СТРАНА ИМЕНИ АНТОНЕСКУ
Вслед
за отказом участвовать в параде Победы, чествованием солдат румынской
оккупационной армии наравне с ветеранами Великой Отечественной войны,
объявлением Дня советской оккупации, в Молдове сделан очередной шаг на пути
героизации фашизма. На этот раз советники местного совета пригорода Кишинева
поселка Кодру от партий, входящих в правящий в РМ Альянс за европейскую
интеграцию единогласно проголосовали за придание одному из кварталов названия
«Вилла Антонеску» - в честь нацистского преступника, маршала Иона Антонеску.
Высшее руководство республики весьма спокойно отнеслось к этому решению. Впрочем, это и неудивительно, если вспомнить его заявления по поводу проигрыша Молдовы во Второй мировой войне. И.о. президента Михай Гимпу открестился от происходящего в Кодру, дескать, его это никоим образом не касается, а глава Кишиневского территориального бюро государственной канцелярии, представитель правительства Сергей Палихович и вовсе заявил, что инициатива местных советников поселка Кодру «не противоречит закону», и у правительства нет оснований для вмешательства в данную ситуацию. Таким образом, руководство правящей коалиции дало понять, что не собирается вмешиваться в ситуацию и отменять решение об увековечивании памяти фашистского преступника, осужденного и впоследствии казненного за преступления против человечности.
Как это не выглядит парадоксально, но именно население Молдовы в свое время наиболее сильно пострадало от преступных деяний маршала Антонеску. Вступая в Бессарабию, Антонеску отдал приказ: «Дороги восстановить с помощью населения. Трудовую повинность ввести и на завоеванных территориях. При самом незначительном сопротивлении со стороны населения - расстреливать на месте. Фамилии казненных опубликовывать... Население Бессарабии подвергнуть проверке, подозрительных и тех, которые выступают против нас, нужно уничтожать... Ни один еврей не должен оставаться в селах и городах, их следует интернировать в лагеря». Чуть позже, 8 июля 1941 года, на торжественном заседании Совета министров, Антонеску заявил: «Я не боюсь того, что история назовет нас варварами. Римская империя в свое время совершила немало варварства, и все-таки считается величайшим государством… Не знаю когда, может быть только через несколько сот лет, румынскому народу будет предоставлена такая полная свобода действий, такая возможность этнической очистки и национального обновления... И поэтому с полным сознанием происходящего я беру на себя полную юридическую ответственность и говорю вам: существующие законы не для нас, существующие законы нас не обязывают!»
Тем самым Антонеску призвал своих
солдат быть варварами, призвал убивать. И они убивали. За годы оккупации
Бессарабии румынскими оккупантами было расстреляно и сожжено в тюрьмах и
лагерях 37 475 человек, умерло от невыносимых пыток и истязаний - 22 713
человек. Всего же истреблено ни в чем неповинных мужчин, женщин, стариков и
детей - 63 849 человек, подвержено истязанию и пыткам - 20 345 человек, угнано
на работы 47 242 человек. Разрушено 76% жилого фонда Кишинева. Из числа
имевшихся к началу войны 427 основных лечебных учреждений 350 из них были
уничтожены полностью или частично. Было повреждено или разрушено 607 школ, 5
научных учреждений, 10 клубов. Уничтожено 3 287 166 экземпляров книг. Из музеев
все ценные экспонаты были вывезены в Румынию. Но самые страшные преступления
были совершены против евреев. Румынские оккупанты создали в 49 населенных пунктах
Бессарабии гетто и концлагеря, а на левобережье Днестра - 170. В румынских
концлагерях были уничтожены более 300 тысяч евреев. Даже Гитлер признал: «Что
касается еврейского вопроса, то такой человек как Антонеску, поступает гораздо
решительнее, чем это делали мы до сих пор». Сам румынский кондукатор отдал
приказ расстреливать по 200 евреев за каждого убитого и по 100 за каждого
раненого румынского солдата. И это приказ исполнялся, причем, с особой
жестокостью. Вот лишь некоторые свидетельства преступлений румынских нелюдей в
погонах, документально зафиксированных еврейской общиной молдавского города Бельцы.
«3 июля 1941-го в местечке Чудей уничтожено 450 евреев, в местечке Старожинец - около 200, в местечке Цидин - более 470... На улицах местечка Новоселец валяются сотни изуродованных трупов, а улицы местечек Ропчея, Иорданешты, Патреуч, Панка, Броскауч похожи на поле боя, число уничтоженных там евреев, наверное, никогда не удастся установить.
