ОЛЕГ ГУДЫМО: ЗАКЛЮЧЕНИЕ СОГЛАШЕНИЙ О ВОЕННОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ МЕЖДУ МОЛДОВОЙ И РУМЫНИЕЙ НЕ СООТВЕТСТВУЕТ НЕЙТРАЛЬНОМУ СТАТУСУ КИШИНЁВА
Заключение соглашений,
предусматривающих какие-либо совместные действия вооружённых сил нейтрального и
блокового государств, несопоставимо с нейтральным статусом. Так
прокомментировал член Объединённой контрольной комиссии Олег Гудымо договор
между министерствами обороны Румынии и Молдовы о сотрудничестве
военно-воздушных сил двух
государств.
Напомним, что согласно конституции Республика Молдова является нейтральной страной.
«Румыния – страна, входящая в военно-политический союз – блок НАТО, к тому же проявляющая экспансионистские тенденции и к той же Молдове, и к Украине. Поэтому, я считаю, что они переступили в данном случае через свой нейтральный статус», - сказал Олег Гудымо.
По мнению эксперта, несмотря на то, что большинство пунктов данного документа (взаимный обмен информацией о полетах военных самолетов вблизи государственной границы, обмен радиолокационной информацией о воздушной обстановке, взаимопомощь экипажам военных самолетов, терпящих бедствие) не несут в себе ничего предосудительного, тем не менее, одно положение должно насторожить. И не только Приднестровье, но и другие государства. В особенности это касается Украины, к которой у Румынии имеются территориальные претензии. Речь идёт об «участии в совместных действиях».
«Непонятно, что под этой фразой понимается. Если речь идёт о совместных действиях в какой то внештатной ситуации или по предотвращению аварий и катастроф – это не должно вызывать обеспокоенности. Но ведь есть ещё и основное предназначение военно-воздушных сил. В этом плане совместные действия предполагают совместные боевые операции ВВС Молдовы и Румынии, что и должно настораживать соседние государства», - отметил Олег Гудымо в интервью информационному агентству «Ольвия-пресс».
Ещё большим нарушением нейтрального статуса, по мнению приднестровского эксперта, являются планы по созданию совместного румыно-молдавского батальона.
«Это ещё большее нарушение нейтрального статуса Молдовы. Возникают вопросы. Какое предназначение этого румыно-молдавского батальона? Какие задачи он будет выполнять, и на какой территории? Какая будет подготовка его военнослужащих? Мы ещё помним события 1992 года, когда румынские военные наблюдатели принимали участие в непонятной «миротворческой» операции и ничего не предприняли для того, чтобы предотвратить кровопролитие в Бендерах. Также всем памятны факты участия румынских военнослужащих в боевых действиях в 1992 году и помощь в вооружении молдавской армии, оказываемую Румынией во время войны», - сказал Олег Гудымо.
К слову, во время визита ( проходит с 28 по 30 марта) министра обороны Республики Молдова Виталия Маринуцэ в Румынию данный вопрос обсуждался с его румынским коллегой Габриэлем Опрей. Причём инициатива исходила от молдавской стороны, и уже одобрена руководителем румынского военного ведомства. Стоит напомнить, что в своё время в недрах министерства обороны Республики Молдова зрели планы создания совместных молдо-грузинских миротворческих сил.
«В ответ на это мы заявили о намерении создать свои приднестровско-абхазско-югоосетинские миротворческие силы. Вот и выходит, что две миротворческих силы, выступающие под разными знамёнами, должны были противостоять друг другу», - сказал по этому поводу представитель Приднестровья в Объединённой контрольной комиссии.
Стоит отметить, что прецеденты совместных воинских подразделений у Румынии уже есть. Существуют румыно-венгерский батальон и многонациональный инженерный румыно-венгеро-словако-украинский батальон «Тиса». Но всё дело в том, что все перечисленные государства, с которыми Румыния создала совместные части, являются членами Североатлантического альянса, а Украина при прежнем руководстве не только не заявляла о своём внеблоковом статусе, а всеми силами не так давно ещё стремилась получить «План действий к членству» в данном военно-политическом блоке. Участие в подобных проектах есть ни что иное, как втягивание государств в сферу влияния Брюсселя. Это справедливо и для Молдовы, несмотря на ее нейтральный статус.
И совсем уж некорректными на этом фоне являются заявления всё того же Виталия Маринуцэ об обеспокоенности Кишинева по поводу идеи Российской Федерации защищать своих соотечественников, проживающих за рубежом. Напомним, об этом министр обороны Молдовы заявил в интервью румынскому изданию Inforusia. По мнению Олега Гудымо, подобные заявления представителей официального Кишинева также вызывают беспокойства у приднестровской стороны.
«Американцы, например, не просто декларируют подобные намерения, а предпринимают реальные действия. Такое же право никто не может отнять и у России. Никому не позволено нарушать права человека. Поэтому, я считаю, что в некоторой степени осуждения намерений России защищать права своих соотечественников за рубежом, скорее всего, проистекает из намерений самой Молдовы нарушить права русскоязычного населения. Поэтому они пытаются опередить тем самым события и заранее выразить обеспокоенность, если Россия в рамках международного права вступиться за своих соотечественников», - отметил в этой связи Олег Гудымо.