ДЕМОКРАТИЯ ПО-АМЕРИКАНСКИ
Известная американская организация «Дом свободы» («Freedom House») на днях опубликовала очередной ежегодный обзор состояния политических и гражданских свобод в мире. Примечательно, что на этот раз в этот обзор было внесено и Приднестровье. Американские «эксперты» отнесли ПМР в разряд «несвободных» территорий, оценив гражданские свободы в нашей республике в 6 баллов. Шкала демократичности, по которой «Freedom House» оценивает уровень свободы, имеет семь делений. Страны, получившие единицу, считаются наиболее демократичными и свободными, семерку – наоборот, самыми тоталитарными и лишенными зачатков демократии.
Специалисты
«Freedom House» среди основных проблем Приднестровья назвали высокий уровень
коррупции и организованной преступности, а также домашнее насилие над женщинами.
Американских провозвестников свободы абсолютно не смутило, что уровень
преступности в ПМР в 2008 году соответствовал уровню 1989 года, а за последний
год снизился еще на 15 процентов. Мало того, согласно всестороннему
исследованию, проведенному Международным антикриминальным и
антитеррористическим комитетом в 2008 году, общая криминогенная ситуация в
Приднестровье оценивается на уровне развитых западных держав и не превышает
показателей уровня преступности США и ведущих стран Евросоюза, а во многом гораздо
ниже этих показателей.
Впрочем, выдвинутые «Домом свободы» обвинения в коррупции и организованной преступности - это только цветочки. Оказывается, в нашей республике «лица, говорящие на молдавском языке, подвергаются политическому давлению», «власти предвзято относятся к этническим молдаванам», осуществляются аресты по политическим мотивам, а политзаключенные подвергаются пыткам. Разумеется, в качестве примера в докладе упоминается арест и содержание под стражей террористов группы Илашку, которых, как пишется в докладе американской организации, «во всем мире расценивают, как политических заключенных». Удивляться подобной оценке не приходится. Для США убийство мирных граждан в той же Югославии или Ираке и в самом деле является политикой. Почему бы в таком случае не называть молдавских террористов, убивавших приднестровцев, заметим, не во время военных действий, а в мирное время, политическими заключенными? В конце-концов, это же не исламские боевики, захватившие гражданские самолеты 11 сентября…
В вину Приднестровью вменяется и
недостаточное присутствие представителей молдавской национальности в органах
государственной власти. То есть, американские вычислители свободы, настойчиво
пытаются обвинить Приднестровье в национализме. На самом деле вся история
существования ПМР наглядно доказывает, что дискриминации по национальному
признаку в Приднестровье, в отличие от Молдовы, никогда не было и нет. Сама
Приднестровская Молдавская Республика создавалась в противовес
националистической политике Кишинева, когда интернационализм жителей
левобережья Днестра был противопоставлен ксенофобии представителей титульной
нации Молдовы по отношению к другим этническим группам, населяющим страну. Толерантное
отношение приднестровского общества к представителям любых национальностей – является
тем основополагающим принципом, без которого само существование приднестровской
государственности было бы невозможным.
«Freedom House» обвиняет руководство Приднестровья и в том, что оно ограничивает религиозные свободы. Как пишется в ежегодном обзоре этой организации, «власти Транснистрии запрещают регистрацию других религиозных групп, вопреки решениям суда. Незарегистрированные группы, включая свидетелей Иеговы и евангельских христиан, имеют трудности, арендуя места для встреч, и преследуются органами правопорядка и ортодоксальными противниками». То, что в Приднестровье в зарегистрированы более 150 религиозных организаций, 78 из которых объединяют православных верующих, 27– христиан веры евангельской (пятидесятников), 15– адвентистов седьмого дня, 12– евангельских христиан-баптистов, 6– католиков, 4– старообрядцев, 4– иудеев, а также существуют общины мусульман, бахаи и кришнаитов, - «специалисты» американского «Дома свободы» либо не знают, либо предпочитают умалчивать, как и о том, что в республике действует Закон «О свободе совести и религиозных объединениях», не запрещающий деятельность религиозных организаций, за исключением тоталитарных и экстремистских сект и религиозных групп. Так что и это обвинение «Freedom House», мягко говоря, притянуто за уши.
Примечательны и другие высказывания экспертов «Freedom House». В вину властям ПМР вменяется то, что молдавский язык в республике изучается не на латинской графике. Причем, как пишется в докладе: «Молдавский язык и латинский алфавит связаны с поддержкой единства с Молдовой, в то время как русский язык и кириллица связаны с сепаратистскими целями». Не правда ли, весьма примечательное высказывание, сразу расставляющее все точки над «i»? Русский язык и кириллица как оружие сепаратизма! До подобной идеи, пожалуй, еще никто не додумывался, с чем «Freedom House» можно и поздравить.