4 июля убийцы вошли в местечко Херца. Местные евреи, считавшие себя «румынами», были рады приходу румынской армии. Одевшись празднично, они вышли за околицу встречать своих «освободителей». «Освободители» тоже, как видно, были рады встрече с евреями. Они тут же заставили всех их раздеться догола, зверски избили и расстреляли.
5 июля в местечке Жучика-Нова было уничтожено 460 человек, в селах Хамница и Друшаница были убиты все евреи, а из 400 евреев местечка Костешты остался в живых только один еврейский мальчик. Остался сиротой.
6 июля в Черновцах одновременно были убиты около 2000 евреев, в Единцах - 1000, в Ново-Сулице еще 975...
А 7 июля настала очередь евреев Перлицы, Липкан, Фалешт, Маркулешт, Флорешт, Забричан. В Забричанах людей вначале избивали прикладами, затем подвешивали вниз головой на деревья, и только потом расстреливали. Избитого до полусмерти 80-летнего Лейба Корманского бросили посреди улицы, где под смех и улюлюканье толпы, конные жандармы превратили тело бесчувственного старика в кровавое месиво.
Один из румынских офицеров, по его собственному признанию, восемь раз стрелял в годовалого еврейского ребенка, и все никак не мог убить несчастное дитя. В конце концов, ребенка закопали в землю живым.
15 июля в Александренах было убито 123 еврея, из них 38 человек, бежавших из города Бельцы. Свидетель этого преступления - житель Александрен Григорий Мосинцев рассказал. «На моих глазах была убита семья Рехтеля: два 75-летних старика, дочь Рехтеля и внучка 4-х месяцев. В семье Перец было убито шесть человек, в том числе двое детей 6-ти и 8-ми лет, а невестка Переца была убита в минуты родов...»
Так
румынские солдаты исполняли приказ своего главнокомандующего, а сегодня в
Молдове их чествуют наравне с ветеранами Великой Отечественной, чествуют и
того, кто превзошел по своей жестокости даже Гитлера.
То, что целый квартал в Молдове назван именем Антонеску – событие отнюдь не случайное. Оно стало логическим продолжением той политики, которую Молдова проводит с конца 80-х годов прошлого столетия, когда на волне молдавского национального движения в этой стране зародился, окреп и дал свои всходы молдавский неонацизм, вылившийся в кровавые погромы на улицах молдавских городов, избиения и убийства иноязычных, попытку истребить под корень гагаузский народ, войну на Днестре против многонационального народа Приднестровья. Разве отличались от румынских военных преступников те, кто кричал на улицах молдавских городов: «Евреев в Днестр, русских за Днестр», «Хороший гагауз – мертвый гагауз», разве провозглашенный Народным фронтом Молдовы лозунг: «За одного молдаванина сто русских зарежем» - чем-то отличается от приказа Антонеску расстреливать по 200 евреев за каждого убитого и по 100 за каждого раненого румынского солдата?
За прошедшие 20 лет молдавская идеология не претерпела каких-либо существенных изменений. Построенная на принципах национализма, по своей сути идентичной нацизму, она и не может отрицать фашизм. Разделение людей по национальному признаку, ущемление прав некоренных народов, физическое уничтожение инакомыслящих и инородцев – все это присуще как фашистской Румынии, так и националистической Молдове. Агрессия Молдовы против Приднестровья – наглядный пример тому, как воинствующий национализм превращается в откровенный фашизм со всеми его атрибутами – массовым уничтожением мирного населения, пытками и зверскими убийствами солдат и гражданского населения. Но если преступления румынских фашистов были осуждены, а преступники наказаны, молдавские нацисты сегодня спокойно здравствуют, мало того, их чествуют как национальных героев, а день начала агрессии Молдовы против ПМР нынешние молдавские власти объявили «Днем памяти павших в вооруженном конфликте 1992 года за территориальную целостность и независимость Республики Молдова».
