« ОФИЦЕР РУССКОЙ АРМИИ В ИСТОРИИ ПРИДНЕСТРОВЬЯ»
К 240-летию со дня рождения украинского писателя Ивана Петровича Котляревского
В рамках изучения военной истории Приднестровья, в частности, истории 14-й пехотной дивизии и Бендерской крепости, сотрудниками научно-исследовательского отдела Управления по общественным связям и информации МВД, уже третий год осуществляется изыскательская деятельность в различных архивах и библиотеках СНГ. Собирая материалы для книги «Покорение Бендерской крепости 1770-1806 гг.» в Российской государственной библиотеке в отделе редкой книги были обнаружены журналы боевых действий: 1770 года Второй армии П.И. Панина, составленный генералс- адъютантом, бароном Ферзеном ; 1791 года армии генерал- фельдмаршала Г.А. Потемкина, составленный лично им и «Журнал военных действий 2-го Корпуса войск под командою господина генерала от кавалерии и кавалера барона Мейндорфа», датированный ноябрем 1806 года. Каково же было изумление исследователей, когда выяснилось кто, является автором этого журнала. Им оказался русский офицер, штабс-капитан Иван Петрович Котляревский, впоследствии известнейший литератор, основатель современного украинского языка, историк, общественный деятель и автор знаменитых произведений «Энеида», «Наталка Полтавка» и др.
Уникален этот документ тем, что Котляревский И.П. единственный кто описал последний захват русскими войсками Бендерской крепости в 1806 году, т.е. того периода, с которого Бендеры постоянно вошли в состав Российской империи. Однако, содержание этого журнала, тема для другой публикации.
Узкому кругу военных историков, конечно же, известно о прохождении военной службы Котляревским И.П. в русской императорской армии, однако широкому кругу он известен именно как известный литератор и общественный деятель. Продолжая собирать материал для книги, в российском военно-историческом архиве удалось обнаружить «формуляр» (личное дело) офицера Котляревского И.П., а также описание этого «формуляра» Всеволодом Срезневским в журнале «Киевская старина» от 1901 года. Мы, наверное, расстроим местных краеведов и историков, которые утверждают, что И.П. Котляревский служил в Бендерской крепости, но, согласно «формуляра», недолгое его нахождение в крепости вряд ли можно назвать службой. Однако, отношение его к крепости и к самим Бендерам было самым непосредственным.
Итак, Иван Петрович Котляревский. Его военная служба началась в 1796 году, когда он 1 апреля был направлен для прохождения службы в Северский драгунский полк в качестве кадета. Дальнейшая его служба проходила следующим образом. 11 июля 1796 года он был произведен в аудиторы (военный юрист, секретарь и прокурор военных судов), в 1798 году в прапорщики, а уже в 1799 году произведен 8 января в подпоручики и 5 февраля этого же года в поручики.
Примерно в это же время он был прикомандирован в качестве инспектора - адъютанта к инспектору Днестровской и Крымской инспекции, непосредственно к генералу от кавалерии маркизу Дотишампу. В подлинном аттестате И.П. Котляревского, хранящемся в личном деле офицера имеется отзыв маркиза о службе И.П. Котляревского, датированный 15 февраля 1806 года, в котором генерал отзывается о нем с похвалой, как об офицере «исправлявшем свою должность и звание с отличной рачительностью и прилежанием и, исполнявшем всякие возлагаемые на него перепорученности с тою расторопностью и точностью, которая означает во всех частях хорошего офицера, достойного внимания начальства к его способностям».
Оставив маркиза Дотишампа, в 1806 году Котляревский перешел на службу в качестве адъютанта к барону Мейндорфу, командующего Второго корпуса войск, специально созданного для войны с турками в очередную русско-турецкую компанию. Как считает Срезневский, до вступления в эту должность Котляревский выехал в г.Умань, где дислоцировался его полк и именно там он познакомился с бароном Мейндорфом, чей главный штаб находился именно в Умани.
Назначение Котляревского на должность адъютанта барона произошло перед самым выходом корпуса на Бендеры и, скорей всего, офицер был выведен из состава своего Северского полка, так как корпус Мейндорфа был разделен на две части. Первая часть корпуса переправлялась через реку Днестр в районе Дубоссар и, именно в этой части корпуса находился И.П. Котляревский, вторая же часть корпуса, в состав которой входил Северский драгунский полк, переправилась через Днестр в районе города Могилева.
К этому времени И.П. Котляревский был произведен в штабс- капитаны (согласно «формуляра» 12 апреля 1806 года). Деятельность его в течение кампании 1806-1807 г.г. была довольно заметной. Особо важная заслуга его заключается в том, что он, во исполнение дипломатической миссии, оберегая тыл русской армии, после взятия Бендерской крепости, смог привлечь на сторону России буджацких татар. Подвергая свою жизнь опасности И.П. Котляревский, выехал во враждебные земли, где провел со старшинами татар переговоры, которые получились настолько удачны, что татары даже согласились прислать в корпус Мейндорфа своих заложников. Объездить Котляревскому пришлось уезд Орум-бет-оглу (76 деревень), уезд Оран-оглу (36 деревень), Ет-исин (61 деревня). Затем уезд Измаильский с округами Киргизским, Дженбуламентским, Киоибеским, Коелеским ( в общей сложности 32 деревни). Закончились переговоры в Каушанах полным согласием татар служить России. Эта была значительная победа, так как, двигаясь после Бендер на Измаил, русская армия у себя в тылу оставляла довольно грозное татарское войско, которое в мгновение ока могло собраться числом от 30 до 50 тысяч всадников.
