ПЕРЕД ВЫБОРОМ
Вояжи кандидата в президенты Молдовы Мариана Лупу и экс-президента Владимира Воронина в Москву, вызвали различные пересуды в российских СМИ. В частности издание «Газета» сообщает со ссылкой на некие молдавские источники о том, что Кремль решил вмешаться в политический кризис в Молдове и уговорить Воронина проголосовать за Лупу на предстоящих выборах главы молдавского государства. Дескать, кто, как не Россия, может надавить на «пророссийского» главного коммуниста Молдовы, чтобы тот, позабыв о былых обидах, согласился покончить с политическим кризисом в стране. На самом деле убедить Воронина проголосовать за Лупу вместе с остальными оппозиционными депутатами из ПКРМ то же самое, что заставить молдавских коммунистов собственноручно подписать себе смертный приговор и собственноручно же привести его в исполнение. Два минувших месяца, в течение которых страной рулят члены Альянса за европейскую интеграцию, наглядно показали, что правящая коалиция отвела коммунистам в парламенте роль статистов, наблюдающих за тем, как перекраивается законодательство страны под интересы себя любимой. Члены коалиции уже разрешили себе полгода занимать сразу две должности, причем, в законодательной и исполнительной ветвях власти, будучи одновременно депутатами и министрами; проголосовали за то, чтобы глава государства избирался на безальтернативной основе, причем, имея четыре попытки на избрание, а не две, как было прежде, внесли изменение в законодательство, согласно которому роспуск парламента возможен только после предыдущего роспуска, а не один раз в течение года, как было оговорено раньше Конституцией страны. Любые попытки фракции коммунистов противодействовать перекройке молдавского законодательства ни к чему не приводят. Альянс обладает большинством голосов и может принимать любые решения, не учитывая мнения коммунистов. Понятно, что вчерашнюю политическую элиту такое положение дел не устраивает. Пробыв восемь лет во власти, она вряд ли готова смириться с сегодняшним незавидным своим положением. Единственный выход из сложившейся ситуации – перевыборы, дающие шанс коммунистом вновь получить большинство мандатов в парламенте. Лишать себя этого шанса, причем, собственными же руками, коммунисты никогда не согласятся, для них это смерти подобно.
Как пишет «Газета»: «О том, что Кремль сделал ставку на Лупу, говорит и широкий круг его общения в Москве. С ним кроме Нарышкина встретились представители «Единой России» и Госдумы». Ну, круг общения - это далеко еще не ставка. Не общаться с единственным кандидатом на пост главы молдавского государства для России, прикладывающей достаточно большие усилия для того, чтобы сохранить свое влияние на постсоветском пространстве, прежде всего, в целях собственной же безопасности, было бы глупо. Москва всегда выступала за диалог со всеми, кто его хотел. Понятно, ее не радует, что в Молдове пришли к власти более радикальные и прозападные силы, чем были прежде, беспокоят заявления некоторых членов правящей молдавской коалиции о необходимости проведения референдума по вступлению в НАТО, о выводе российских войск из Приднестровья, о смене миротворческого формата и т.д. Но Россия понимает, что если не будет диалога, все эти заявления в очень скором будущем будут воплощены в жизнь. Вот почему на встрече с Лупу депутаты Госдумы первым делом поинтересовались, каких взглядов придерживается лидер молдавской демпартии. «Мы поинтересовались, как он относится к тому, что члены его партии выступали за вступление в НАТО и присоединение к Румынии, - рассказала депутат Государственной Думы Российской Федерации Татьяна Яковлева в интервью «Газете». - Лупу ответил, что не собирается вступать в НАТО или присоединяться к Румынии. Их позиция - конструктивно работать с Россией и СНГ».
Конечно, подобная позиция не может не устраивать Москву. Но вопрос заключается в том, насколько правдивы слова Лупу, ведь еще недавно, будучи спикером молдавского парламента, Лупу утверждал нечто иное. В частности ему принадлежат слова о том, что «решить приднестровскую проблему можно, но, только ликвидировав российское военное присутствие в регионе», и что «статья в Конституции не является препятствием для вступления страны в НАТО» и так далее. И вовсе неважно, когда Лупу говорит правду, а когда кривит душой, важно, что он способен на ложь. Сегодня он уверяет, что «идею реинтеграции страны может сделать более привлекательной возрождение национальной экономики с возможностями развития для обоих берегов Днестра. Необходимо разработать и внедрить ряд проектов экономического развития, включающих и левобережные районы. Все последние годы реинтеграция страны воспринималась как механический процесс сближения двух берегов Днестра, но очень мало уделялось внимания социальной и человеческой стороне проблемы. Подходя к решению данного вопроса, мы должны говорить не только о территории, но, прежде всего, о людях, их проблемах и заботах. Если бы политики, на каком бы берегу Днестра они ни находились, реализовали всё это в полной мере, то решать существующие проблемы стало бы намного легче».
