image001-10586.jpg

ОЛЬВИЯ-ПРЕСС

ПОСЛЕДНЯЯ ТОЧКА НАД «i»

То, что произошло в Кишиневе в минувший вторник, можно было заранее спрогнозировать. Молдавское общество давно расколото на два лагеря. Представители первого выступают за сохранение молдавской государственности, их оппоненты полагают, что молдавский народ является составной частью image003-4521.jpgрумынского. Именно на прорумынских лозунгах в конце прошлого века создавалось новое молдавское государство, свободное от влияния Москвы и являющееся, по мнению главных идейных вдохновителей румынизации Молдовы – Народного фронта, переходным этапом, за которым неминуемо должно было последовать объединение двух берегов Прута. Однако по многим объективным и субъективным причинам объединения тогда не произошло. Главными причинами тому были раскол бывшей МССР на три части – саму Молдову, Приднестровье и Гагаузскую республику, а также нежелание молдавской политической элиты и, прежде всего президента Снегура, терять абсолютную власть, которая неминуемо была бы утрачена в случае, если бы Молдова стала провинцией Румынии.

Молдова тем временем варилась в собственном соку. Идеи воссоединения «великого румынского народа» никуда не исчезли. Они впитывались юными поколениями молдаван, изучавших в школе румынский язык, познающих историю собственного края через призму румынской истории, согласно которой Бессарабия всегда являлась и является частью Румынии. Ожидать, что на этой закваске вызреют истинные граждане Молдовы, было бы просто нелепо. То, что произошло в минувший вторник, было предопределено всей восемнадцатилетней историей независимого молдавского государства, сознательно воспитывающего в своей стране граждан Румынии. И удивляться, что парламент и президентский дворец громила именно молодежь, что именно она с самозабвением орала «Мы румыны» и водружала румынский флаг над зданием парламента, не приходится. Сами коммунисты во главе с Ворониным предопределили события вторника, когда колокольный звон, сообщающий о благой вести, заглушил рев разъяренной толпы. Только спустя семь лет после того, как коммунисты пришли к власти, они вдруг спохватились и решили убрать из школьной программы «Историю румын», заменив ее курсом интегрированной истории. Но было уже поздно, в Молдове выросло новое поколение людей, имеющих румынскую идентичность, румынское самосознание, румынское мироощущение.

Очередная победа коммунистов на выборах, это не просто победа одной партии над другими, это крах надежд значительной части молдавского общества. Глубокое разочарование плюс подозрения в том, что результаты выборов были сфальсифицированы, толкнуло румынофилов, объединенных под знаменами либеральных партий, на улицы. То, что произошло это именно сейчас, а не, скажем, четыре года назад, тоже вполне объяснимо. Парламентские выборы 2005 года прошли куда с более серьезными нарушениями, нежели сегодня. На них не были допущены наблюдатели из СНГ, их преследовали, арестовывали, избивали. Оппозиция преследовалась, запугивалась, за ней вели постоянную слежку. В день выборов представители независимых мониторинговых центров зафиксировали массовый вброс бюллетеней в избирательные урны, ряд других серьезных нарушений. Но, несмотря на это, западные наблюдатели признали выборы демократичными и легитимными.

Почему? Потому что в 2003 году Воронин проявил себя как послушный Западу политик, провалил «Меморандум Козака». Отношения с Россией находились в фазе жесткого противостояния, шло повсеместное сближение с европейскими структурами и НАТО, отношения с Бухарестом были вполне дружественными. К тому же Румыния в скором времени должна была вступить в Евросоюз, что, по мнению прорумынски настроенной части населения Молдовы расценивалось как фактор, способный привести в скором времени страну в ЕС, путем объединения двух берегов Прута.

В истории, произошедшей в Кишиневе в минувший вторник нет положительных героев. Не вызывают никаких симпатий тоталитарные, насквозь коррумпированные и погрязшие во лжи коммунистические власти, нет положительных эмоций и в отношении националистических ультраправых сил. И те, и другие, по сути, мало, чем отличаются. Все та же патологическая ненависть к представителям нетитульной нации, все то же стремление к объединению с Евросоюзом и евроатлантическими структурами. Цели одни, хотя и методы их достижения разные. Думается, когда все утрясется и вернется на круги своя, противоборствующие сегодня стороны очень даже неплохо будут ладить в новом парламенте, как до этого ладили представители не менее прорумынской Христианско-демократической партии. Все будет зависеть от того, какой долей власти готова поделиться ПКРМ с либералами.

Минувший вторник разрушил все мифы и небылицы о том, что в Молдове все изменилось после 1992 года. И совершенно прав специальный представитель Верховного Совета ПМР по межпарламентским связям Григорий Маракуца, заявляя о том, что «события в Молдове еще раз доказывают правильность курса Приднестровья на независимость». Приднестровская Молдавская Республика в свое время создавалась именно с целью оградить многонациональный народ Приднестровья от возможности быть поглощенным чуждой ему Румынией. И спустя двадцать лет мы наглядно видим, что прорумынские настроения в Молдове по-прежнему сильны, а, значит, нельзя исключать возможности, что рано или поздно эта страна станет частью Румынии.

«Молодые люди, которые захватили парламент и здание администрации президента – это будущее Молдовы, - считает директор Института истории, государства и права Приднестровского госуниверситета Илья Галинский. - Они и поддерживаемые ими прорумынские партии неминуемо придут к власти, будь это сейчас или через 4 года». Именно поэтому, по мнению Ильи Галинского, «приднестровские, а также российские руководители не должны строить никаких иллюзий».

То, что события в Кишиневе изменят весь ход молдо-приднестровского урегулирования, сомневаться уже не приходится. Продолжать убеждать Тирасполь в том, что объединение двух берегов Днестра неизбежно и от него Приднестровье только выиграет – бесперспективно. Пора гарантам и посредникам всерьез рассмотреть предложения руководства ПМР, изложенные в Договоре о дружбе и сотрудничестве между Молдовой и Приднестровьем, переданный молдавской стороне год назад. Только на основе построения добрососедских отношений двух суверенных держав возможно урегулирование затянувшегося на десятилетия конфликта.

А. Галин