image001-9845.jpg

ОЛЬВИЯ-ПРЕСС

МОЛДОВА НАКАНУНЕ ПЕРЕМЕН

Чем ближе парламентские выборы в Молдове, намеченные на март-апрель нынешнего года, чем жестче становится политическая борьба между партиями. Ситуацию осложняет и то обстоятельство, что, несмотря на требования Запада снять запрет на формирование предвыборных блоков, а также отменить 6-процентный электоральный порог, вернув прежние 4 %, коммунистические власти РМ категорически отказываются это делать. В ПКРМ понимают, что, выполнив эти требования, они сами себя обрекут на проигрыш. Сегодня не 2005 год, когда Запад был готов всячески способствовать продлению правления коммунистов, и уж тем более не 2001-й, когда пророссийскими лозунгами была раздавлена прежняя молдавская политическая элита, отдававшая предпочтение западным ценностям. Однако за 8 лет у руля молдавского государства, коммунисты столько раз меняли курс с веста на ост и обратно, что паруса давно потрепались, и корабль дал течь. Поэтому единственным спасением коммунистических кормчих, чтобы команда не взбунтовалась и не выбросила их за борт, не дать ей объединиться в единый блок и не допустить их к рулю. Поэтому, ожидать, что коммунисты прислушаются к увещеваниям Запада и отменят ограничительные электоральные меры в отношении своих конкурентов, не приходится.

image003-3893.jpgВпрочем, как показывает избирательная практика в самой Молдове, уповать на эти меры – дело весьма пагубное. Если на парламентских выборах 1994 и 1998 года электоральный порог для партий составлял 4 процента, то накануне выборов 2001 года депутаты Альянса за демократию и реформы, проголосовали за повышение минимального избирательного порога до 6 процентов. Причем больше всего настаивали на этом парламентарии от фракций Мирчи Снегура и Дмитрия Дьякова. В итоге на досрочных выборах в феврале 2001 года и Партия возрождения и согласия Молдовы (М. Снегура), и Демократическая партия Молдовы (Д. Дьякова), не смогли набрать голосов до ими же установленного порога. Обе партии, набрав в сумме 11 % голосов, вынуждены были отдать большинство из них Партии коммунистов Республики Молдова, так как в Молдове действует система, согласно которой голоса партий, не переступивших избирательный порог, перераспределяются между прошедшими в парламент партиями пропорционально набранным ими процентам. Получилось, что идейные враги коммунистов, помогли им получить 71 мандат и спокойно избрать Президента и правительство страны.

Конечно, сегодня подобное вряд ли возможно. Согласно многочисленным социологическим исследованиям, проведенным в Молдове, в конце минувшего года, коммунисты по-прежнему в лидерах, хотя и не со столь внушительными результатами, как это было прежде. Так по данным различных социологических служб, как Молдовы, так и Румынии, США и Швеции, за ПКРМ на будущих парламентских выборах готовы отдать голоса от 21 до 30,6% избирателей. Кроме коммунистов определились еще три лидирующие партии, которые могут преодолеть 6% порог – это три партии правого толка Альянс "Молдова ноастрэ" (АМН) Серафима Урекяна, Либеральная партия (ЛП) Михая Гимпу-Дорина Киртоакэ и Либерально-демократическая партия (ЛДПМ) Влада Филата. Согласно тем же опросам на предстоящих выборах АМН может получить от 4,2 до 9% голосов, ЛП от 4,4 до 7% и ЛДПМ от 3,8 до 8%. Остальные партии шансов преодолеть порог практически не имеют. Однако при таком раскладе примечательно то, что достаточно большая часть молдавского общества пока еще не определилась со своими предпочтениями. Причем процент неопределившихся колеблется от  35 до 50%. То есть, по сути, половина населения Молдовы еще не знает, за кого оно будет голосовать и будет ли вообще. Поэтому есть большая доля вероятности, что предстоящие выборы могут преподнести множество сюрпризов.

Такое большое число неопределившихся с выбором неминуемо приведет и к ожесточенной борьбе партий за место под солнцем. И здесь в первую очередь будут играть роль не столько программы той или иной партии, сколько ее пиар, а точнее ее лидеров, так как молдавский избиратель мало что знает о деятельности многочисленных партий, а судит о них по действиям тех или иных личностей, занимающих руководящие посты в этих партиях. И здесь несравненным преимуществом обладает правящая партия коммунистов, уже использующая  на полную мощь весь свой административный ресурс, заключающийся как в возможности давления на оппозицию при помощи силовых структур, так и в контроле большинства СМИ.

