ЗАХОРОНЕНИЯ ЗАЩИТНИКОВ ОТЕЧЕСТВА НА СТОЛИЧНОМ МЕМОРИАЛЕ СЛАВЫ НЕ ПОСТРАДАЛИ ПРИ РЕКОНСТРУКЦИИ
«Под плитами с фамилиями защитников Отечества на столичном Мемориале Славы нет могил. Останки погибших героев захоронены на местах зеленых газонов, рядом с плитами». Об этом сегодня журналистам сообщили на брифинге глава государственной администрации гг. Тирасполь и Днестровск Виктор Костырко, директор Тираспольского объединённого музея Алла Мельничук, начальник Государственной службы управления документацией и архивами ПМР Зинаида Тодорашко, участник проектирования мемориального комплекса столицы Анатолий Павлов. Брифинг прошел в Тирасполе, на Мемориале Славы.
Поводом для его проведения послужил вопрос, который получил широкий резонанс в обществе и неоднократно освещался в СМИ.
На днях в адрес Президента Приднестровской Молдавской Республики поступило открытое письмо – обращение Координационного Совета общественных организаций и политических партий ПМР. В нем говорится, что в РКС с просьбой помочь восстановить место захоронения ветерана Великой Отечественной войны на Мемориале Славы обратился житель города Тирасполь Андрей Коцюбенко.
На Мемориале Славы в числе погибших ветеранов покоится прах Николая Георгиевича Кузьменко, родного деда Коцюбенко. По словам родственников ветерана, «придя в День Победы на Мемориал Славы почтить память погибшего в годы Великой Отечественной войны, родственники могильную плиту не обнаружили». Позже плиту с фамилией Николая Кузьменко нашли. Она никуда не исчезала, просто ее переместили, чтобы расширить дорожку, но родственники высказали опасение в том, что возможно теперь дорога проходит прямо по могиле их деда.
Напомним, что сейчас на столичном мемориале идет реконструкция. Там установят памятник Скорбящая мать, здесь расположится музей памяти защитников Приднестровья, дополнительные плиты с фамилиями погибших во время агрессии 1992 года со стороны Молдовы, войны в Афганистане. Кроме того, проводится реставрация уже существующих мраморных памятных плит.
По словам Виктора Костырко, братская могила, расположенная рядом со строящимся здесь Мемориальным комплексом защитникам Приднестровья, не перенесена, и находится на том же месте. Строители изменили лишь порядок размещения информационных плит с именами воинов. По словам главы города, мемориальную плиту с высеченными на ней именами погибших
сдвинули и положили непосредственно на саму могилу - зеленый газон рядом с плитой. Это необходимо было сделать для того, чтобы увеличить площадку перед будущей скульптурной композицией «Скорбящая мать», которая появится по завершении реконструкции.
«Такие меры приняты, чтобы избежать скопления людей при большом потоке, возникающем на памятных мероприятиях»,- пояснил Виктор Костырко, добавив, что это решение было согласовано с представителями 20 общественных организаций.
Глава госадминистрации пояснил, что фамилию Николая Кузьменко, погибшего в 1943 году, его дочь и внук не нашли, так как плиты сместили и поменяли местами, нарушив алфавитный порядок.
«Вся проблема надумана, если бы родственники Кузьменко сразу обратились в госадминистрацию, эти вопросы были бы сняты»,- считает глава города.
Сегодня надписи на плите отличаются своей новизной. По словам Виктора Костырко, «их обработали специальными химикатами, чтобы восстановить вид высеченных в граните начертаний, которые за много лет выцвели и поблекли».
Зинаида Тодорашко отметила, что вопрос увековечения памяти защитников Отечества, павших в годы Великой Отечественной войны, стал основным направлением работы исполнительных органов власти в первые послевоенные годы. В июле 1944 года Совнарком МАССР принял Постановление, по которому были определены работы по приведению в порядок могил, озеленению и пр. К этой работе подключились исполнительные органы власти, военкоматы, комсомольские и партийные органы. В Тирасполе неоднократно проводились перезахоронения павших защитников, неоднократно укрупнялись братские могилы, о чём свидетельствуют различные архивные данные. Согласно документам, самое большое перезахоронение произошло в 1966 году. Тогда в центре Тирасполя был создан мемориал, куда перенесли останки из 5-ти братских могил. Затем в 1971 году, когда начал строиться нынешний Мемориал Славы, останки павших героев перенесли сюда. Зинаида Тодорашко обратила внимание на то, что, по мнению специалистов, на Мемориале Славы останки только тех защитников города, кто был захоронен в центре города (ныне сквер де Волана). Точного плана расположения могил на сегодняшний день не сохранилось. Известно лишь, что они располагались под зелёными полянами. Процессом перезахоронения занимался военкомат. С братских могил были скопированы конкретные фамилии, которые объединялись, передавались. Обобщающую работу по восстановлению списков воинов провёл почётный комсомольско-пионерский караул, который был создан по инициативе ветеранов Великой Отечественной войны в 1971 году. Всего в списках погибших и умерших от ран насчитывалось около 1000 человек.
Виктор Костырко сообщил, «что до 1967 года в разных местах города Тирасполь насчитывалось 14-15 братских могил, где были захоронены защитники Отечества. Чтобы увековечить память всех тех, кто погиб, освобождая город Тирасполь, кто умер от ран, полученных в годы Великой Отечественной войны, было принято решение создать Мемориальный комплекс на том месте, где ранее размещались жилые строения».
На первом этапе строительства был установлен постамент с танком Т-34, аллея, ведущая к нему, называлась «Дорога жизни». Затем здесь увековечили память защитников Родины, которые до 60-х годов покоились в разных местах города.
Участник проектирования Мемориального комплекса Анатолий Павлов вспоминает: «В то время возникла дискуссия, как лучше провести перезахоронение, и решили, что лучше это делать не под плитами, а под зелёными газонами, находящимися рядом с ними. Поздно вечером все останки погибших перенесли в сквер и перезахоронили».
Алла Мельничук представила копии документов, в частности, публикации в газете «Днестровская правда» от 1февраля 1972 года, где сообщалось, что в Тирасполе, на мемориале Славы, был торжественно захоронен гроб Неизвестного солдата. Здесь, у его могилы, впервые вспыхнул Вечный огонь.