image001-13283.jpg

ОЛЬВИЯ-ПРЕСС

ПРЕСТУПЛЕНИЕ БЕЗ ПОКАЯНИЯ

12 марта 2000 года состоялось беспрецедентное событие в истории христианства. Папа Римский Иоанн Павел II на торжественной литургии в соборе святого Петра покаялся за совершенные католической церковью грехи. «Никогда более служение истине не войдет в противоречие с любовью к ближнему, никогда более не будет действий против единства церкви, ни один народ никогда более не будет обижен, больше никогда церковь не прибегнет к методам насилия, никогда более не позволит себе дискриминации, репрессий, презрения к бедным и обездоленным», - произнес Папа Римский, и призвал всех верующих и служителей церкви «подвергнуть глубокому анализу совести» прегрешения церкви, а также «очистить свою память от них». «Прощаем и просим прощения», - закончил символическую молитву Папа Римский.

image003-6808.jpgПокаяние Папы Римского, его желание изменить этот мир, поставить вне закона любое насилие послужило примером для других священнослужителей. Можно вспомнить, как в том же 2000 году православные митрополиты, протестантские пасторы и старейшины, католические кардиналы Румынии договорились о совместной молитве за грехи властей и народа и покаялись за них от лица церкви. Священнослужители Германии также покаялась за преступления немецкой нации, совершенные во время правления Гитлера. Вслед за ней польский католический епископат принес «покаяние» за истребление евреев, совершенное поляками в 1941 году.

Однако история знает множество примеров не только религиозных, но и национальных покаяний, когда власти той или иной страны от лица народа приносили извинения за совершенные преступления. Не только церковь, но и власти Германии покаялись за преступления нацистов, миллионы жертв среди мирного населения других стран. Канцлер Конрад Аденауэр, стоя на коленях, от лица немецкой нации попросил прощения за массовое истребление еврейского народа в годы фашистской Германии. Позже канцлер Гельмут Коль покаялся перед поляками за жертвы, которые понес народ этой страны в годы немецкой оккупации, а бывший президент Польши Александр Квасневский от имени поляков попросил прощения у еврейского народа за их массовое истребление в годы Второй мировой войны. Первый президент России Борис Ельцин, также преклонив колени, попросил прощения у поляков за массовый расстрел польских офицеров под Катынью. Сегодня, когда отмечается 70-летие катынской трагедии, с покаянием на могилы убитых поляков, а также тысяч советских людей, попавших в 30-е годы под пресс сталинских репрессий, пришел российский премьер-министр Владимир Путин. Вместе с польским премьером Дональдом Туском он отдал дань памяти погибшим, с болью отметив: «Репрессии крушили людей, не разбирая национальностей, убеждений, религий. В нашей стране дана четкая политическая, правовая, нравственная оценка злодеяниям тоталитарного режима, и такая оценка не подлежит ревизии. В Катыни россиян и поляков собрали общая память и скорбь, общий исторический долг и вера в будущее. Надо хранить память о прошлом, какой бы горькой правдой она ни была».

Но не только преступления фашизма и сталинизма становятся причиной национального покаяния. В свое время власти Канады и протестантская церковь США покаялись перед коренными жителями Америки и официально попросили прощения у индейцев за жестокое обращение с ними. Правительство Австралии официально признало факты уничтожения австралийских аборигенов и их насильственную ассимиляцию и также попросило прощения за совершенные преступления. Извинения у собственного народа за жертвы гражданской войны 1980-1992 гг. в Сальвадоре попросил президент этой страны Маурисио Фунес. Буквально на днях Президент Сербии Борис Тадич принес официальные извинения хорватам, пострадавшим в ходе войны 1991-1995 годов.

И подобных примеров можно привести превеликое множество, но, к сожалению, существуют примеры, когда народы и их правительства не хотят брать на себя ответственность за совершенные ими или их предшественниками преступления. Правительство США до сих пор не желает признавать вину за истребление сотен тысяч североамериканских индейцев, хотя при этом американский Конгресс официально попросил прощения у чернокожих сограждан за расовую дискриминацию и эксплуатацию их в качестве рабов. Не признают США вину за преступления против человечности, совершенные во Вьетнаме, Корее, Югославии, Ираке. Не покаялись они и за атомную бомбардировку Хиросимы и Нагасаки, но при этом принесли свои извинения за насильственные перемещения граждан японской национальности в специальные лагеря во время Второй мировой войны. В то же время Япония не принесла извинений жертвам насилия и бесчеловечных опытов, совершенных японскими солдатами и врачами в Китае, Филиппинах и Южной Корее, а большинство стран Старого Света так и не покаялись за колониальный гнет и массовое истребление народов Африки, Азии, Южной Америки.

