image001-12582.jpg

ОЛЬВИЯ-ПРЕСС

МОЛДАВСКИЕ СМОТРИНЫ

image003-6241.jpgНедавний вояж молдавского премьера Влада Филата в США стал своего рода смотринами, на которых либеральные молдавские власти продемонстрировали всю свою безграничную степень готовности следовать в фарватере политики Белого дома. Подобные смотрины были устроены и коммунистам в 2002 году. Тогда они успешно выдержали экзамен, пообещав Вашингтону отказаться от намерений вступить в союз России и Белоруссии и приложить все усилия для вывода российских войск из региона. Именно прозападная и, прежде всего, проамериканская политика позволила коммунистам победить на выборах в 2005 году и удержаться у власти еще четыре года. Несмотря на грубейшие нарушения и массовый вброс бюллетеней в избирательные урны, Запад признал выборы демократичными и легитимными. Но прошло всего четыре года, и в стране сформировался новый фронт антикоммунистической оппозиции, объединившей в своих рядах, прежде всего, националистические, унионистские силы страны. Не известно смогли бы достаточно разрозненные эти силы победить на выборах в 2009 году, если бы коммунисты в 2006 году, оказавшись перед фактом полного банкротства страны из-за запрета на реализацию молдавской продукции в России, не стали активно налаживать связи с Москвой.

Любые поползновения постсоветских республик в сторону России на Западе расцениваются как вызов интересам США и Евросоюза. Примеры Шеварнадзе, Кучмы, Акаева, а теперь и Воронина наглядно показывают, что политики, допускающие возможность сотрудничества и с Востоком, и с Западом будут отстранены от власти. Причем, сценарий отстранения везде одинаков – это так называемая «бархатная революция», когда прошедшие в стране выборы оппозицией признается не соответствующими демократическим принципам, на улицах проходят митинги протеста, перерастающие постепенно в погромы, власти оказываются под внутренним и внешним давлением и соглашаются на проведение повторных выборов, вчистую проигрывая их. В каждой стране, разумеется, есть свои нюансы, но итог всегда и везде одинаков. В Молдове победила оппозиция именно благодаря апрельской «революции булыжников» и последовавшего после нее полицейского произвола.

Революция свершилась. К власти пришли те, кто уже не будет метаться между Москвой и Вашингтоном, кто будет слепо исполнять все указания из-за океана. Поездка Филата в США – это, своего рода визит в замок сюзерена, дабы принести ему клятву в верности, а заодно получить указание, как править феодом, и попросить жалования за верную службу. Все это в поездке молдавской делегации во главе с премьером прослеживается очень четко. Так на встрече с вице-президентом США Джозефом Байденом была достигнута договоренность о том, что Белый дом и впредь будет развивать сотрудничество с Молдовой в политической и экономической сферах, а также окажет поддержку на пути присоединения к ЕС. Помимо этого, США подтвердили свою позицию по поводу целостности и суверенитета молдавского государства. Эту же позицию озвучила и государственный секретарь США Хиллари Клинтон, отметив, как и Байден, что разрешение молдо-приднестровского конфликта возможно только путем переговоров в формате «5+2». Ни того, ни другого не смутило, что данный формат переговоров является лишь консультационным, переговоры же на высшем уровне, на которых возможна выработка модели урегулирования конфликта, проходят непосредственно между президентами РМ и ПМР. Примечательно и другое высказывание Клинтон, заявившей, что «сейчас у Молдовы впервые за восемь лет есть демократически избранный премьер-министр». Помнится, еще недавно администрация США с таким же упоением высказывалась о демократичности коммунистических властей, когда те требовали вывода российских войск из Приднестровья, называли Россию страной-оккупантом, перекраивали вооруженные силы по стандартам НАТО и т.д. Как известно, в постсоветских «демократиях» побеждает тот, кто пользуется поддержкой США. Новые молдавские власти своими резкими заявлениями в адрес России и требованиями покончить с российским военным присутствием и информационной оккупацией, эту поддержку уже снискали. Если же они последуют еще одному ц.у., данному госпожой Клинтон Владу Филату, а именно: «Мы хотим, чтобы Молдова была частью евроатлантического альянса HATO со всеми благами, которые он принесет народу Молдовы», - то эта поддержка многократно возрастет. А то, что после подобного заявления американского госсекретаря, робкие заявления Филата о том, что через несколько лет в Молдове, возможно, будет проведен референдум о вступлении страны в НАТО, перестанут быть только заявлениями, сомневаться не приходится. Для переоснащенной полностью по стандартам НАТО молдавской армии вхождению в структуры Североатлантического альянса мешает лишь прописанный в конституции РМ нейтральный статус. Перекроить эту статью в ближайшие месяцы без всяких референдумов и прочей «демократической суеты» для молдавских властей, сегодня уже переделывающих основной закон страны под себя любимых, не составит никакого труда. А дальше – военные базы НАТО у границ Приднестровья со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Разумеется, за полное и беспрекословное следование Молдовы американскому курсу без всяких поползновений в сторону России, США готовы щедро платить. Во время американского вояжа делегация Молдовы подписала соглашение о финансировании за счет средств Корпорации «Вызовы тысячелетия» 262 миллионов долларов, из которых 132,8 млн. долл. предусмотрено направить на модернизацию дорог, 101,8 млн. - на установку современных ирригационных систем, а остальное - на наблюдение за выполнением этих работ. Остальное – это 28 миллионов долларов, которые за глаза хватить на наблюдение не только за проведением вышеназванных работ, но и за каждым гражданином Молдовы круглосуточно на протяжении десятка лет. Понятно, что эта сумма, скорее всего, предназначена для других целей и осядет в карманах молдавского руководства, как плата за лояльность американским «идеалам».