Сегодня в Молдове разгорается новый скандал. Координационным советом по телевидению и радио (КСТР) был разработан проект Концепции по освещению предвыборной кампании телевидением и радио. Как заявили представители Либерально-демократической партии Молдовы (ЛДПМ), данный проект, «направлен на то, чтобы заставить независимые телерадиостанции отказаться от освещения предвыборной кампании, лишить оппозиционные партии возможности продвигать свою позицию и политическую платформу». В частности проект Концепции по освещению предвыборной кампании телевидением и радио допускает освещение средствами массовой информации деятельности руководящих лиц республики во время избирательной компании, не устанавливает фиксированную цену за предвыборную рекламу, позволяет КСТР вмешиваться в редакционную политику СМИ. Кроме того, на КСТР и Центризбирком возложено урегулирование споров между СМИ и оппозиционными партиями. По мнению членов ЛДПМ, Координационный совет и Центризбирком намеренно будут «затягивать рассмотрение споров и принимать пристрастные решения».

Опасения ЛДПМ не лишены оснований. Все хорошо помнят, как ПКРМ на предыдущих парламентских выборах использовала весь свой административный ресурс, препятствуя проведению избирательной компании оппозиционным партиям. Сегодня ставка куда выше, так как былой поддержки запада коммунисты уже не ощущают, а необходимость ухода с поста президента Владимира Воронина, занимавшего это место предельный по конституции восьмилетний срок, еще больше снижают шансы ПКРМ возглавить страну еще на 4 года. Поэтому борьба будет нешуточной. Особенно достанется в ней тем партиям, которые могут пройти 6% порог, после чего сформировать постэлекторальную коалицию. Объединившись, АМН, ЛП и ЛДПМ согласно данным все тех же соцопросов могут получить от 19,6 до 24 % мест в будущем парламенте. Но это без учета голосов тех, кто пока не определился со своими предпочтениями. Так что все сегодня зависит именно от них. Но уже сейчас ясно, что подобный альянс составит серьезную конкуренцию коммунистам. А то, что он возможен, говорит, прежде всего, ориентация всех трех партий на Румынию, общая неприязнь к коммунистам, а также, что немаловажно, стремление Запада покончить с коммунистическим прошлым Молдовы. Так что вполне можно предположить, что избирательную власть в стране будут формировать весной этого года уже не коммунисты.

Чем чреват приход к власти ультраправых сил? Разворотом страны в сторону Запада и практически полным отказом от политического сотрудничества с Россией. Все три партии имеют четко выраженную прорумынскую направленность, заключающуюся в идее объединения двух берегов Прута. С приходом этих партий к власти вполне вероятна отмена нейтрального статуса Молдовы и последующее поэтапное вхождение в НАТО. Что касается Приднестровья, то здесь возможны два варианта событий. Ультраправые, а, по сути, националистические силы Молдовы вполне могут привести к новому обострению отношений между Кишиневом и Тирасполем, вплоть до вооруженного конфликта, как это произошло в Грузии с приходом националистов во главе с Саакашвили.

По другому варианту, озвученному недавно Министром иностранных дел ПМР Владимиром Ястребчаком: «в Молдове может прийти команда, для которой приднестровская проблематика отойдет на второй план. При определенных обстоятельствах эта команда будет готова отказаться от борьбы за Приднестровье ради скорейшего вхождения в Европейский Союз. Для них Приднестровье уже не будет иметь особой актуальности и ценности. Это люди, основывающие свое мировоззрение на несколько иных ценностях по сравнению с постсоветским поколением политиков», - считает глава внешнеполитического ведомства Приднестровья.

Какой из двух вариантов изберут правые молдавские партии в случае их прихода к власти, говорить пока сложно. Ясно лишь одно. Молдова уже не та, что была 4 или 8 лет назад. Там выросло новое поколение политиков, готовое прийти на смену старому, отжившему свой век поколению функционеров КПСС. Молдова накануне перемен. Плохих или хороших – покажет время.