ОЛЕГ БЕЛЯКОВ: «БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ ЗАЯВЛЕНИЙ МОЛДОВЫ НОСЯТ ПОПУЛИСТСКИЙ ХАРАКТЕР»
9-10
ноября в немецком городе Гармиш прошли консультации по вопросу
молдо-приднестровского урегулирования. В них приняли участие и представители
сторон в Объединенной контрольной комиссии. В состав приднестровской делегации
вошли Сопредседатель ОКК Олег Беляков и член контрольной комиссии Василий
Вакарчук, которые приняли участие в конференции по мерам укрепления доверия.
В рамках обсуждения вопросов, связанных с проведением миротворческой операции, было создано три группы. Первая из них обсуждала вопросы, касающиеся миротворчества, безопасности и правопорядка, вторая – экономических факторов, и третья – вопросы социальной сферы. В конференции, помимо сторон, входящих в состав Объединенной контрольной комиссии, принимали участие представители Евросоюза и США.
Как рассказал нашему агентству Сопредседатель ОКК от Приднестровья Олег Беляков: «В ходе конференции молдавская сторона заняла несколько странную и даже можно сказать амбициозную позицию, выдвигая требования, которые, в принципе, не могут быть решены до разрешения молдо-приднестровского конфликта. Наша делегация четко обозначила свою позицию относительно вопросов, касающихся проведения миротворческой операции. В частности, мы отметили, что при проведении операции четко соблюдаются положения, оговоренные Соглашением 1992 года «О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республика Молдова», а также Одесскими соглашениями 1998 года. Взятые на себя Российской Федерацией, Приднестровьем, Украиной и ОБСЕ обязательства выполняются в полном объеме».
При этом Олег Беляков отметил: «Во время конференции нашей делегацией был поднят целый ряд вопросов, которые сегодня беспокоят приднестровскую сторону, и решение которых могло бы привести к тому, что миротворческая операция стала бы более стабильной и управляемой. В первую очередь, мы отметили, что по-прежнему в Зоне безопасности имеют место различного рода провокации со стороны Республики Молдова. При этом мы особо заострили внимание, что все провокации в зоне ответственности миротворческих сил происходят исключительно на территории Приднестровья. Мы предложили гарантам, посредникам и наблюдателям в молдо-приднестровском урегулировании уделить этому факту повышенное внимание, и задуматься, почему за годы проведения миротворческой операции не было ни одного инцидента в Зоне безопасности на территории, подконтрольной Республике Молдова. Тем самым, мы констатировали тот факт, что все конфликтные ситуации Молдова создает преднамеренно, с целью поддержания постоянной напряженности. Делается это, прежде всего, для того, чтобы аргументировать неэффективность миротворческой операции. Подтверждением этому является тот факт, что на протяжении многих лет из уст высших должностных лиц Республики Молдова мы слышим слова о неэффективности миротворческого формата и необходимости его замены».
Второй вопрос, который подняла приднестровская делегация в Объединенной контрольной комиссии на конференции по мерам укрепления доверия, касался постов силовых структур в Зоне безопасности. Как отметил Олег Беляков: «Наша делегация особо отметила тот факт, что данные посты находятся на линии разграничения между Республикой Молдова и Приднестровьем и существуют с 1993 года. Сегодня акцентировать на них внимание, как это делает молдавская сторона, и говорить о том, что они находятся в Зоне безопасности, а, следовательно, должны управляться миротворческой операцией, на наш взгляд непродуктивно. Тем более, что вопрос о постах силовых структур не входит в компетенцию ОКК, а относится к вопросам переговорного процесса на высшем уровне. Однако представители Молдовы постоянно привносят в работу Объединенной контрольной комиссии негативный акцент, выражая недовольство тем, что в Зоне безопасности осуществляют свою деятельность приднестровские пограничники, таможенники, представители миграционной службы. Но давайте разберемся, какие функции выполняют посты силовых структур? Это проверка документов, это вопросы, связанные с ввозом оружия и боеприпасов в Зону безопасности, это пресечение экономических преступлений и различного рода других правонарушений. Какие функции выполняют молдавские таможенно-фискальные посты, на которых несут службу не только таможенники и полицейские, но, как мы знаем, и сотрудники Службы информации и безопасности Молдовы, которые проверяют документы, выявляют правонарушителей и т.д. То есть выполняют те же функции, которые выполняют таможенно-пограничные посты Приднестровья. По нашему мнению, наличие постов с одной и другой стороны аргументировано законодательством обеих сторон – как Республики Молдова, так и Приднестровья. И в этой связи, в Гармише молдавская сторона была вынуждена согласиться с тем фактом, что нахождение постов силовых структур в Зоне безопасности является необходимостью, аргументированной теми функциями, которые взяли на себя Молдова и Приднестровье».
