский Союз.
Александр Галин