image004-699.jpgЭто в полной мере относится и к странам бывшего Советского Союза. Геноцид Грузии против народов Абхазии и Южной Осетии так и не осужден. Не принесла свои извинения и Молдова за совершенные ею преступления против народа Приднестровья. При этом Грузия и Молдова продолжают предъявлять свои территориальные претензии и не оставляют надежд на то, что они смогут вернуть народы, прошедшие через горе и страдания, причиненные им соседями, под свое управление. Но о каком объединении двух народов может идти речь без покаяния, без признания вины за совершенные преступления, без осознания страной-агрессором бесчеловечности своих поступков вне зависимости от того, какими целями они оправдывались? Вина Грузии и Молдовы в развязывании кровопролитных войн доказана, как и преступления этих стран против человечности. Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации убедительно доказал наличие состава преступления в действиях грузинских властей, выражающиеся в геноциде и убийстве большого количества мирных жителей. Были также установлены конкретные должностные лица из военного руководства Грузии, которые отдавали приказы по уничтожению жилых кварталов и гражданских объектов на территории Южной Осетии с использованием запрещенных средств и методов ведения войны. Что касается Молдовы, то Международным общественным трибуналом были выявлены нарушения норм международного гуманитарного права во время вооруженного конфликта РМ против ПМР, выражающиеся в преднамеренных убийствах, пытках и бесчеловечном обращении с военнопленными и гражданским населением, включая женщин и детей;  унижающем человеческое достоинство обращении (изнасиловании женщин, в том числе несовершеннолетних девочек, избиении граждан и т.д.); взятии заложников из числа лиц, принадлежащих к гражданскому населению; разрушении в больших масштабах зданий, сооружений и имущества, не вызванное военной необходимостью; неоказании мер по погребению мертвых, препятствовании захоронения, а так же глумлении над трупами погибших и замученных; преднамеренном убийстве раненых и больных. Международный общественный трибунал особо подчеркнул, что ответственность за преступления несут не только те, кто совершал конкретные преступления, но и те, кто отдавал приказы.

Однако, спустя 17 лет после окончания вооруженного конфликта, никто из совершавших вышеназванные преступления не наказан. Мало того, власти Молдовы и те, кто убивал мирных граждан в Приднестровье, все эти годы пытаются переложить собственную вину на приднестровцев, обвиняя его в развязывании агрессии. Ни о каком покаянии и признании собственной вины за геноцид в современной Молдове речи не идет. Убийцы и насильники в этой стране признаны героями, боровшимися за территориальную целостность молдавского государства. При этом не ослабевают территориальные притязания в отношении Приднестровья. Молдавские власти заявляют о том, что народ ПМР хочет объединения с Молдовой, но этому препятствуют «сепаратистские» власти Тирасполя. И многие не только за пределами Молдовы, но и на правом берегу верят в это. И не смущают обманщиков даже результаты референдума от 17 сентября 2006 года, когда более 95% приднестровцев высказались за независимость и дальнейшее присоединение к России, но не к Молдове.

Покаяние и признание вины народом Германии за преступления фашизма позволили этой стране стать равной в семье европейских народов, не быть изгоем. Германия не претендует на завоеванные ею когда-то земли, да это было бы нелепо. Почему же Молдова или та же Грузия продолжают претендовать на земли Абхазии, Южной Осетии или Приднестровья? Силой оружия они попытались заполучить им не принадлежащее и получили отпор, как когда-то фашисткая Германия. Но если преступления нацизма были осуждены всем мировым сообществом, то деяния молдавских и грузинских фюреров остались безнаказанными. Пока эта несправедливость не будет исправлена, до тех пор национал-экстремисты Молдовы, Грузии, других стран будут проливать кровь, творить произвол и беззаконие.

Разумеется, нельзя винить весь молдавский народ за преступления против человечности, но в ответе за них все, несмываемый позор лежит на всей молдавской нации. Немецкая нация избавилась от него через покаяние, но ни разу с правого берега Днестра не доносились даже робкие призывы к подобному очищению. Осознавая необходимость покаяния, понтифик каялся перед Богом и людьми за нетерпимость и насилие по отношению к инакомыслящим, за религиозные войны и жестокости во время крестовых походов, за насильственное насаждение католической веры, за преступления по отношению к науке, за неуважение католической церкви к различным культурам и религиям, за «охоту на ведьм», гонения евреев, за муки и истребление тысяч и тысяч людей. Это был путь к очищению, великий подвиг человеческого духа. Придет ли к нему когда-нибудь Молдова – трудно сказать.

А. Галин