Согласно рескрипта императора Александра I, штабс- капитан И.П. Котляревский в связи «с похвальным исполнением всех возложенных на него поручений» был награжден орденом Святой Анны 3-й степени, который в то время давался за «...гражданские и дипломатические заслуги перед Отечеством».
После бескровного взятия Бендерской крепости, как следует из дневника И.П. Котляревского, крепость заняли следующие полки корпуса: Новгородский мушкетерский, 1-й Бугский казачий, Стародубский драгунский, 11-й Егерский казачий, Нашебургский мушкетерский.
Нарвский же мушкетерский полк был направлен с Дубоссар в г.Кишинев «для печения хлебов и сушки сухарей». Из дневника И.П. Котляревского следует, что первым комендантом Бендерской крепости был назначен генерал-майор Войнов, а не генерал Хитрово, как следует из других официальных источников.
Интересно И.П. Котляревский описывает захват крепости, особенно заключительную его фазу: «Таким образом, Бендерская крепость занята безо всякого кровопролития. Паша о занятии оной тогда узнал, когда российские войска мгновенно заняли вал, батареи, улицы и ворота и везде, где нужно, учредили посты и караулы. Сего числа сделал командующий нужные распоряжения в городе Бендеры относительно полицейского порядка, внутренней безопасности и размещения полков по казармам в крепости и по квартирам на форштат ».
В качестве отступления необходимо отметить, что в результате переговоров с турецкими посланниками еще в Дубоссарах, в которых также участвовал и И.П. Котляревский, при приближении корпуса 24 ноября к Бендерской крепости, турки не сдавая официально крепость русским войскам, просто оставили ворота крепости открытыми, чем русские немедленно и воспользовались.
11 декабря 1806 года, оставив комендантом крепости генерал-майора Хитрово, корпус Мейндорфа, а также часть корпуса генерал- майора Герарда из Кишинева выдвинулись в Каушаны, откуда объединившись, двинулись далее на Измаил. По приказу Мейндорфа в его корпус генерал-лейтенант Дюк-де Ришелье отправил из 13-й дивизии пять батальонов пехоты, один драгунский и один кирасирский полки, которые также прибыв в Бендеры, влились в корпус Мейндорфа. Соответственно с корпусом, которым командовал Мейндорф, выдвинулся и его адъютант И.П. Котляревский. Т.е. пробыл он в Бендерской крепости 18 дней, где исправлял ту же должность адъютанта командующего и, как указано выше, выезжал из крепости для переговоров с татарами.
Отличился И.П. Котляревский и при очередном штурме Измаила, куда прибыл объединенный корпус Мейндорфа и флотилия Дюка-де-Ришелье 17-го декабря 1806 года. Как говорится в аттестате данным И.П. Котляревскому лично бароном Мейндорфом «Когда пришли войска наши к крепости Измаильской, и открыта была от неприятеля сильная пушечная пальба с крепости, Котляревский был послан с приказаниями к начальникам, где и отличил себя неустрашимостью». За свои действия под Измаилом Котляревский заслужил Высочайшую благодарность от Императора.
Сведений о дальнейшей деятельности И.П. Котляревского в кампании 1806-1807 г.г. не сохранилось. Согласно «формуляра» адъютантом барона Мейндорфа он числился до 3- го ноября 1807 года; после выхода в отставку Мейндорфа, И.П. Котляревский перевелся в Псковский драгунский полк, расположенный на то время в г.Лида в Литовской губернии, куда прибыл 3 декабря 1807 года. 23 января 1808 года И.П. Котляревский подал прошение об отставке «оставлен по прошению капитаном с мундиром» и вскоре покинул свой полк и выехал из г. Лида 16-го июня 1808 года.
К военной службе И.П. Котляревский вернулся в трудный для России 1812 год, когда ему было поручено сформировать 5-й Полтавский конный казачий полк. По свидетельству «Формуляра» «он сие исполнил с особой деятельностью, так что в половине августа, в какое время приступлено к формированию, полк выступил в поход с надлежащей исправностью наступившего потом месяца сентября 2-го числа», за что 15 марта 1817 года ему было пожаловано монаршее благоволение.
В том же 1817 году И.П. Котляревский стал директором Полтавского театра, в котором проработал до 1821 года. В 1818 году вместе с В. Лукашевичем, В. Тарнавским и др. входил в состав полтавской масонской ложи «Любовь к истине». С 1827 по 1835 год работал попечителем «богоугодных» заведений. Умер в Полтаве в 1838 году. В настоящее время в Полтаве действует музей И.П. Котляревского.
Начальник УОКСиИ МВД ПМР
Георгий Вилков
Сообщение и фотографии пресс-службы МВД ПМР.