image001-12012.jpg

ОЛЬВИЯ-ПРЕСС

РУМЫНСКИЙ ФАКТОР

Как-то практически незамеченным для мировой общественности стало недавнее признание первого президента Республики Молдова Мирчи Снегура о том, что во время войны с Приднестровьем в 1992 году Молдова пользовалась полной поддержкой со стороны Румынии. Мало того, по его словами, «если бы не поддержка Румынии, Молдова бы не выстояла в конфликте с Приднестровьем. Об остальном я промолчу, - добавил Снегур, - выводы делайте сами. Тогда мы имели возможность оплатить эту поддержку, и тоже весьма интересным способом. Об этой истории должны знать, и, думаю, некоторые вещи уже могут быть раскрыты».

image003-5771.jpgДанное заявление, по сути, является официальным признанием того, что в агрессии Молдовы против Приднестровья принимала участие и Румыния, хотя она до сих пор не признаёт своего прямого участия в конфликте.

Приднестровье не единожды заявляло о том, что в 1992 году на стороне Молдовы воевали румынские солдаты и офицеры, а также использовалась румынская военная техника. Первый факт румынского участия в агрессии Молдовы был получен 15 марта, когда в атаку на приднестровский город Дубоссары пошли молдавские бронетранспортеры, и начался минометный обстрел города и его окрестностей. В тот день был подбит румынский БТР. Впоследствии было получено множество подтверждений того, что Румыния направляла в Молдову не только технику, оружие, боеприпасы, но и военных специалистов-наемников.

Наиболее веским подтверждением этого факта, служит обращение к главам правительств и народам СНГ Военного Совета 14-й гвардейской общевойсковой армии, сделанное в начале июля 1992 года, то есть в самый разгар военного конфликта. В нем, в частности, говорилось: «В течение последних трех дней в зоне конфликта осуществляются интенсивные полеты авиации ВВС Республики Молдова и Румынии. Средствами противовоздушной обороны зафиксированы полеты до 30 воздушных объектов с направления аэродрома Маркулешты и до 10 воздушных объектов со стороны Румынии. Эти факты начисто перечеркивают протест Министерства обороны РМ о неиспользовании ВВС в конфликте с Приднестровьем... Отмеченные 24.06.92 г. полеты не оставляют сомнений в том, что ведется планомерная и целенаправленная разведка целей и подготовка массированного применения ВВС Молдовы в зоне конфликта, что многократно увеличит и без того многочисленные жертвы среди мирного населения. Кроме того, для полета боевых самолетов используются гражданские авиалинии. До настоящего времени над Бендерами и Тирасполем продолжают осуществляться пролеты самолетов и вертолетов ВВС Молдовы».

Спустя две недели последовало новое сообщение из штаба 14-й армии: "Продолжается усиленная переброска свежих батальонов армии Молдовы на Кочиерском направлении и Кошницком плацдарме. С личным составом, только призванным из резерва, проведено учение на полигоне вблизи Кишинева по ведению боя в населенном пункте. Началась переброска танкового батальона Т-72 на Кошницкий плацдарм. Танки имеют по два-три боекомплекта.В течение двух-трех дней в район Дубоссар будут переброшены свежие силы для захвата Дубоссарской ГЭС. Подразделениям дана команда: гвардейцев и казаков в плен не брать, расстреливать на месте. Подготовлена артгруппа для применения «акации», «града», «урагана», все установки подтянуты на дубоссарско-кошницкое направление. Помимо МИГ-29 примут участие в боевых действиях и вертолеты МИ-24 румынской армии... В разработке плана наступления активное участие принимает генштаб румынской армии. Ежедневно через румынско-молдовскую границу проходит по четыре-пять эшелонов с боевой техникой и боеприпасами. Неподалеку от Бронешт (юго-западнее города Оргеева) в полутора километрах от исправительно-трудовой колонии в саду стоят шесть танков и три пушки. В Бронештах готовится группа из 33 человек для заброски до 15 июля в город Тирасполь для диверсионной работы. Вся группа сформирована в Румынии». Оба обращения были подписаны начальником штаба 14-и армии генерал-майором Тихомировым и помощником командующего 14-й армией полковником Барановым.

