image001-12233.jpg

ОЛЬВИЯ-ПРЕСС

ПРИДНЕСТРОВСКАЯ ДЕЛЕГАЦИЯ ОКК НА ВСТРЕЧЕ С ДЕЛЕГАЦИЕЙ ПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ НАТО РАСПРОСТРАНИЛА ИНФОРМАЦИЮ О ХОДЕ МИРОТВОРЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ

В минувший вторник по инициативе делегации Парламентской ассамблеи государств-членов НАТО состоялась встреча с image003-5963.jpgсопредседателями Объединенной контрольной комиссии и старшими воинскими начальниками Совместных миротворческих сил. Делегацию интересовала ситуация, сложившаяся сегодня в молдо-приднестровском урегулировании, а также ход миротворческой операции на Днестре.

На сегодняшнем заседании ОКК приднестровская делегация предложила внести отдельным пунктом повестки дня вопрос, связанный с ходом состоявшейся дискуссии и обсудить документы, представленные членам Парламентской ассамблеи НАТО молдавской и приднестровской стороной. Однако молдавская делегация отказалась от внесения данного пункта в повестку дня заседания, согласившись рассмотреть эти вопросы среди текущих в рамках раздела «разное».

Так как по вине молдавской стороны заседание было сорвано, приднестровская делегация в ОКК приняла решение обнародовать информацию, предоставленную делегации ПА НАТО, через пресс-центр Объединенной контрольной комиссии.

«Уважаемые господа!

Предлагая данную информацию, делегация Приднестровья в Объединенной контрольной комиссии исходит, прежде всего, из того, что гражданами Приднестровья и Молдовы проводимая миротворческая операция воспринимается только с положительной стороны. Более того, за все время ее проведения не было зафиксировано практически ни одного случая протестного настроения населения обоих берегов Днестра в отношении Совместных миротворческих сил.

Уважительное и доброжелательное отношение военнослужащих СМС к гражданам, проживающим в Зоне безопасности и за ее пределами, является основой в достижении мира и стабильности в регионе.

Не вызывает сомнений, что миротворческая операция, поддерживаемая населением конфликтующих сторон, создала исключительные условия для ведения переговорного процесса. В то же время следует учитывать, что в соответствии с базовыми документами, регламентирующими урегулирование приднестровского вооруженного конфликта, в ее компетенцию не входят вопросы принуждения сторон к переговорам. Именно такое положение не позволяет увести миротворческую миссию в сторону от истинного предназначения.

Следует также констатировать, что опыт проведения существующего формата миротворческой операции неоспоримо свидетельствует о наличии непререкаемого авторитета Российской Федерации как руководящей, направляющей и связующей силы в рамках Совместных миротворческих сил.

В этом контексте представляется целесообразным акцентировать внимание на ряде аспектов, характеризующих военно-политическую составляющую миротворческих процессов в этой части Европы.

Во-первых, совместная миротворческая операция в регионе базируется на международно-правовом акте (Соглашение «О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова» от 21 июля 1992 года с участием сторон конфликта), является единственной полноценно примененной гарантией мира и безопасности в регионе, прежде всего надежной гарантией предотвращения условий возобновления вооруженного конфликта.

Во-вторых, в условиях отсутствия установленного и общепризнанного пространства безопасности между Молдовой и Приднестровьем, именно миротворческая операция под гарантией Российской Федерации является стержневой основой взаимодействия сторон конфликта в данном вопросе и в системе региональной стабильности в целом.

Миротворческая операция под эгидой Российской Федерации и механизмы этой операции являются важнейшим элементом во взаимоотношениях Молдовы и Приднестровья, так как именно в этом формате был впервые обеспечен мирный политический диалог на равноправной основе.

В-третьих, успешность и эффективность миротворческой миссии обеспечивается и позитивным восприятием и толерантным отношением населения на берегах Днестра к операции, а в Приднестровье рассматривается, как главная гарантия физической безопасности граждан.

И поэтому есть весьма веские причины, о которых невозможно не упомянуть. А именно, - геополитические изменения, которые произошли в конце 20 века, привели к исчезновению с карты Евразийского континента либо к радикальной трансформации многие государства. В результате дезинтеграции Советского Союза образовалось пятнадцать признанных мировым сообществом независимых государств.