Помимо этого, молдавская делегация провела весьма плодотворную встречу с исполнительным директором Международного валютного фонда Домиником Стросс-Каном, на которой напомнила, что ждет от МВФ, кроме уже выделенных 180 млн. долларов, предоставления еще 590 млн. долларов, предусмотренных меморандумом, подписанным между РМ и МВФ в октябре минувшего года. Разумеется, Стросс-Кан подтвердил готовность МВФ и впредь поддерживать Республику Молдова в преодолении проблем, с которыми она сталкивается.

Впрочем, и этого новому молдавскому руководству показалось мало, и оно запросило отмены поправки Джексона-Вэника, ограничивающую торговлю западных держав со странами социалистического блока и предусматривающую отказ предоставлять этим странам государственные кредиты и кредитные гарантии, а также применение в отношении товаров, импортируемых в США дискриминационных тарифов и сборов. То, что США могут согласиться на это, говорит опыт Украины, Армении и Киргизии, в отношении которых эта поправка была отменена.

Так что, в общем вояж молдавской правительственной делегации в США оказался вполне удачным. Новые молдавские власти подтвердили прозападный курс страны и намерение и дальше дистанцироваться от России, добиваясь полной ликвидации ее присутствия на берегах Днестра. Взамен они получили поддержку проводимым внутри страны преобразованиям и, прежде всего, направленным на полный демонтаж «коммунистического» прошлого, что позволяет либералам теперь не опасаться реванша ПКРМ. США закрыли глаза на нагнетание русофобских настроений в стране, намекнув лишь на то, что не стоит трогать евреев и их святыни. Но самое главное, Вашингтон выдал Молдове карт-бланш на вступление страны в Североатлантический альянс, готов способствовать ее евроинтеграции и разрешению молдо-приднестровского конфликта на основе территориальной целостности РМ. Все это позволяет говорить о том, что укрепление молдо-американских отношений чревато новым витком противостояния между Молдовой и Приднестровьем. Впрочем, Приднестровью не привыкать. Давление оказывалось и прежде, когда действия Кишинева координировались, как и сегодня, из Вашингтона и Брюсселя. Важно то, что как прежде, так и сегодня позиция России в молдо-приднестровском урегулировании остается неизменной: стороны конфликта должны сами договориться, как им строить свои отношения. Исходя из этой позиции, и будет дальше развиваться переговорный процесс. И здесь США очень трудно противопоставить какую-либо иную альтернативу, ибо любой иной путь разрешения конфликта приведет рано или поздно к вооруженному противостоянию. Является ли Приднестровье или даже Молдова столь важной стратегической целью для Белого дома, чтобы ради них пойти на открытую конфронтацию с Россией? Ответом может служить итог грузино-осетинского и грузино-абхазского противостояния.

А. Галин