В Гармише приднестровской стороной в ОКК также был поднят вопрос инициации проведения на территории ПМР выборов в парламент Республики Молдова. Как отметил сопредседатель Объединенной контрольной комиссии от Приднестровья: «Мы уже получили уведомление о том, что и на предстоящих выборах в высший законодательный орган РМ молдавская сторона намерена открыть избирательный участок в микрорайоне Коржево города Дубоссары, находящегося под юрисдикцией Приднестровья. По этому поводу приднестровская делегация высказала свое недоумение. Во время конференции мы особо акцентировали внимание присутствующих. В частности, нами было высказано мнение о необходимости недопущения в Зоне безопасности различного рода инцидентов и провокаций. Мы прекрасно понимаем отношение населения, проживающего в городе Дубоссары, к подобным мероприятиям. Мы также прекрасно понимаем, что реакция жителей города, различных общественных организаций будет однозначной и бескомпромиссной. На наш вопрос: для чего создавать очередной очаг напряженности в день проведения парламентских выборов в Республике Молдова, - какого бы то ни было определенного ответа от молдавской стороны мы так и не услышали. Тем не менее, свою аргументированную точку зрения по данному вопросу до всех участников молдо-приднестровского урегулирования мы довели».
Еще один вопрос, который затронула приднестровская сторона во время консультаций в Германии, касался ситуации, складывающейся вокруг города Бендеры. Речь, в частности, шла о деятельности молдавских пенитенциарных учреждений на территории приднестровского города и увеличении количественного и качественного состава полицейских подразделений. Как сообщил Олег Беляков: «В докладах Объединенного военного командования Совместных миротворческих сил отмечено, что недавно на территории микрорайона Варница был сформирован дополнительно батальон патрульно-постовой службы РМ. На территории бендерского городского Совета находятся неподконтрольные вооруженные подразделения карабинеров, несущих службу по охране молдавских тюрем. Это нас не может не беспокоить, как и то, что по Зоне безопасности курсируют молдавские вооруженные конвои, перевозящие заключенных. Передвижение их не контролируется Объединенной контрольной комиссией, несмотря на то, что между сторонами в ОКК была достигнута договоренность информировать Объединенное военное командование о каждом случае конвоирования. Впрочем, первопричина данной проблемы лежит гораздо глубже. Согласно Соглашению 1992 года данные вооруженные формирования вообще должны были быть выведены из Зоны с повышенным режимом безопасности, но этого молдавской стороной сделано не было».
Говоря о позиции Молдовы, Олег Беляков отметил: «Во время конференции молдавская делегация лишний раз показала, что ее позиция является неаргументированной. Делая громкие заявления о шагах, направленных на укрепление доверия, тем не менее, реально молдавской стороной ничего в этом направлении предпринято не было. Я предложил во время конференции привести пример, какие именно шаги были сделаны молдавской стороной для укрепления доверия и безопасности на Берегах Днестра. Ни одного ответа на вопрос: «При решении каких проблем, имеющих место в Зоне безопасности, молдавская делегация в ОКК пошла навстречу приднестровской стороне?», - мы не услышали. Это еще раз подчеркивает то, что большая часть заявлений Молдовы и ее представителей в Объединено контрольной комиссии носят популистский характер и не включают в себя никаких элементов, которые могли бы способствовать решению существующих проблем. Это исключительно заявления о намерениях, которые делаются Молдовой для Европейского сообщества, миссии ОБСЕ, Соединенных Штатов Америки с целью показать свою толерантность и гибкость. В свою очередь, наше заявление по поводу того, что миротворческая операция все эти годы воспринимается народами Приднестровья и Молдовы положительно, что она создала предпосылки для ведения политического диалога, было воспринято с пониманием, как и тот факт, что если бы не было миротворческой операции - в Зону безопасности были бы введены вооруженные формирования сторон конфликта, и возможность диалога между сторонами в этих условиях была бы исключена».
Подводя итог вышесказанному, Олег Беляков отметил: «Хотелось бы подчеркнуть, что встреча в Гармише была очень полезной. Нам удалось доказать, что разговоры, которые ведет Молдова о мирном разрешении молдо-приднестровского конфликта, носят исключительно декларативный характер. Доверия, о котором так много говорит Молдова, не существует, и, прежде всего, по вине молдавской стороны».
Юрий Павловский