image001-13690.jpg

ОЛЬВИЯ-ПРЕСС

ИЗ ИСТОРИИ БЕНДЕРСКОЙ ТРАГЕДИИ

image002-2475.jpgИногда можно слышать высказывания, согласно которым события 19 июня 1992 года признаются результатом «спонтанной стычки между приднестровскими гвардейцами и полицией Молдовы». Выходит, что никакой «вооруженной акции против ПМР в Кишиневе не планировали»...

            Версия эта, вне всякого сомнения, покажется удобной тем, кто хотел бы уровнять «стороны конфликта по степени ответственности», разделить «поровну» вину за разжигание войны на берегах Днестра.

            Но возможно ли это?.. Когда против подлинных виновников трагедии, Бендерской трагедии, свидетельствует сама история. Свидетельствуют факты.

            Как известно, эскалация боевых действий на бендерском направлении началась ещё в марте 1992 года. Силы РМ скапливались в районе с. Варница и в Гырбовецком лесу. В различных частях города появлялись снайперы, обстреливающие мирных жителей. На правом берегу в районе моста Гура-Быкулуй-Бычок концентрировалась боевая техника. Отсюда велся прицельный огонь по позициям подразделений приднестровских территориально-спасательных отрядов, оборонявших мост. А в апреле командованием вооруженных сил Молдовы был предпринят ряд вылазок для того, чтобы прорваться в Бендеры со стороны села Гыска.

Силами РМ обстреливались даже российские воинские части, дислоцированные в Бендерах. Поэтому 4 апреля офицеры и прапорщики российского батальона химической защиты на офицерском собрании приняли резолюцию, которую направили президентам Ельцину, Кравчуку и Снегуру. В ней военнослужащие заявили, что если до 12 часов следующего дня руководство РМ не прекратит эскалацию агрессии, то они выйдут на боевые позиции под российским флагом.

            Мужественный поступок настоящих офицеров подтолкнул руководство РФ к решительным действиям. При  посредничестве представителей России начались переговоры по урегулированию ситуации. 12 апреля был подписан протокол о прекращении огня в Бендерах и разводе воюющих сторон.

В результате войска Молдовы (за исключением полиции) были выведены из Бендер, приднестровские гвардейцы сложили оружие, а в самом городе начали работу военные наблюдатели – представители России, Украины, Румынии и Молдовы. Однако действенный контроль над ситуацией установить не удалось. Войска РМ по-прежнему сосредотачивались в непосредственной близости от Бендер.

Хотя парламент Молдовы и принял довольно расплывчатое решение о начале поэтапного прекращения боевых действий, становилось очевидно, что это всего лишь способ выиграть время для подготовки очередной провокации. Требовалось лишь найти повод.

19 июня (примерно в 17:30) гвардейцы ПМР подъехали к Бендерской типографии за очередной партией листовок с призывом не допустить кровопролития. Внезапно на них напала группа полицейских РМ. Началась перестрелка. На звук выстрелов подъехала патрульная милицейская машина, по которой сразу же был открыт огонь. Патруль сообщил о нападении на гвардейцев командиру батальона РГ, а также информировал четырехсторонних наблюдателей и руководство города.

Естественно, что гвардейцы попытались «отбить своих». Тем более, что со стороны приднестровцев уже появились жертвы – погиб оператор телевидения Валерий Воздвиженский, были ранены 6 гвардейцев.

Оставшимся в живых удалось вырваться из окружения, но к этому времени по всему городу уже началась стрельба. Все попытки дозвониться до официальных представителей РМ оказались тщетными – в Кишиневе не спешили выходить на связь с Приднестровьем.

Так, под видом «спонтанной перестрелки» и началась главная операция военного командования РМ, названная «Троянский конь» - одна из самых кровопролитных за всё время конфликта.

Подобно любой другой операции, у этого тактического замысла была своя подготовительная фаза. Замысел состоял в том, чтобы максимально увеличить в Бендерах число полицейских, военнослужащих молдавской армии и снайперов, прибывших из Румынии. Все они были одеты в гражданскую одежду, в городе появлялись заблаговременно, размещаясь под видом родственников на квартирах у активистов-народнофронтовцев.

А в «основной части» и был использован инцидент у типографии, опять-таки, умело срежиссированный политическим руководством и командованием РМ. 19 июня в 7 часов вечера к Бендерам стали приближаться колонны бронетехники и артиллерии РМ.

            Повторим, город в то время находился под контролем международных наблюдателей, защищать его было просто некому (и уж конечно, в такой ситуации было бы чистейшим безумием сознательно провоцировать молдовских силовиков). Можно только удивляться мужеству приднестровцев, которые уже в условиях массированного военного вторжения сумели вооружиться и выйти на боевые позиции.

            Но силы были слишком неравные. Бронетехника и спецподразделения Молдовы – против практически безоружных защитников. Город обстреливался из крупнокалиберных орудий. Вели огонь снайперы. От интенсивного артобстрела повсеместно вспыхивали пожары. Нескончаемым потоком из Бендер потянулись беженцы.

Ночью с 19 на 20 июня у парков 14-й армии начали собираться жители приднестровских населенных пунктов. Старики и женщины просили россиян выступить на их защиту. Тогда многие российские офицеры не выдержали  и, желая хоть как-то помочь, позволили ополченцам вывести из парков несколько танков, БТР и пушек.

            Лишь благодаря помощи российских офицеров и мужеству самих приднестровцев удалось вытеснить агрессора из Бендер. Вечером 20 июня здание Бендерского горисполкома было разблокировано. Но ещё долго, вплоть до полного прекращения боевых действий в конце июля 1992 года, Бендеры подвергались минометному обстрелу, в город то и дело прорывались опоновцы,  продолжали «работать» снайперы.

Бендерская трагедия унесла жизни около пятисот приднестровцев, не менее сотни из которых были мирными жителями. 1242 человека получили ранения (многие из них скончались от полученных ран уже в мирное время). 87 - пропали без вести.

За время военных действий в Бендерах было разрушено 60 жилых домов, серьезно пострадали объекты социальной инфраструктуры - школы, больницы, библиотеки (по данным Государственного архива Приднестровья общие потери Бендер за время войны составили около $4 миллионов).

            Итак, события 19 июня 1992 года явились следствием крупномасштабной военной операции против мирного города. А говорить о том что «всё это произошло случайно» - значит не знать истории конфликта, или же сознательно её фальсифицировать.

            В ходе самой операции «Троянский конь» со стороны Молдовы использовалась тяжелая военная техника и артиллерия, которые заблаговременно сосредотачивались на Бендерском направлении и были приведены в движение по заранее разработанному плану.

По материалам «Истории ПМР» Т. 2, ч. II