АЛЬЯНС ТРЕЩИТ ПО ШВАМ
Противоречия,
которые существуют среди партий правящего в Молдове Альянса за европейскую
интеграцию, могут привести к скорому развалу коалиции. Этого уже не скрывают
лидеры АЕИ. Председатель Демократической партии Марианн Лупу в минувший четверг
прямо заявил о том, что «в Альянсе существуют серьезные разногласия, это
подрывает коалицию и приводит к пагубным последствиям для каждого из членов».
При этом он признается, что за девять месяцев, в течение которых коалиция находится
у власти, разногласия между ее членами были постоянно. «Не могу сказать, что подобная ситуация
возникла впервые. У нас расходятся позиции по целому ряду деликатных проблем.
Их следует исключить, а первоначально достигнутые в Альянсе соглашения необходимо
соблюдать, - считает Лупу. - В этом
смысле могут быть два сценария: или мы сосредоточимся, и будем работать, как
договаривались в самом начале, или же, если этого не произойдет, придется
констатировать, что предвыборная кампания началась. И тогда каждый выступает на
разных сегментах, представляющих электоральный интерес».
Одновременно в молдавских СМИ было опубликовано заявление Демпартии, в котором также констатируется полный раздрай в рядах АЕИ. «К сожаленью, до сих пор усилия ДПМ, направленные ориентацию АЕИ на решение исключительно приоритетных задач, стоящих перед государством и обществом, не всегда встречает должной поддержки со стороны коллег по коалиции, - говорится в заявлении. - Ситуация усугубляется еще и тем, что Альянсу, несмотря на неоднократные призывы со стороны ДПМ, не удалось создать эффективного механизма координации действий своих членов, механизма принятия и оглашения общих решений, которые имели бы обязательный характер для всех составных частей правящей коалиции. События последних дней показали, что отсутствие такого рода механизмов ведет к очень драматическим ситуациям».
Пытаясь предотвратить развал Альянса, ДПМ предложила меры для нормализации ситуации:
1) Снять с политической повестки дня все вопросы, могущие спровоцировать противостояние внутри АЕИ, привести к кризису правящей коалиции, и сконцентрироваться исключительно на проблемах, связанных с модернизацией страны;
2) Внести полную ясность в вопросе досрочных выборов. Решение по ним должно быть безупречным с правовой точки зрения и должно учитывать рекомендации наших международных партнеров;
3) Безотлагательно разработать и внедрить четкий механизм координации действий внутри Альянса, принятия, оглашения и претворения в жизнь принятых Альянсом решений.
Но все эти меры больше напоминают спасение утопающего, когда корабль уже идет ко дну.
Вряд ли либералы откажутся от курса, направленного на румынизацию страны, и сближения с НАТО. Не будут они умерять пыл и в закручивании гаек в отношении русскоязычного населения Молдовы. Что касается выборов в парламент, то и здесь единой линии у правящей коалиции нет. И.о. молдавского президента Михай Гимпу по-прежнему видит выход из политического кризиса путем изменения Конституции страны. Остальные партии вынуждены были отказаться от этой идеи, понимая, что идти наперекор рекомендациям ЕС и Венецианской комиссии для них было бы политическим самоубийством. Сложно поверить и в то, что даже если будет внедрен механизм координации действий внутри Альянса, партии, входящие в правящую коалицию, смогут найти консенсусные решения по наиболее важным и принципиальным внутриполитическим вопросам. Опыт девятимесячного правления Альянса наглядно показал – единства нет даже по второстепенным вопросам. Из-за этого коалицией до сих пор не было предпринято большинства шагов, продекларированных в качестве первоочередных. Вся экономическая программа деятельности Альянса свелась к выпрашиванию кредитов у западных партнеров, постоянному повышению цен и урезанию социальных программ. Предложенная правительством антикризисная программа оказалась несостоятельной. Вместо выхода страны из кризиса, она погрузилась в еще больший хаос. Заявления о необходимости консолидировать молдавское общество оказались лишь словами, в реальности предпринимаются шаги, ведущие к разобщению молдавской нации. Сегодня, как и два десятилетия назад, Молдова разделилась на два противоборствующих лагеря – унионистов и молдовенистов. Мало того, в обществе растут националистические настроения, которые уже несколько раз выливались в антисемитские выступления. Возрастает давление и на русскоязычное население. Закрываются СМИ и школы с преподаванием на русском языке. Русских вновь называют оккупантами, отказывают им в праве быть частью молдавского общества. Масло в огонь подливают и заявления о необходимости вступления страны в НАТО вопреки мнению большинства населения Молдовы. Не вызывает у многих восторга и ничем не прикрытая антироссийская риторика отдельных членов Альянса.
