«К ОБЪЕКТУ ЧЕРЕЗ ОБЪЕКТИВ»
Выставка приднестровских
фотожурналистов открылась сегодня в картинной галерее Тираспольского
объединенного музея. Экспозиция под названием «Пресс-фото»
объединяет в себе работы коллектива авторов, каждый из которых вносит свой
вклад в создание «группового портрета» Приднестровской Молдавской Республики и приднестровцев.
Все участники выставки – люди разных поколений, разных специальностей, с различным опытом фотоработы. Разнится и время создания снимков. Самые ранние сделаны ещё в конце 30-х годов минувшего века. Их автор – ветеран Великой Отечественной войны Сергей Гришачкин (кадры, сделанные им, относятся к довоенному периоду и к самой Отечественной войне). Остальные участники экспозиции выступают в качестве иллюстраторов современности. Это фотокорреспонденты различных изданий (редактор отдела иллюстраций газеты «Приднестровье» Владимир Шаповалов, корреспондент ИА «Ольвия-пресс» Николай Феч), а также бендерские фотографы Наталья Иванова и Александр Куцарев.
Одна из главных особенностей экспозиции
состоит в том, что её участники склонны рассматривать творческий процесс непосредственно
с точки зрения
журналистов,
отдавая безусловное предпочтение созданию фоторепортажей. Особенности,
свойственные этому жанру, во многом определяют и специфику авторского подхода.
В первую очередь это информативность кадра (поскольку фотография имеет
отношение к конкретному событию, снимок должен содержать о нем максимум информации),
документальность (полное соответствие действительности) и, в идеале, четко
выраженная позиция фотографа к происходящему.
По словам главного организатора выставки Владимира Шаповалова, очень важно, чтобы фотограф не просто фиксировал событие (по принципу «от объекта к объективу»), но и пропускал каждый факт сквозь призму собственного мировосприятия, как бы наполняя его собственным видением (по принципу «от сердца через объектив к объекту»). Фотограф убежден, что каждая картина – это результат взаимовлияния художника и портретируемого. «Куда бы я ни приходил, я прихожу туда со своим настроением, - рассказывает Владимир Шаповалов. - Всё остальное – это результат того, как личность фотографа влияет на окружающих».
Таким образом, без какого-либо «технического» вмешательства, происходит моделирование снимка. Это даже не постановочная съемка (фотограф не говорит модели - какое принять положение, улыбаться или нет!). Просто у него, как у журналиста (точнее, как у публициста), есть своя позиция, свой взгляд, свои принципы, которые и помогают вложить в кадр необходимые смысловые акценты. «Я поддерживаю мнение известных фотографов, что в слове «фотожурналистика» главное именно «журналистика», - говорит Владимир Шаповалов. – И, конечно, если вы спросите меня, кто я больше – фотограф или журналист, я обязательно выберу последнее».
Действительно,
представленные в экспозиции работы (независимо от степени технического и
художественного мастерства) являются ярким примером прочувствованного подхода
авторов к окружающей действительности. Большинство снимков буквально сотканы из
эмоций, которые и становятся их главным содержанием.
Неслучайно, во время просмотра экспозиции возникает впечатление, что на стенах картинной галереи собрана полная гамма чувств: радость (например, на снимке «Осенние каникулы» В. Шаповалова), юмор, токая ирония, полнота жизни, эмоциональная «заряженность» ситуации (Александр Куцарев «После дождя»). И здесь же: трагедия (кадр, на котором запечатлен мальчик на костылях), борьба (женщина-инвалид во время занятия большим теннисом), горе (снимки, посвященные памяти жертв агрессии Молдовы в 1992 году).
По мнению директора Тираспольского объединенного музея Аллы Мельничук, представителям «журналистского цеха» необходимо быть более решительными в деле популяризации образа родной республики, постоянно совершенствуя свой творческий опыт, обновляя выставочный потенциал.