Разумеется, вспомнив о языке, американские свободолюбы не забыли упомянуть и о румынских школах Приднестровья, которые, как пишется в обзоре, «преследуются службой безопасности». Примечательно здесь, прежде всего, то, что для определения степени свободы ПМР в 2009 году, американские аналитики решили обратиться к истории шестилетней давности, когда четыре из шести школ с румынским языком обучения, осуществлявших свою образовательную деятельность на территории Приднестровья, были закрыты из-за отсутствия регистрационных свидетельств. Еще в конце 90-х годов прошлого века румынские школы, находящихся на территории ПМР, были переведены под юрисдикцию Молдовы. Все эти годы школы действовали без регистрации в органах власти Приднестровья, то есть фактически незаконно. Министерство просвещения ПМР неоднократно обращалось к Республике Молдова с предложением легализовать положениерумынских школ в Приднестровье, разрешив им зарегистрироваться согласно приднестровскому законодательству в качестве негосударственных учебных заведений. Но Молдова каждый раз категорически отказывалась. Мало того, в этих школах детей воспитывали в духе национализма и негативного отношения к государству, в котором они живут. Вряд ли можно предположить, чтобы те же США допустили существование на своей территории школ исламских фундаменталистов. Тем не менее, в связи с беспрецедентным давлением, которое было оказано на Приднестровье, в сентябре 2004 года было принято компромиссное решение о предоставлении временной регистрации для учебных заведений с румынским языком обучения. Сегодня они продолжают осуществлять свою деятельность, как и прежде, обучая детей по молдавским образовательным стандартам. Никакие «службы безопасности», разумеется, эти школы не преследует. Но не находя повода обвинить Приднестровье в отсутствии свободы, американские спецы стараются высосать компрометирующие факты из пальца.
По мнению «Дома свободы» руководство ПМР ограничивает право на свободу собраний и акций публичного протеста, что также не соответствует действительности. То, что акции, проводимые оппозицией, не собирают многотысячные толпы – это уже не вина руководства ПМР. Как не его вина, что курируемые различными западными фондами неправительственные организации не в состоянии повлиять на мировоззрение приднестровского общества так, как того хочется Западу. Заявляя о том, что власти Приднестровья осуществляют преследование лиц, занимающихся политической деятельностью, финансируемой из-за рубежа, не исключая при этом «посещения их чиновниками безопасности», представители «Freedom House» почему-то молчат, что эти лица свободно участвуют в различного рода семинарах и тренингах, проводимых правительственными организациями и фондами США и ряда европейских стран на территории Молдовы, осуществляют деятельность, которую в любой стране мира охарактеризовали бы как подрыв государственных устоев.
Заявление о том, что почти все СМИ в Приднестровье контролируются властью и не критикуют её, также далеки от действительности. Во-первых, количество оппозиционных печатных СМИ в республике больше количества государственных. Наиболее известные из них: «Человек и его права», «Новая газета», «Правда Приднестровья» - свободно распространяются на всей территории ПМР. Нельзя сказать, что и телеканал «ТСВ», радио «Интер-FM» контролируются властями республики, как и газета «Профсоюзные вести», ряд других изданий. Есть и СМИ некоторых общественных организаций и политических партий, которые отражают различные политические взгляды. Во-вторых, говоря о влиянии органов власти на то или иное СМИ, «Freedom House» игнорирует тот факт, что подобное влияние в той или иной форме существует во всех странах мира, не исключая и США, ибо любое государство осуществляет управление обществом посредством не только административного, но и информационного воздействия, для чего и служат государственные или прогосударственные СМИ.
Еще одним некорректным заключением организации, претендующей на роль главного измерителя демократии и свободы в мире, является заявление о том, что Приднестровье – «существенный источник и пункт транзита для торговли женщин в целях проституции». Никаких доказательств при этом «Freedom House» не приводит, хотя должна бы была знать, что работающая в регионе с 2005 года европейская мониторинговая миссия EUBAM не нашла никаких доказательств того, что через территорию ПМР осуществляется трафик оружия, наркотиков и живого товара. Вообще, складывается такое впечатление, что все обвинения, выдвигаемые американской организацией – есть ни что иное, как перепевы диффамаций Молдовы в адрес Приднестровья, собранные за последние десять лет. Понятно, что перепроверкой обвинений Кишинева, в большинстве своем не имеющих никакой реальной подоплеки, «Дом свободы» утруждать себя не стал. Да и зачем? Цель этой организации совсем иная.