Совсем неслучайно то, что сегодня в Молдове пытаются увековечить память Антонеску. Для многих в этой стране он – символ великой румынской нации, символ борьбы за ее очищение от иноязычных, символ героизма румынского народа, объявившей войну против коммунизма. С момента прихода к власти в Молдове праворадикальной оппозиции была развернута настоящая кампания ксенофобской и антисемитской направленности на страницах подконтрольным им СМИ. Стали обычными на их страницах призывы: «Чемодан, вокзал, Освенцим», «Иуда, дни твои сочтены», «Долой жидомассонов» и другие. В муниципальной газете «Capitala», контролируемой племянником Михая Гимпу, заместителем председателя Либеральной партии ДориномКиртоакэ, за минувший год не единожды предпринимались попытки героизировать Иона Антонеску. При этом лидеры либерально-демократической коалиции отказались в какой бы то ни было форме осудить факт героизации фашистского маршала в прессе, и его преступления. Молчат они и сегодня.
Этим, разумеется, не преминули
воспользоваться их политические оппоненты и, прежде всего, коммунисты, потребовавшие
отмены решения муниципальных советников увековечить память Иона Антонеску. Накануне
очередных парламентских выборов они из кожи вон лезут, чтобы дискредитировать
правящий альянс. Средства массовой информации, подконтрольные ПКРМ, пестрят
заявлениями по поводу того, что «Альянс за евроинтеграцию» сбросил свои маски,
и все увидели, что за демократической витриной и за красивым названием –содержание
коричневое, и в политическом смысле и в другом». Однако при этом коммунисты по
вполне понятным причинам умалчивают тот факт, что именно коммунисты 8 мая 2003
года приняли «Закон о ветеранах», в котором приравняли военнослужащих,
участвовавших во второй мировой войне в составе румынской армии к ветеранам
Великой Отечественной войны, что именно бессменный лидер молдавских коммунистов
9 мая того же года, то есть в Великий День Победы, подписал Указ о промульгации
данного закона, а затем каждый год ко Дню Победы выплачивал единовременное
пособие всем ветеранам Второй мировой войны независимо от того, на чьей стороне
они воевали.
Находясь у власти, коммунисты действовали точно так же, как сегодня действуют либерал-демократы. Если в июне нынешнего года и.о. молдавского президента Михай Гимпу объявил о провозглашении Дня советской оккупации, то еще в марте 2005 Владимир Воронин вещал на весь мир о том, что «Молдова - последняя в Европе страна, оккупированная российскими войсками», тем самым заявляя, что не румынская, а советская армия была оккупационной и, следовательно, солдаты армии Антонеску являются настоящими защитниками молдавского государства, которым следует воздавать почести.
Двуличность коммунистов поражает своим цинизмом не только сегодня. Так же они поступали и тогда, когда находились у власти. Можно вспомнить как во время празднования 24 августа 2006 года 61-ой годовщины освобождения Молдовы от фашизма президент Воронин выражал признательность советским воинам за освобождение Молдовы и осуждал историков, извративших правду о Второй мировой войне. Но двумя месяцами раньше тот же Воронин и другие высокопоставленные молдавские чиновники в селе Цыганка Кантемирского района на торжественной церемония открытия кладбища румынских солдат, воевавших на стороне нацистской Германии, именовали военных преступников не иначе как «героями борьбы за независимость и объединение».
Народ сам выбирает своих лидеров. И если прежние, настоящие и, вполне возможно, будущие лидеры Молдовы видят в фашистах Румынии героев, а не преступников, награждают их медалями и орденами, увековечивают имя палача, на руках которого гибель сотен тысяч людей, значит не все в порядке с самим молдавским обществом, значит дело не только в кучке националистов и фашистов, которые вот уже двадцать лет правят этой страной.
Конечно, есть в Молдове и те, кто искренне выступает против фашизма и оголтелой русофобии. Но их мало и голос их слаб. А значит, и впредь эта страна будет идти по пути радикализации, идей неонацизма, превосходства одной нации над другими. К чему это приводит, мы хорошо знаем из истории не только Второй мировой войны, но и времен распада Советского Союза, когда наследники и идейные продолжатели Гитлера, Антонеску и им подобных убивали людей на берегах Днестра только из-за того, что они иной национальности. Так что название квартала в честь Антонеску – всего лишь эпизод в жизни современного молдавского государства, эпизод, лишний раз подтверждающий – с этим государством надо быть настороже, ибо возможен тот час, когда по улицам европейских городов вновь будут маршировать бравые парни со свастикой на рукавах, а высоко в небе смрадно чадить трубы крематориев концентрационных лагерей.