Одно из таких государств – Республика Молдова, на момент провозглашения своей независимости, де-факто уже не существовала в заявленных границах, в границах бывшей Молдавской ССР. Более того, с принятием молдавским Парламентом 27 августа 1991 года Закона №691 «О декларации независимости», который объявлял не имеющим юридической силы Закон «Об образовании союзной Молдавской ССР», - с точки зрения права вообще была исключена возможность признания де-юре этих границ для провозглашенного нового молдавского государства, поскольку МССР формировалась за счет территорий Бессарабии и части территорий МАССР в составе Украины, ранее никогда не относящихся ни к Бессарабии, ни к Молдове, ни к Румынии.

Еще до распада СССР в Молдавии резко обострилась общественно-политическая обстановка, а принятие в 1989-1991 годах Верховным Советом МССР ряда дискриминационных законов привело к массовым нарушениям основополагающих прав человека в отношении, так называемого, «нетитульного», в том числе и приднестровского населения. Конфронтация приобрела настолько острые формы, что единственной возможностью защиты населения от насилия и уничтожения явилось образование независимой Приднестровской Молдавской Республики.

Правовым основанием этому послужило, в первую очередь, то, что в разные исторические времена территория, на которой она расположена, обладала статусом автономного государственного образования. Однако международное сообщество проигнорировало это чрезвычайно важное обстоятельство, отдавая предпочтение принципу территориальной целостности Молдовы, а не праву народов Приднестровья на самоопределение.

Такие решения привели к трагическим последствиям, так как пришедшие к власти в Молдове националистические силы воспользовались этим обстоятельством и, под предлогом восстановления территориальной целостности государства развернули в 1992 году широкомасштабные боевые действия с целью уничтожения государственности Приднестровья в рамках, так называемого, «наведения конституционного порядка в Молдове». Причем, по мере эскалации противостояния, в отношении мирного гражданского населения использовались жестокие репрессивные меры, которые нельзя квалифицировать иначе, как геноцид. Ввод вооруженных формирований Молдовы в ряд районов Приднестровья сопровождался массовым насилием над гражданским населением, террором, грабежами, мародерством, похищением людей и захватом заложников.

Несмотря на то, что вооруженные столкновения в этих районах повлекли гибель, увечья и страдания многих тысяч людей, а позиции сторон становились все непримиримее, международное сообщество не оказывало должной помощи, соответствующей сложившейся ситуации, по прекращению кровопролития.

Основные усилия в этом направлении предпринимались до 21 декабря 1991 года только руководством СССР, а затем – Российской Федерации, которая, придерживалась беспристрастной, взвешенной позиции. Именно Россия осудила применение репрессий против населения, попытки силового решения политических разногласий, массовые и грубые нарушения прав человека. Эта позиция была сформулирована в ряде заявлений Президента, Правительства и МИД Российской Федерации, в которых содержался настоятельный призыв остановить кровопролитие и урегулировать конфликт путем переговоров.

Именно по инициативе Президента Российской Федерации Ельцина Б.Н. были активизированы контакты с руководством конфликтующих сторон. В результате – это привело к подписанию 21 июля 1992 года в Москве Соглашения «О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова».

В контексте реализации закрепленных в данном Соглашении принципов и положений, с момента его подписания конфликтующими сторонами были приняты все необходимые меры к полному прекращению огня и недопущению любых вооруженных действий друг против друга. Это главнейшее положение Соглашения неукоснительно соблюдается по настоящее время.

С прекращением огня конфликтующие стороны в семидневный срок отвели в места постоянной дислокации подразделения своих вооруженных сил и иные формирования, боевую технику и вооружения. Осуществленное таким образом разъединение боевой составляющей конфликта преследовало цель создания Зоны безопасности между противоборствующими сторонами, в которую и были введены созданные Совместные миротворческие силы.

Контроль над осуществлением этих мероприятий и обеспечением режима безопасности в этой зоне был возложен на Объединенную контрольную комиссию, сформированную 27 июля 1992 г. из представителей конфликтующих сторон и Российской Федерации, как единственного на тот момент гаранта и посредника между ними, признаваемого как Тирасполем, так и Кишиневом. Именно этой комиссии были переданы созданные на добровольной основе воинские контингенты, представляющие стороны, участвующие в выполнении данного Соглашения.

