image001-12837.jpg

ОЛЬВИЯ-ПРЕСС

УГРОЗЫ И ВЫЗОВЫ

image003-6456.jpgЗаявления Белого дома о том, что США отказываются от размещения элементов глобальной системы противоракетной обороны в Европе до 2015 года, на поверку оказались фикцией. Еще в сентябре минувшего года американский президент Барак Обама подтверждал изменения в планах США по размещению элементов системы ПРО в Восточной Европе, заявляя о том, что «США отказались от радара в Чехии и ракет-перехватчиков в Польше, так как этот защитный комплекс не является лучшим средством противодействия иранской ракетной угрозе», но прошло всего пять месяцев и Вашингтон объявил о том, что он намерен разместить элементы ПРО в Румынии. Проамериканский Бухарест тут же поддержал намерение США, и на минувшей неделе Верховный совет обороны Румынии одобрил предложение Белого дома о размещении на территории страны элементов системы противоракетной обороны США. В свою очередь румынский президент Траян Бэсеску заявил о том, что «принятое решение крайне важно для повышения уровня безопасности Румынии и для укрепления нашего партнёрства с США».

Понятно, что Россия негативно отнеслась к намерениям Вашингтона. Москву, прежде всего, не устраивает то, США договариваются о развертывании ПРО в Европе без консультаций с ней. И это понятно. Разговоры о мифической иранской угрозе – ничто иное, как отговорки. В России прекрасно понимают, против кого направлена в первую очередь система ПРО. Глава внешнеполитического ведомства Сергей Лавров, в частности заявил о том, что «Россия ждет от США исчерпывающих объяснений идеи размещения в Румынии элементов американской системы противоракетной обороны. Россия исходит из того, что есть договоренность двух президентов о совместном изучении общих угроз и подключение к этому Евросоюза. Когда мы поймем, что у нас есть общее понимание вероятных угроз, можно будет говорить о том, какие ответные меры можно предпринимать».

Тем не менее, Вашингтон целенаправленно пошел на этот шаг, что, по мнению многих аналитиков, никак не способствует укреплению доверия между США и Россией, а, наоборот, ведет к новому противостоянию Востока и Запада. В этом плане инициатива американского президента о «глобальном ядерном нуле», выглядит, по меньшей мере, фарсом. Как справедливо отметил российский вице-премьер Сергей Иванов «невозможно всерьез говорить о снижении ядерного потенциала, когда государство, обладающее ядерным оружием, разрабатывает и размещает системы защиты от средств доставки ядерных зарядов, которые есть у других государств».

Однако факт остается фактом. В результате закулисных переговоров Вашингтона и Бухареста, в скором времени на территории Румынии будут размещены элементы американской системы ПРО, что в свою очередь усилит военное присутствие США в регионе. Примечательно и то, что о намерении разместить в Румынии систему противоракетной обороны совпало с окончанием строительства в Румынии американской военно-морской базы под Констанцей, которая может принять 1,6 тыс. американских военнослужащих. Еще в декабре 2005 года между Румынией и США был подписан договор о размещении военных баз. В 2007 году парламент Румынии на заседании обеих палат проголосовал за увеличение американского военного контингента на 500 человек. Военные базы США в Румынии размещены, в основном, близ побережья Черного моря: на аэродроме «Михай Когэлничану» у черноморского порта Констанца, что, по сути, позволяет США осуществлять контроль над Чёрным морем, и как считает российский генерал-лейтенант Альфред Гапоненко, позволит при необходимости «легко наносить авиаудары, совершать на кораблях ВМС США переброску сухопутных войск через Черное море для высадки десантов в Закавказье, на Украине и на черноморском побережье России». Помимо этого американские базы строятся на полигонах в Бабадаге в уезде Тулча на границе с Украиной, Чинку в уезде Сибиу в центре Румынии и в Смэрдане в уезде Галац на границе с Молдовой. Аналогичные базы строятся или уже построены на территории Болгарии, что непосредственно ведет к значительному увеличению американского военного присутствия на Юго-Востоке Европы. Вместе с тем, наращивая здесь свою военную мощь, а теперь и намереваясь разместить систему ПРО, США постоянно требуют от России вывода военнослужащих и вооружений из Приднестровья, в том числе и тех, которые осуществляют миротворческую миссию на Днестре. Последнее заявление госсекретаря США Хиллари Клинтон, сделанное ею неделю назад о том, что «продолжающееся присутствие российских войск на молдавской территории вызывают у США беспокойство», еще раз подтверждают неизменность позиции Вашингтона по данному вопросу.