Но еще год назад Лупу разговаривал иначе, совершенно не вспоминая о людях, их проблемах и заботах. Тогда он в весьма категоричной форме заявлял: «Приднестровский вопрос может быть решен только на основе закона о принципах приднестровского урегулирования, принятого молдавским парламентом в июле 2005 года. В нем Приднестровью предоставляется статус особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Молдавии. (Причем, у народа Приднестровья никто и не спрашивал, согласен ли он на такой статус. Прим. авт.) К каким бы соглашениям ни пришли переговорщики, они все равно не смогут миновать парламент». А еще двумя годами раньше Лупу и вовсе полагал, что «вывод российских войск является обязательным условием для урегулирования конфликта. Реальную демократизацию приднестровского региона можно будет начинать лишь после вывода российских войск, после демилитаризации региона и упразднения структур региона по подавлению демократических ценностей. Без этого невозможно говорить о демократизации региона и, соответственно, о проведении демократических выборов или референдумов». То есть, ни слова о людях. Вывести российские войска, чтобы не мешали, разоружить армию и силовые структуры и ликвидировать законно избранное руководство ПМР – таков был план Лупу по ликвидации приднестровской государственности еще несколько лет назад. Поверить в то, что нынешний кандидат в молдавские президенты изменил свое мировоззрение, может разве что ребенок.
Совершенно прав Вице-президент Центра политических технологий Сергей Михеев, в ответ на заявление депутата Госдумы Татьяны Яковлевой о том, что «мы ведем переговоры для того, чтобы произошло воссоединение Молдавии как в политическом, так и в территориальном плане. А Мариан Лупу заверил нас, что готов сесть за стол переговоров с представителями Приднестровья и менее категоричен в отношении их лидеров», заметивший, что «пока не совсем понятно, при чем здесь Кремль». По мнению Михеева, «Москву не интересуют националисты у власти. Если такой компромисс будет достигнут, это станет ошибкой руководства, которое не очень понимает, что там происходит. У нас были проблемы с Ворониным, который нам тоже много чего обещал. А если президентом станет националист, ни о каком выполнении своих обязательств речи быть не может – Москвой в очередной раз просто попользуются».
То, что к власти в Молдове пришли националисты, независимо от того, называют они себя либералами или демократами, понимают все. Да и правящая молдавская коалиция этого не скрывает, заявляя о необходимости интеграции национальных меньшинств в молдавское общество и возврата в общеобразовательный учебный курс «Историю румын». Да и фигура нынешнего главы молдавского парламента и временно исполняющего обязанности президента страны Михая Гимпу, являвшего одним из основателей националистического Народного фронта Молдовы, красноречиво говорит о том, кто сегодня находится у власти в Молдове. Но, к сожалению, никто не застрахован от ошибок. В свое время Москва поддержала Воронина, в чье правление в Кишиневе сжигали российские флаги и портреты Владимира Путина. Воронин сотрудничал с Рошкой – лидером Христианско-Демократической народной партии, и когда надо было завалить решение того или иного вопроса, например, придание русскому языку в Молдове статуса государственного, рошковцы выходили на улицу, усаживались около палаток и протестовали. На это молдавский президент Владимир Воронин разводил руками и говорил, что, дескать, народ выступает «против».
В 2005 году, в преддверие парламентских выборов в Молдове, некоторые российские политики выступали за поддержку альянса, возглавляемого Серафимом Урекяном, хотя тот особо и не скрывал своих политических мировоззрений, пропитанных националистическим душком. Не стоит исключать и вероятности того, что и на этот раз кто-то поверит обещаниям Лупу «не вступать в НАТО или присоединяться к Румынии».
Дело еще и в том, что от Лупу, даже если он и займет пост президента РМ, мало что будет зависеть. Демократическая партия, возглавляемая им, не имеет большинства в молдавском парламенте, к тому же в парламентской стране, коей является Молдова, президент имеет лишь представительские функции. Поэтому заявления Мариана Лупу, сделанные в Москве – это всего лишь неуклюжая попытка понравиться на смотринах, дабы заручиться поддержкой России. А та, чем черт не шутит, убедит Воронина простить «предателя», как окрестили Лупу коммунисты, и проголосовать за него на предстоящих выборах президента. А чтобы дело выгорело, Лупу даже пообещал подписать до конца нынешнего года соглашение о сотрудничестве между Демократической партией Молдовы и Партией «Единая Россия». Нужно ли это «Единой России» - не известно. А вот Лупу это было бы очень даже кстати. Это и есть тот случай, когда говорят «попользоваться» в отношении Москвы. Члены коалиции готовы пожертвовать такой фигурой как Лупу, сделав ее в некоторой степени «пророссийской», чтобы удержаться у власти. В надежде на то, что Кремль им поможет избрать Лупу президентом. Пусть в Кремле тешатся тем, что Лупу, якобы, «свой» - он фигура чисто декоративная. Принимать решения все равно будет парламент, в котором большинство исповедуют националистические и унионистские идеи. А руководить ими будет Михай Гимпу.
Конечно, Лупу менее радикален, нежели его собратья по коалиции, и на первый взгляд для ведения диалога он более предпочтителен, чем не скрывающие своих националистических и русофобских взглядов Михай Гимпу, Влад Филат и Серафим Урекян. Но это лишь на первый взгляд. На самом деле больших отличий между ними нет, иначе бы было невозможным само создание нынешней правящей коалиции. Понимание этого поможет избежать в будущем многих ошибок и просчетов.
Александр Галин