Миротворческая операция по прекращению боевых действий, установлению и поддержанию мира учитывала специфику обстановки в регионе, особенности местных условий и менталитет населения. Исходя из этих особенностей, в Соглашении от 21 июля 1992 года был заложен трехсторонний формат Совместных миротворческих сил, предусматривающий, при доминирующей роли российского воинского контингента, подключение к участию в миротворческой операции воинских контингентов от Приднестровья и Молдовы. Именно такое построение Совместных миротворческих сил объективно сыграло и продолжает играть исключительно положительную роль в мероприятиях по поддержанию мира в регионе.

В результате напряженной работы в самый ответственный и сложный начальный период деятельности Объединенная контрольная комиссия, сформированная в соответствии с Соглашением от 21 июля 1992 года, утвердила свой состав из расчета по 6 представителей от Российской Федерации, Приднестровья и Республики Молдова, разработала и ввела в действие протокольными решениями необходимую документацию, детально регламентирующую все вопросы проведения миротворческой операции. Объединенная контрольная комиссия создала органы управления миротворческой операцией, военные комендатуры, группы военных наблюдателей, приняла решения по количественному составу и оснащению подразделений СМС. Были также определены места их дислокации, Зона безопасности, районы с повышенным режимом безопасности, границы расположения постов, а также формы и методы использования военных наблюдателей, взаимодействия с местными органами власти и правоохранительными органами сторон.

За прошедший период времени примененный формат проведения миротворческой операции и деятельность на этой основе сформированных Совместных миротворческих сил доказали свою высокую эффективность, так как позволили решить сложнейшую задачу – остановить боевые действия, развести вооруженные формирования конфликтующих сторон и создать условия для переговорного процесса о мирном, политическом урегулировании молдо-приднестровского вооруженного конфликта. ОКК своими решениями с самого начала заложила прочный фундамент для успешного выполнения Соглашения от 21 июля 1992 года, что облегчает решение эпизодически возникающих проблем в интересах поддержания мира, стабильности и управляемости обстановки в Зоне безопасности. Есть и такие вопросы, решить которые на основе консенсуса не представляется возможным в течение достаточно длительного времени, но и по ним продолжается напряженная работа сторон.

В качестве положительного фактора в процессе мирного урегулирования молдо-приднестровского конфликта следует отметить подключение к участию в миротворческой операции группы военных наблюдателей Украины, осуществленное в соответствии с Одесским соглашением «О мерах доверия и развития контактов между Республикой Молдова и Приднестровьем» от 20 марта 1998 года, а также представителей миссии ОБСЕ, на основе принципов сотрудничества.

В этом же контексте нельзя не признать, что перманентно обостряющаяся недоговороспособность властей Молдовы, в условиях своей внутриполитической нестабильности их отказ от ранее подписанных соглашений, как минимум 80-ти, а также применение двойных стандартов к участникам переговорного процесса со стороны даже таких уважаемых международных организаций как ООН и ОБСЕ, приводила к его пробуксовкам и срывам.

Не способствовали прогрессу и в достижении полномасштабного политического урегулирования и контрпродуктивные, а в ряде случаев просто откровенно провокационные действия со стороны Молдовы, игнорирующей ключевые положения статьи 5 Соглашения от 21 июля 1992 года о недопустимости применения конфликтующими сторонами санкций и блокад. Общеизвестно, что власти Молдовы, поощряемые и подстрекаемые некоторыми европейскими и международными организациями, также все активнее задействует методы давления и принуждения, вводя в практику использование санкций и блокад в отношении Приднестровья.

Используя фактор непризнанности государственности Приднестровья, правящие элиты Молдовы целенаправленно дезинформируют международное сообщество об истинном положении дел, формируя искаженное представление о причинах конфликта и сложившейся в настоящее время ситуации  в регионе, в том числе и о деятельности Совместных миротворческих сил. При этом все отчетливее просматривается основная цель подобных демаршей – компрометация миротворческой роли России. Публичные заявления руководства РМ, как правило, сопровождаются чрезвычайно опасными практическими действиями по разбалансированию и слому всех механизмов управления миротворческой операцией и ослаблению влияния всех сторон, участвующих в процессе мирного политического урегулирования этого конфликта. Совместное заявление Президентов Российской Федерации, Республики Молдова и Приднестровья, подписанное в Москве 18 марта 2009 года, дало высокую оценку проводимой совместной миротворческой операции и возможность ее трансформации в другие отличные формы только после окончательного урегулирования приднестровского конфликта и определения системы мер и гарантий безопасности данного региона.