Впрочем, Румыния не только участвовала в агрессии против Приднестровья, она, похоже, стала инициатором этой агрессии. В 2007 году третий по счету президент Молдовы Владимир Воронин открыто заявил о том, что «в 1992 году, власти Бухареста убедили первого президента Республики Молдова Мирчу Снегура начать войну с Приднестровьем. Я говорю это, потому что весь мир должен знать, как это произошло», - добавил Воронин. Думается, нет оснований не доверять его словам. И если Румыния и в самом деле подтолкнула Молдову к агрессии, то становятся понятными и другие действия Бухареста накануне вооруженного вторжения. В частности, до начала военных действий в Приднестровье работала смешанная четырехсторонняя комиссия, состоявшая из представителей России, Украины, Молдовы и Румынии. И именно румынская сторона тогда инициировала придание Бендерам статуса демилитаризованного города, после чегомолдавская полиция и волонтеры смогли практически беспрепятственно завладеть беззащитным городом. Мало того, румынские наблюдатели вместе с молдавскими втайне покинули город за несколько дней до Бендерской трагедии. То есть все было заранее спланировано и подготовлено для начала агрессии.

Признание Мирчи Снегура, сделанное им в начале минувшей недели, возводит не только бывшие молдавские, но и румынские власти в ранг военных преступников. А заключение, сделанное Международным общественным трибуналом «О нарушении норм международного гуманитарного права во время вооруженного конфликта в Приднестровье», относится не только к молдавской, но и румынской военщине.  В частности, по заключению трибунала, в ходе вооруженного конфликта в Приднестровье в марте-июле 1992 г. были совершены серьезные нарушения Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним 1977 г., как и других международно-правовых актов, содержащих гуманитарные нормы международного права:

Со стороны вооруженных формирований Республики Молдова были совершены:

- преднамеренные убийства гражданского населения, включая женщин и детей;

- пытки гражданского населения;

- унижающее человеческое достоинство обращение (изнасилование женщин, в том числе несовершеннолетних девочек, избиение граждан и т.д.);

- принуждение граждан служить в вооруженных силах Республики Молдова под угрозой применения сурового уголовного наказания за отказ;

- взятие заложников из числа лиц, принадлежащих к гражданскому населению;

- произвольное и производимое в больших масштабах разрушение зданий, сооружений и имущества, не вызываемое военной необходимостью;

- нападение на гражданские объекты, сооружения и установки;

- неприменение мер предосторожности при осуществлении и планировании военных операций;

- осуществление нападений на не обороняемые местности;

- преднамеренные убийства, пытки и бесчеловечное обращение с военнопленными;

- причинение увечий и избиение военнопленных;

- вероломство;

- неоказание мер по погребению мертвых, препятствование захоронению, а так же глумление над трупами погибших и замученных;

- преднамеренное убийство раненых и больных, а также пытки и бесчеловечное обращение с ними;

- нарушение прав санитарного персонала.

В Молдове часто называют войну 1992 года гражданской, еще чаще войной с сепаратистами и бандформированиями. Однако если обратиться к истории не только конфликта, но и истории приднестровской государственности, можно констатировать тот факт, что Молдова и Румыния развязали войну против суверенного государства. Как известно, 12 октября 1924 года на территории Украины была создана Молдавская Автономная Советская Социалистическая Республика, которая включала в себя левобережные районы Днестра и часть современной Украины. В 1940 году, после присоединения Бессарабии к СССР, Молдавская Автономная Советская Социалистическая Республика (за исключением некоторых районов) совместно с Бессарабией вошла в созданную Молдавскую ССР, а северные районы МАССР — в состав других областей УССР. До этого левобережье Днестра никогда не входило в состав молдавского государства. В 1990 году в связи с националистической истерией, царившей в Молдове, часть территории бывшей МАССР, после 40-го года входившей в состав МССР, а также город Бендеры объявили о создании Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики в составе СССР. После развала Советского Союза в 1991 году, Приднестровье, уже не являясь частью МССР, объявило о создании суверенного государства - Приднестровской Молдавской Республики на основании Закона СССР от 3 апреля 1990 г. «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», предоставлявшем право на самоопределение не только союзным республикам, но и автономиям, а также компактно проживающим этническим группам.