Того же требует и Румыния. Во время недавнего визита в Кишинев президент Траян Бэсеску прямо заявил о том, что Румыния утверждала и будет утверждать, что «Республика Молдова - суверенное государство, и она должна полностью контролировать свою территорию. Нахождение же техники и личного состава российской армии на территории приднестровского региона ни в коей мере не благоприятствует разрешению конфликта». О том, что Румыния намерена активно вмешиваться в ход молдо-приднестровского урегулирования, Бухарест объявил сразу же после вступления в НАТО. В 2004 году министр иностранных дел Румынии Мирча Дан Гиана прямо заявил о том, что «конфликт в Молдове волнует румынские власти, а теперь также и Североатлантический альянс». Сегодня Бухарест требует усиления роли США в переговорном процессе между РМ и ПМР и сетует на то, что в 1992 году вышел из него. Однако, как справедливо отмечает глава приднестровского МИДа Владимир Ястребчак: «Румыния вышла из него отнюдь не добровольно, а исходя и из того миротворческого формата, который был создан тогда, и исходя из абсолютно новой реальности, которая сложилась, тем более с учетом того, как Румыния участвовала в событиях 1992 года».

Участие это заключалось в предоставлении Молдове военной помощи, выражающейся в поставках техники и вооружения, а также в участии военных специалистов в боевых действиях на стороне РМ, во время агрессии ее против Приднестровской Молдавской Республики. Поэтому сегодня, когда Румыния вошла в Североатлантический альянс и на своей территории размещает военные базы США, к тому же, готовится в скором времени развернуть американскую систему ПРО, - в Приднестровье весьма настороженно следят за наращиванием мускулов за Прутом. Депутат Верховного Совета ПМР Олег Гудымо в интервью российскому агентству «Интерфакс» прямо заявил о том, что «для Приднестровья членство Румынии в Североатлантическом альянсе уже самопосебепредставляетугрозу. И хотя размещениеПРО непосредственнонеугрожает Приднестровью, в общем контексте расширение американского военного присутствия в Румынии-угрозабезопасности нашего государства. И, безусловно, не может наснетревожить».

Действительно, дело вовсе не в том, что элементы противоракетной обороны никак не могут угрожать безопасности Приднестровья, у которого нет ни ракетных войск, ни ядерного оружия. Дело в том, что Бухарест не скрывает своих экспансионистских устремлений, направленных на воссоздание «Великой Румынии» в рамках границ, оккупированных румынскими войсками во время Второй мировой войны. А это уже чревато серьезными потрясениями в регионе. К тому же, нет никаких гарантий, что либеральные власти Молдовы в скором времени не предпримут продекларированные уже шаги по отказу страны от нейтрального статуса и вступлению в НАТО. К этому Молдова практически готова. Не случайно все эти годы ее армия усиленно перевооружалась по стандартам НАТО, а военные проходили обучение в натовских центрах переподготовки офицерского состава. После того, как Молдова вступит в Североатлантический альянс, НАТО окажется непосредственно у границ ПМР. Понимание этого, а также тот факт, что у власти в Молдове сегодня находятся националистические силы, которые не раз демонстрировали реваншистские настроения в отношении Приднестровья, привело к тому, что Тирасполь был вынужден обратиться к России с просьбой восстановить свое прежнее миротворческое присутствие, оговоренное Соглашением 1992 года «О мирном урегулировании конфликта в приднестровском регионе Республики Молдова». Слишком серьезны сегодня вызовы и угрозы для народа Приднестровья, чтобы пребывать в благодушном настроении и довольствоваться прежними мерами безопасности. Сегодня за спиной Молдовы не только военный потенциал Румынии, но и вся мощь Запада. Последние же события, касающиеся размещения ПРО, наглядно показали, что США по-прежнему расценивают Россию в качестве своего главного стратегического противника. А это значит, в таком же статусе находятся страны пророссийской направленности, в том числе и  Приднестровье.

Александр Галин