Противоречия среди правящей коалиции существовали с самого начала, однако при создании АЕИ, четыре составляющие его партии договорились о согласованных действиях во внутренней и внешней политике, подписав декларацию, в которой оговаривался 21 принцип, согласно которым Альянс намеревался выстраивать государственную политику. На самом деле многие из этих принципов никогда коалицией не соблюдались. Вместо борьбы с созданной при Воронине «вертикалью власти», в органах государственной власти стали процветать кумовщина и клановость. Либерализация экономики вылилась в дележ наиболее прибыльных ее секторов. Так и не была обеспечена реальная автономия местных органов власти, не исключена дискриминация властных органов на местах по партийному принципу.
Разногласия между членами АЕИ, и, прежде всего, между либералами и демократами, коснулись, практически всех аспектов политической жизни РМ. Это и отношение к нейтральному статусу страны, государственному языку, румынизации Молдовы, изменению Конституции, повторным выборам в парламент, празднованию Дня Победы и т.д. Дележ портфелей в правительстве, где основные министерства возглавили представители либеральных партий, а также попытки назначить на стратегические должности своих родственников, также внесли немалый раскол в коалицию.
Понимание того, что эти противоречия могут привести Альянс к распаду, разумеется, не может не тревожить ее членов. Вслед за Демпартией, озабоченность по этому поводу высказал и лидер Либерально-демократической партии Влад Филат, обвинив на созванном им на днях брифинге своих коллег по коалиции в том, что те пытаются заработать политический капитал, представляя собственные позиции публично, в ущерб другим компонентам «Альянса за европейскую интеграцию». При этом он выразил надежду на то, что «Альянс за европейскую интеграцию» не постигнет участь Альянса за демократию и реформы, существовавшего в 1998-2001 гг.».
Напомним, что после выборов 1998 года в Молдове также был образован Альянс, состоящий из трех партий: Блока за демократическую и правящую Молдову Петра Лучинского, созданной на базе НФМ «Демократической конвенции» во главе с Мирчей Снегуром и национал-радикальной Партии демократических сил. Как и сегодня, эти три партии образовали альянс «против коммунистов», получивших в парламенте наибольшее количество мест. Однако правящий альянс из-за внутренних противоречий и экономического кризиса развалился, что, в конечном итоге, привело к победе ПКРМ в 2001 году.
АЕИ не хочет повторения участи своих предшественников. Но центробежные силы, которые неизбежны в коалиции, члены которой по многим вопросам имеют разные политические взгляды, рано или поздно окончательно разорвут ее изнутри. Скорее всего, это произойдет осенью нынешнего года, когда в стране состоятся повторные парламентские выборы, после которых политическое поле Молдовы приобретет совершенно иную конфигурацию. Лидеры АЕИ никогда и не скрывали, что Альянс был сформирован на период деятельности нынешнего парламента, никто из них ни разу не заикнулся о том, что он будет существовать и после выборов. Причины этого вполне объяснимы. Некоторые члены правящей коалиции после выборов парламента могут остаться не у дел. Из-за раскола в рядах Альянса «Наша Молдова», он, как считают многие аналитики, не сможет самостоятельно преодолеть избирательный порог. Поэтому сегодня в политических кругах Молдовы обсуждается возможность объединения АНМ и ЛДПМ. Сильно упала и популярность как Либеральной партии, так и ее лидеров. Рейтинг политической состоятельности Михая Гимпу сегодня составляет всего 1,2%. Стремительно теряет прежнюю популярность и мэр Кишинева, вице-председатель ЛП Дорин Киртоакэ. Так что, по всей видимости, основная борьба на выборах будет идти между тремя основными политическими силами – ПКРМ, ЛДПМ и ДПМ. Какие они впоследствии образуют альянсы и образуют ли вообще – покажет время.
Все попытки объединить необъединяемое, которые предпринимаются в эти дни демократами и либерал-демократами, нужны лишь для того, чтобы сохранить АЕИ до даты повторных выборов. И Филат, и Лупу понимают, что если это сделать не удастся, их политической состоятельности будет нанесен серьезный урон. Поэтому в ближайшее время стоит ожидать корректировки политической линии Альянса с тем, чтобы исключить неприемлемых для той или иной партии решений. Насколько это реально – другой вопрос. Однако понимание того, что Альянс трещит по швам, заставляет лидеров ЛДПМ и ДПМ искать выход из сложившейся ситуации. Они прекрасно осознают, что партиям, входящим в Альянс, сегодня, как воздух, необходима демонстрация сплоченности, пусть даже мнимая, показушная по своей сути. Отсутствие консолидации правых сил и, как следствие, невозможность ими нормально, без внутренних конфликтов и противоречий, управлять страной, означает потерю доверия избирателей, а значит и проигрыш на предстоящих выборах.
А. Галин