Положения Закона целиком и полностью исходили из целого ряда международно-правовых документов, таких как Устав ООН, Заключительный акт Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Декларация «О предоставлении независимости колониальным странам и народам», Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах», Международный пакт «О гражданских и политических правах», Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества в соответствии с Уставом ООН» и т.д.

В самом же Законе «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», в частности говорилось:

Статья 1.

Порядок решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР в соответствии со статьей 72 Конституции СССР, определяется настоящим Законом.

Статья 2.

Решение о выходе союзной республики из СССР принимается свободным волеизъявлением народов союзной республики путем референдума (народного голосования). Решение о проведении референдума принимается Верховным Советом союзной республики по собственной инициативе или по требованию, подписанному одной десятой частью граждан СССР, постоянно проживающих на территории республики и имеющих право голоса согласно законодательству Союза ССР.

Референдум проводится в порядке, определяемом Законом СССР, Законом союзной, автономной республики о референдуме, если их положения не противоречат настоящему Закону.

Референдум проводится тайным голосованием не ранее чем через шесть и не позднее чем через девять месяцев после принятия решения о постановке вопроса о выходе союзной республики из СССР.

В референдуме участвуют граждане СССР, постоянно проживающие на территории республики к моменту постановки вопроса о ее выходе из СССР и имеющие право голоса согласно законодательству Союза ССР.

Во время проведения голосования какая-либо агитация по вопросу, вынесенному на референдум, не допускается.

Статья 3.

В союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные области и автономные округа, референдум проводится отдельно по каждой автономии. За народами автономных республик и автономных образований сохраняется право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе.

В союзной республике, на территории которой имеются места компактного проживания национальных групп, составляющих большинство населения данной местности, при определении итогов референдума результаты голосования по этим местностям учитываются отдельно.

Согласно статье третьей данного закона, в Приднестровье прошел референдум, ставший законным основанием образования суверенного приднестровского государства. Таким образом, агрессия против Приднестровья не могла являться наведением «конституционного» порядка, как заявляли кишиневские власти, ибо на территорию ПМР конституция Молдовы не распространялась. Даже при том, что ПМР является непризнанным государством, это не снимает ответственности с тех, кто развязал войну, совершал те зверства, которые Международным общественным трибуналом были признаны как преступление против человечности.

Участие Румынии в войне против Приднестровья, официальным Бухарестом никогда не признавалось и вряд ли будет признано. Однако те документальные и вещественные свидетельства, которые в избытке имеются в Приднестровье, а также последнее заявление Мирчи Снегура говорят о том, что Румыния всемерно помогала Молдове в войне против Приднестровья.

Сегодня, когда к власти в Молдове вновь вернулись прорумынские националистические силы, уже заявившие о своем намерении всемерно укреплять связи с Румынией, демонтировать существующий на протяжении 17 лет миротворческий формат, тем самым, отказавшись от соблюдения Соглашения «О принципах мирного урегулирования вооружённого конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова»,подписанное Москвой и Кишинёвом в присутствии Президента ПМР Игоря Смирнова 21 июля 1992 г., как нельзя актуальным становится вопрос безопасности приднестровских граждан, тем более, что территориальные претензии Румынии за минувшие 17 лет возросли во много раз.

Александр Галин