В 602- ЛЕТИЕ БЕНДЕР В ГОРОДЕ ЗАЛОЖЕНЫ ДВА СКВЕРА В ЧЕСТЬ ЛИЧНОСТЕЙ, СВЯЗАННЫХ С ИСТОРИЕЙ ГОРОДА
Праздничные
мероприятия по случаю 602-летия Бендер начались у стен Бендерской крепости с
закладки сквера Гербеля. В церемонии приняли участие: руководство Приднестровской Молдавской Республики и города
Бендеры, представители посольств Украины и России в Кишинёве, командование
российского миротворческого контингента СМС и ОГРВ, духовенство.
Родион (Рудольф) Николаевич Гербель оставил заметный след в истории отечественных инженерных войск. Во время осады войсками армии графа Панина Бендерской крепости, Родион Гербель, будучи уже тогда в чине инженер-генерала Инженерного корпуса русской армии, руководил в августе – сентябре 1770 года всеми осадными работами при блокаде этой неприступной твердыни Османской империи на берегах Днестра. Несмотря на интенсивный артобстрел со стороны осаждённых, за десять суток сапёрных работ были вырыты три канала («параллели») для закладки пороховых зарядов. Закладка пороховых зарядов под фортификационные сооружения применялась издревле, и с каждым разом совершенствовалась. Естественно предпринимались и контрмеры. Турки, осаждённые в Бендерской крепости и руководимые западноевропейскими военными инженерами, естественно предприняли все известные на то время «контрминные» меры. Но 14 сентября 1770 года раздался взрыв, полностью обрушивший крепостной вал. Более того, заложенные под крепостным валом 400 пудов (6400 килограммов, как сказали бы ныне в «тротиловом эквиваленте») пороха, не только обрушили земляное укрепление крепости, но и образовали своего рода «мост», по которому русские войска пошли на приступ Бендер.
Как отметил на церемонии открытия сквера и закладки мемориальной плиты на месте будущего памятника Родиону Гербелю Президент Приднестровской Молдавской Республики Игорь Смирнов, это был первый в истории так называемый направленный взрыв, который после этого уже в течение двух с лишним веков применяется во всём мире. Причём, как в военной, так и в гражданской сфере. По словам же главы государственной администрации Бендер Вячеслава Когута, открытый сегодня сквер Родиона Гербеля вместе с дорожкой ведущей от него к крепостному валу станут «мостом» для будущих экскурсионных маршрутов в Бендерскую крепость. К слову, некогда в некотором отдалении от места закладки нынешнего сквера Гербеля, располагались Константинопольские ворота в крепость, которые в ближайшем будущем планируется восстановить в первозданном виде.
Сразу же после церемонии закладки сквера Гербеля, на территории крепости состоялось торжественное с элементами театрализованного представления открытие сквера барона Мюнхгаузена. У литературного персонажа, вышедшего из-под пера Рудольфа Эриха Распе, был реальный прототип – Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен. Выходец из знатного нижнесаксонского рода большую часть своей жизни посвятил служению на благо России. Во время правления императрицы Анны Иоанновны и регентства Эрнеста Бирона выходцев из многочисленных в то время германских государств в русской армии было более чем предостаточно. Достаточно сказать, что из пяти отечественных полководцев, удостоившихся наивысшего звания генералиссимус, был «земляк» и протеже барона Мюнхгаузена – Антон Ульрих Брауншвейгский, кстати - муж преемницы Анны Иоанновны на Российском Императорском троне Анны Леопольдовны. Будучи в составе армии фельдмаршала Миниха, Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен в 1737-39 годах участвовал в сражении под Ставчанами, осадах Очаковской и Бендерской крепостей. Как отметил во время открытия сквера Мюнхгаузена Вице-Президент Приднестровской Молдавской Республики Александр Королёв, военная кампания 1737-39 года, закончившаяся Белградским миром, была первым успехом России в борьбе с Османской Империей. Увиденное при осаде Бендер и Очакова, естественно со свойственной иным авторам мемуаров определённой долей приукрашивания, легло впоследствии в основу баек ротмистра русской армии фон Мюнхгаузена, вышедшего в 1750 году в отставку. Эпизод о полёте на ядре с целью разведки сил осаждённых в крепости турок, согласно словам рассказчика, «имел место» именно при осаде Бендер в 1738 году. К слову, прототип литературного персонажа Рудольфа Эриха Распе до конца своих дней подписывался как «отставной ротмистр Рижского (Брауншвейгского) кирасирского полка русской армии». Именно в данном полку русской кавалерии в тогдашней Лифляндии и завершилась военная служба легендарного барона. По словам присутствовавшего на церемонии закладки сквера главы госадминистрации Бендер Вячеслава Когута, в данном месте каждый клочок земли дышит историей. «Неподалёку отсюда находиться здание бывшей гарнизонной гауптвахты, где в своё время отбывали наказание декабрист Раевский и будущий секундант Пушкина – Данзас». Когут также отметил, что представленный гостям торжеств план будущего сквера лишь часть того, что планируется создать на территории Бендерской крепости, как одного из важнейших объектов туристических маршрутов Приднестровья.
Так что нынешние торжества на территории Бендерской крепости дань не столь модному в последнее время увековечиванию литературных персонажей, а реальной исторической личности, верой и правдой служившей российскому государству. Сегодня же у стен Бендерской крепости был открыт бюст Карлу Фридриху Иерониму фон Мюнхгаузену.