image001-14750.jpg

ОЛЬВИЯ-ПРЕСС

УГРОЗА МИРУ

image003-7776.jpgСреди вопросов, которые на протяжении многих лет безуспешно пытается разрешить приднестровская делегация в Объединенной контрольной комиссии, является проблема нахождения в г. Бендеры полицейских формирований Республики Молдова, а также двух пенитенциарных учреждений этой страны. То, что на протяжении 18 лет они дислоцируются на территории Приднестровской Молдавской Республики, не может не вызывать тревогу у приднестровцев. Обеспокоенность эта понятна - Молдова сохраняет присутствие своих вооруженных формирований на неподконтрольной ей территории отнюдь не в мирных целях, осуществляя вполне конкретную задачу – сохранять постоянную напряженность в регионе.

Но как получилось, что после подписания в 1992 году «Соглашения о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова», четко оговаривающем, что после прекращения огня «конфликтующие стороны приступают к отводу частей своих вооруженных сил и иных формирований, боевой техники и вооружения и завершают этот процесс в течение семи суток», - Молдова смогла сохранить свои вооруженные формирования на территории Приднестровья? Дело в том, что руководящим органом миротворческой операции – Объединенной контрольной комиссией - по окончании вооруженной фазы конфликта была создана совместная оперативно следственная группа (ОСГ), в ее составе  сотрудники милиции и полиции, по 50 человек от каждой стороны. В ее функции входило оказание помощи миротворческим силам в обеспечении правопорядка в Зоне с повышенным режимом безопасности. Позже группа была увеличена до двухсот человек - по сто от Молдовы и Приднестровья. Однако совместная деятельность сотрудников правоохранительных органов сторон практически сразу после создания ОСГ была прекращена. После Одесских соглашений 1998 года, когда были существенно сокращены контингенты миротворческих сил Молдовы и Приднестровья, а Россия в добровольном порядке уменьшила количество своих миротворцев более чем в пять раз, руководство г. Бендеры для обеспечения правопорядка было вынуждено воссоздать городской отдел милиции. Это решение стало сигналом для Кишинева, который незамедлительно сформировал комиссариат полиции, несмотря на то, что юрисдикция Молдовы на г. Бендеры не распространяется. Впоследствии молдавское руководство создало в Бендерах еще один комиссариат полиции на транспорте, открыло отделение службы безопасности (СИБ), паспортный отдел, суд и прокуратуру.

Понятно, что бендерчан, которые хорошо помнят как летом 1992-го провокационные действия полиции стали поводом для начала кровопролитного конфликта, такое «соседство» не устраивает. Горожане неоднократно проводили демонстрации протеста и пикеты, городской Совет народных депутатов законодательно запретил деятельность полиции на территории Бендер, однако полицейские продолжают оставаться в городе, скрытно осуществляя свою деятельность. То, что эта мина замедленного действия до сих пор не взорвалась, несмотря на многочисленные инциденты между полицией и милицией, - заслуга миротворцев и взвешенной политики руководства ПМР.

Что касается пенитенциарных учреждений ОЩ 29/8 и ОЩ 29/12, находящихся в ведении министерства юстиции Республики Молдова, то о них в момент разведения конфликтующих сторон в 1992 году просто забыли. Время было упущено, и впоследствии все попытки приднестровской стороны решить этот вопрос оказались тщетными. Кишинев заявлял, что тюрьмы в Бендерах находились до конфликта и будут находиться там впредь до тех пор, пока окончательно не урегулируют молдо-приднестровскую проблему.

Правда, справедливости ради нужно отметить, что в 2002 году сторонам удалось согласовать действия по выводу из ОЩ 29/8 контингента заключенных в количестве 470 человек. В данном учреждении содержались больные туберкулезом, и нахождение тюрьмы в самом центре города в непосредственной близости от жилого сектора ставило под угрозу здоровье бендерчан. В Молдове оборудовали две тюрьмы в Резине и Прункуле, и, исходя из согласованного решения сторон, туда до 28 июня 2003 года договорились перевести заключенных. На этом деятельность пенитернциарного учреждения ОЩ 29/8 должна была прекратиться. После намеченной даты окончания вывода, бендерская администрация отключила электро-, водо- и теплоснабжение данного учреждения и намеревалась снести тюрьму. Однако молдавская сторона воспрепятствовала этому. Мало того, и по сегодняшний день ОЩ 29/8 продолжает функционировать, там находятся заключенные, а также военнослужащие министерства юстиции Республики Молдова, несущие службу по их охране.