Первоначально целью организации «Freedom House», созданой в 1941 г. по инициативе Рузвельта, была борьба с идеологией нацизма, однако после начала холодной войны организация переориентировалась на борьбу со странами соцлагеря. В настоящее время «Freedom House» позиционирует себя в качестве «независимой организации, поддерживающей распространение свободы в мире», при этом в штате организации в основном работают бывшие военные и сотрудники ЦРУ. Достаточно сказать, что за последние десять лет эту организацию возглавляли: специалист по тайной дипломатии Билл Ричардсон, бывший руководитель ЦРУ Джеймс Вусли, директор Международного Центра ненасильственных конфликтов, специализирующегося на организации цветных революций, Питер Аккерман и бывший заместитель министра обороны США Уильям Тафт. По сути, деятельность «Дома свободы» направлена на лоббирование интересов Вашингтона, вмешательство во внутренние дела других государств, поддержку прозападных режимов, в том числе и в странах бывшего СССР. На основании того, насколько та или иная страна поддерживает политику США, в основном и делаются заключения о степени демократичности и уровне свобод в том или ином государстве мира. Достаточно сказать, что ту же Молдову «Freedom House» расценил как частично свободную страну, несмотря на то, что сегодня у власти там находятся откровенно националистические силы, осуществляющие политику дискриминации населения по национальному признаку, закрывающие СМИ на русском языке, поощряющие полицейский произвол. На рейтинг Молдовы даже не повлияли пытки и убийства, которые совершались представителями органов правопорядка в апреле минувшего года. Впрочем, удивляться этому не приходится. США до сих пор подвергают пыткам политических заключенных в Гуантанамо и других секретных тюрьмах, но это не мешает «Freedom House» отдавать Соединенным Штатам высокие места в своих рейтингах.
К несвободным странам, разумеется, причислена и Россия. Причем, если в 90-е годы прошлого века в этой стране были очень серьезные проблемы в политической и социально-экономической сферах, во время выборов использовались элементы «черного пиара», никто не уделял внимания проблемам ксенофобии, преступности, коррумпированности общества, однако все это не вызывало никаких замечаний со стороны «Freedom House». Ведь тогдашние российские власти планомерно разваливали страну, что, разумеется, соответствовало интересам США. Но стоило России начать проводить собственную политику, направленную на укрепление государственности, противодействие западной политике однополярного мира, она тут же была названа несвободной и недемократичной страной.
Об ангажированности и предвзятости «Дома свободы» говорят и другие факты. В минувшем году из всех постсоветских республик только Украина и государства Балтии названы данной организацией «свободными», хотя национализм, превозношение нацизма в этих странах возведены в ранг государственной политики. К «частично свободным» странам отнесена Грузия, несмотря на то, что эта страна стала инициатором геноцида малых народов. «Freedom House» даже и не подумала дать оценку агрессии Грузии в Южной Осетии, никак не отреагировала на предвзятость западных журналистов, освещавших события августа 2008 года. Кто-то может сказать, что ведь рейтинг составлялся по состоянию демократии в 2009 году. Но тогда почему эта же организация делает оценку уровня свободы в Приднестровье, опираясь на факты шестилетней и даже семнадцатилетней давности, причем, интерпретируя их исходя из политической конъюнктуры, а не из справедливой и беспристрастной оценки тех или иных событий, моральных и этических норм, общих для всей человеческой цивилизации?
В России давно дали адекватную оценку рейтингам, публикуемым «Freedom House». В частности МИД РФ назвал «абсурдными» выводы американской организации Freedom House о том, что Россия по обеспечению гражданских свобод стоит в одном ряду с Северной Кореей, Кубой и Ливией. Абсурдность этих оценок не оставляет места для комментариев», - констатировало внешнеполитическое ведомство России.
Заместитель директора Института стран СНГВладимир Жарихин считает, что рейтинги «Дома Свободы» являются очень условными. «Так как «Freedom House» организация американская, то и рейтинги другим странам она ставит соответствующие. Поэтому, мне кажется, надо просто значительно меньше обращать внимание на все эти штуковины», - справедливо отмечает Жарихин. Думается, и Приднестровью не стоит особо переживать по поводу оценки, данной ангажированной американской организацией, целью которой является шельмование стран, не идущих в фарватере политики США. Наоборот, исходя из критериев оценок «Freedom House», а также целей и задач данной организации, можно без колебаний сказать: чем ниже рейтинг страны, данный американским «Домом Свободы», тем больше демократических прав и свобод существует в данном государстве. Ибо реальные демократия и свобода, ничего общего с демократией по-американски не имеет.