«ДРУЖБА» ПО-ГУАМОВСКИ
Распад Советского Союза повлек за собой распад межрегиональных связей на уровне некогда братских республик. Следующим шагом в деле выведения бывших советских республик из сферы влияния Москвы стало их объединение на принципах отрицательного отношения к России. Это в полной мере относится и к Молдове с Украиной. Особенно Украина и Молдова стали активно сотрудничать после того, как была создана прозападная коалиция постсоветских государств, известная под названием ГУАМ. ГУАМ связал Молдову и Украину, прежде всего, идейными антироссийскими мотивами, так как именно на их основе США, являющиеся вдохновителями этой организации, отбирали членов коалиции, а также экономическими интересами, основанными на стремлении Запада добиться максимальной «энергонезависимости» от России. Поэтому с топливо-энергетической точки зрения ГУАМ можно охарактеризовать, как альтернативный российскому коридор для транспортировки на Запад азербайджанской нефти и газа. А с политической – как юго-западную часть санитарного кордона, выстраиваемого США вокруг России.
ГУАМ,
образовавшийся в октябре 1997 года получил второе дыхание с приходом к власти в
Молдове, Грузии и Украине прозападных политиков. С этого момента организация
становится более консолидированной, а антироссийская риторика становится все
более жесткой. Основная цель четырех стран, входящих в ГУАМ – евроинтеграция.
По остальным аспектам внешней политики есть различия. Если Тбилиси и Киев
выступают за вхождение в НАТО и негативно настроены против России, то Баку
находится с Москвой в дружественных отношениях. Что касается Молдовы, то здесь
антитроссийская риторика после отказа России от поставок молдавской продукции в
страну была быстро забыта, а на смену ей пришли лицемерные заявления о вечной дружбе
молдавского и русского народов.
Но вернемся к отношениям двух стран из ГУАМовской четверки. Казалось бы, объединенные общим замыслом и целями, а также рамками единой политико-экономической организации Украина и Молдова просто обязаны осуществлять взаимовыгодное сотрудничество во всех сферах жизнедеятельности двух государств. На первый взгляд может показаться, что так оно и есть, и дружественные отношения Киева и Кишинева достаточно прочны и не подвергаются сомнению. Однако на самом деле это далеко не так. Достаточно более внимательно приглядеться к экономическому и политическому сотрудничеству двух стран, чтобы понять - над молдо-украинскими отношениями давно витают грозовые тучи.
В 2006 году Молдова совместно с Украиной ввели новый порядок пересечения молдавско-украинской границы приднестровскими грузами, предусматривающий наличие у них оформления Таможенной службы Молдовы. Кроме того, Кишинев перекрыл движение по железной дороге, проходящей через территорию Приднестровья, пустив поезда через север Молдовы. После этого Украина понесла ощутимые потери, связанные прежде всего с транзитными потоками. Как известно, через ПМР и Молдову украинские товары шли в украинский порт Рени, а оттуда - на Балканы. Если в 2005 году по данным Минтранссвязи Украины через территорию Молдовы и Приднестровья было перевезено 9,5 млн. тонн грузов, в т. ч. 2,5 млн. тонн на порт Рени и столько же транзитом на Румынию, то с началом блокады ПМР, эта транспортная артерия была заблокирована. Через Ренийский порт Украиной осуществляется перевалка 3% сухих грузов всех портов страны и 7% сухогрузного транзита. С закрытием железнодорожной ветки Украина начала ежедневно нести потери в размере 75 тысяч долларов, так как с использованием транзитного железнодорожного участка через север Молдовы снизило грузоперевалку в ренийском порту до 14,5 млн. тонн в год, и составило всего 10-15% от проектной мощности. При этом возросла нагрузка на Измаильский порт, который вынужден был работать на пределе пропускных возможностей. Одновременно сократились в 10 раз перевозки через Ренийский железнодорожный узел, упав до отметки 0,9 млн. тонн в год. Тарифы же при перевозке грузов стали выше на 0,5-3,5 доллара за 1 тонну, нежели тарифы при перевозке в другие порты Одесского региона.
Но и это еще не все. По данным "Укрзализныци", за годы независимости Украины условия прохождения грузов через Молдову в Ренийский порт изменялись Кишиневом 8 раз. В 2006 году был отмечен рост транзитных тарифов до уровня $4-$5 за тонну из-за транспортировки грузов в обход Приднестровского участка железной дороги.
Понимая, что из-за неулаженного конфликта между РМ и ПМР Украина теряет большие деньги, в Киеве приняли решение о строительстве железнодорожной ветки Измаил - Рени, которая обходила бы не только Приднестровье, но и Молдову.
В Кишиневе тут же заявили, что это молдавской стороне невыгодно. Министр транспорта и дорожного хозяйства РМ Мирон Гагауз предостерег Украину от опрометчивого шага, заявив, что власти его страны считают «ошибочным» решение Украины о строительстве дороги Измаил-Рени, и предложив свой вариант решения проблемы, заключающийся в восстановлении ветки Бессарабка-Березино через молдавскую территорию в обход Приднестровья. Эта ветка, разумеется, весьма выгодна для Молдовы, которая в этом случае не теряла бы таможенные и транзитные сборы.
Но это предложение Украина проигнорировала. А в начале 2007 года и вовсе отказалась от строительства каких бы то ни было железнодорожных веток. Правительство Украины, признав нецелесообразным строительство железнодорожной ветки Рени – Измаил из-за стоимости проекта, достигающего 1,5 миллиардов долларов, и приняло решение о сооружении на концессионных условиях автобана Одесса – Рени. Такой проект дешевле на 500 млн. долларов, при этом он свяжет Украину с южными регионами Европы.
По сути, Молдова, вырывшая экономическую яму для Приднестровья, сама угодила в нее. Впрочем, в Кишиневе решили отыграться на другом, и опять за счет Украины. В августе 2008 года приступил к работе нефтетерминал молдавского морского портового комплекса в Джурджулештах. Одновременно было завершено строительство 50