Между тем, нельзя забывать, что в силу исторических особенностей сохранять стабильность в этом регионе Европы позволит только миротворческая операция под эгидой Российской Федерации, Украины, Молдовы, Приднестровья и миссии ОБСЕ.

Но именно это, к сожалению, все чаще остается за рамками политической дальновидности отдельных политиков. Возможному обострению обстановки, например, в настоящий момент способствует недавнее контрпродуктивное заявления облеченных властными полномочиями высокопоставленных лиц из числа нового руководства РМ о необходимости вывода из Приднестровья подразделений ОГРВ и замене миротворческих сил России в регионе международным полицейским контингентом из представителей стран ЕС, НАТО.

Объективны анализ сложившейся ситуации в зоне молдо-приднестровского конфликта позволяет спрогнозировать с большой долей вероятности то, что замена российского миротворческого контингента, по праву пользующегося заслуженным за полтора десятилетия эффективной деятельности авторитетом и доверием населения, на миротворчески подразделения иностранных государств под эгидой ООН, ОБСЕ или НАТО неизбежно приведет к обострению обстановки, эскалации напряженности отношений между конфликтующими сторонами.

Тем более вероятно, что трудно назвать успешными миротворческие усилия, сопровождающиеся широкомасштабными войсковыми и полицейскими операциями, как это имеет место в бывшей Югославии, Афганистане, Ираке и ряде других стран. На этом фоне осуществляемые под эгидой России миротворчески операции должны быть примером для подражания, а не подвергаться нападкам и попыткам ревизии со стороны руководства Республики Молдова, некоторых других государств и международных организаций.

В то же время, наработанный опыт проведения существующего на берегах Днестра формата миротворческой операции на деле доказавший свою способность в обеспечении мира и стабильности в Зоне безопасности – может являться положительным примером для миротворческих операций, проводимых под эгидой ООН в других регионах мира.

Учитывая уроки молдо-приднестровского противостояния, в будущем на основе проводимой миротворческой операции должна быть предусмотрена комплексная система гарантий безопасности (взаимных гарантий Молдовы и Приднестровья, а также внешние гарантии со стороны России, Украины, ОБСЕ), включающая политические, международно-правовые, юридические, экономически и другие гарантии.

Соответствующие проекты рассматривались сторонами в хоже переговоров, по ряду из них принимались положительные решения.

В частности:

- Политические и международно-правовые гарантии предусматривают, что все подписанные договоренности в результате переговорного процесса по приднестровскому урегулированию регистрируются в ОБСЕ и депонируются в странах-гарантах – Российской Федерации и Украине.

- Юридические гарантии предусматривают закрепление в законодательном порядке всех договоренностей, которые будут достигнуты в результате переговорного процесса по приднестровскому урегулированию.

- Экономические гарантии включают в себя экономическое и финансовое обеспечение итогов приднестровского урегулирования. При этом предполагаются как меры международной экономической поддержки, так и меры воздействия с помощью экономических и финансовых рычагов на ту сторону, которая не будет соблюдать достигнутые договоренности.

Должны быть также предусмотрены меры по гарантированному осуществлению согласованных положений, касающихся социальной, культурной и гуманитарной сфер.

- Военные гарантии включают в себя военно-гарантийное обеспечение условий соблюдения и выполнения итоговых договоренностей по приднестровскому урегулированию и в настоящее время являются единственной детально разработанной и примененной деталью всей гарантийной системы.

Таким образом, в существующих условиях, когда отношения между Молдовой и Приднестровьем, находятся в низшей точке со времени конфликта 1992 года, переговоры прерваны и перспективы политического процесса не ясны, любые попытки трансформации миротворческой миссии вне политического консенсуса всех заинтересованных сторон являются опасными для процесса урегулирования и приведут к глубинным, комплексным изменениям, затрагивающим региональную стабильность, безопасность и климат доверия, с плохо предсказуемыми последствиями».

Документ подписан Сопредседателем Объединенной контрольной комиссии от Приднестровья О.Л. Беляковым