Стремление приднестровской делегации в Объединенной контрольной комиссии решить вопрос нахождения силовых структур РМ на территории бендерского городского Совета вполне объяснимо, однако Молдова упорно отказывается от предложенной формулы решения проблемы, согласно которой правоохранительные органы и пенитенциарная система должны работать по территориальному принципу. От того, что официальный Кишинев отказывается убрать свои силовые структуры с территории Приднестровья, клубок неразрешимых проблем только растет. События последних месяцев наглядно показывают это.

Все последние годы деятельность правоохранительных органов и пенитенциарных учреждений Молдовы, находящихся на территории ПМР, по сути, находятся вне контроля органов власти Приднестровья. Попытки приднестровской делегации в Объединенной контрольной комиссии добиться прозрачности в этом вопросе постоянно натыкаются на стену неприятия. С 2004 года Молдова перестала уведомлять Объединенную контрольную комиссию и военное командование совместных миротворческих сил о деятельности своих пенитенциарных учреждений в г. Бендеры. Если раньше передвижение вооруженных конвоев с заключенными отслеживалось военными наблюдателями, то с указанного периода информирование об этапировании прекратили. Лишь летом минувшего года, после обращения приднестровской стороны в министерство юстиции Республики Молдова, данное ведомство взяло на себя обязательство выполнять ранее достигнутые договоренности и сообщать ОКК и ОВК обо всех случаях перемещения заключенных и вооруженных конвоев по Зоне безопасности. Но за более чем годичный период этого не было сделано ни разу. Мало того, как выяснилось, этапированием заключенных сегодня занимается молдавская часть совместной оперативно-следственной группы, которая должна непосредственно подчиняться Объединенной контрольной комиссии.

Все это не может не вызывать тревогу у населения Приднестровья. Озабоченность присутствием силовых структур РМ на территории, находящейся под юрисдикцией ПМР,  практически на каждом заседании Объединенной контрольной комиссии высказывают и члены приднестровской делегации в ОКК. Однако молдавская сторона никак не реагирует на это или же заявляет о законности нахождения в Бендерах полицейских и карабинеров, так как территория Приднестровья, по ее мнению, является неотъемлемой частью Республики Молдова. Понятно, что исходя из таких предпосылок, решить проблему очень сложно, если, вообще, возможно.

В беседе с корреспондентом «Ольвии-пресс» Сопредседатель ОКК от Приднестровья Олег Беляков задал целый ряд отнюдь не риторических вопросов: «Почему на протяжении вот уже 18 лет молдавская сторона не желает понимать простых истин – на этой территории действуют определенные порядки и правила, установленные законодательством Приднестровья и местными органами самоуправления? Какие функции выполняют сегодня сотрудники полиции в Зоне с повышенным режимом безопасности? Чем они занимаются на территории города, если свои правоохранительные функции они не выполняют по причине запрета на осуществление какой-либо деятельность на территории бендерского Горсовета? Мы знаем, что полицейскими Молдовы похищаются люди с территории Приднестровья, ими осуществляются незаконные аресты граждан ПМР, но мы не знаем, какие задачи поставлены перед силовыми структурами, дислоцирующимися в Бендерах, и какие будут поставлены впредь. И это не может нас не беспокоить».

Касаясь деятельности пенитенциарных учреждений РМ на территории Бендер, Олег Беляков отметил: «Если бы проблема с туберкулезной тюрьмой была снята в 2003 году, поднимало бы Приднестровье сегодня это вопрос? Нет. Было бы это наглядной демонстрацией исполнения мер доверия между Молдовой и Приднестровьем? Разумеется. Какой смысл держать на территории Приднестровья осужденных, тайком ввозить и вывозить их из Зоны безопасности? Понятно, что только для того, чтобы иметь вооруженную составляющую на территории Приднестровья, тем самым сохраняя напряженность на берегах Днестра. Почему в Зоне безопасности постоянно возникают конфликты? Потому что на одной и той же территории существуют две совершенно разные правовые системы. Именно поэтому мы настаиваем на соблюдении принципа территориальности, считая, что каждая из сторон должна осуществлять свою правоохранительную деятельность исключительно на подконтрольной ей территории».

Как считает Сопредседатель  приднестровской делегации в Объединенной контрольной комиссии: «Молдова хочет доминировать во всем, навязывать нам свою точку зрения, воздействуя на Приднестровье исключительно репрессивными методами. Мы реально видим, что Молдова не хочет, чтобы люди здесь жили нормально, не опасаясь за свою безопасность. В действиях молдавской стороны мы не видим даже намека на прагматизм, желание идти на встречу друг другу».

Юрий Павловский