image001-11996.jpg

ОЛЬВИЯ-ПРЕСС

MOLDAVSKOGO NARODA. NET

Недавнее заявление премьер-министра Молдовы Владимира Филата о том, что новое руководство РМ намерено вернуть в общеобразовательные учреждения страны «курс истории румын» очень активно обсуждается в СМИ. Видимо, представители масс-медиа посчитали эту новость «сенсационной» (так она, во всяком случае, подается). Ведь, начиная с 2006 года, в молдавских школах преподавался «курс интегрированной истории».

image003-5760.jpgДействительно, для населения Молдовы, заявление главы правительства, свидетельствующее об его откровенных симпатиях к соседнему государству, имеет непосредственное значение. В какой-то степени важно это и для жителей Приднестровской Молдавской Республики. В очередной раз приднестровцы могли убедиться, что на политической сцене РМ нет положительной динамики. Судя по всему, корабль «молдовской» государственности так и не сошел с тех рифов, на которые наскочил в конце 80-х прошлого века. А официальный лозунг националистов эпохи Снегура «Мы румыны и точка!» так  и не потерял для руководства Молдовы своей актуальности.

Но в чем же молдавские журналисты усмотрели «сенсацию»? Нового, как будто, премьер-министр РМ ничего не придумал. Да и уместно ли жестко противопоставлять два образовательных курса: историю румын истории «интегрированной»? В таком случае, выходит, что коммунисты, находясь у власти, были активными поборниками укрепления самобытности молдавского народа, всемерно способствуя его национальной идентификации. А значит, для молдаван, не потерявших собственного достоинства, перемены к лучшему, всё-таки были?!

Итак, прошло 3 года с момента, когда в РМ был официально введен курс интегрированной истории. Даже если представить, что этот шаг как-то выбивается из общей концепции по сближению с Румынией, с точки зрения педагогики, 3 года - срок крайне малый для того, чтобы изменить сознание целого народа. Народа, который за последние 20 лет непрерывной государственной идеологической кампании в РМ уже почти смирился с мыслью о том, что «никаких молдаван нет и, более того, никогда не было – всё это выдумки сталинизма». Есть румыны. Ну и, конечно, «румыны, испорченные славянами» (так называемые «молдаване»).

Именно об этом все эти годы наперебой кричали глашатаи государственного румынизма в Молдове. А недавно познаниями в истории «порадовал» исполняющий обязанности президента РМ Михай Гимпу. Согласно реплике этого политика: «Советский Союз изобрел молдавскую нацию для того, чтобы оправдать оккупацию территории нынешней Молдавии». Шок? Но нет, все давно привыкли к мифам воинствующего румынизма, прочно закрепившимся в «молдовской» историографии. Её адепты совершенно не придают внимания таким мелочам, как «факты».  Многовековая история Молдавского княжества (образованного в ХIV веке – за полтысячелетия до того, как на политической карте мира появилась Румыния) их просто не интересует. Бессарабию, оккупированную Румынией в первой половине ХХ века, они почему-то считают «исконно румынской землей». Выходит, что молдаванами около 500 лет владели несуществующие румыны?!

Но, что там Бесарабия (междуречье Днестра и Прута). Румынская нация, по версии разработчиков «истории Румын» в молдавских школах, на протяжении своей многотысячелетней истории ведет героическую борьбу за создание единого великого государства, основы которого были заложены еще в дохристианскую эру. Эта империя включала территории многих независимых ныне государств Европы, на которых когда-то проживали «румынские» (т. е. фракийские) племена.

А в газете «Кишиневские новости» (№52 за 1997 г.) были опубликованы выдержки из брошюры доктора исторических наук Андрея Грозы, где, в частности, говорилось, что Х в. румыны «завладели землями по северу Черного моря и Крымом и начали проникать на Северный Кавказ». Понятно, что на фоне этих геополитических амбиций (в масштабах колоссальной фальсификации истории), территория современного Приднестровья, на которую продолжает претендовать руководство РМ, представляется скромной румынской провинцией. Стоит ли говорить о каких-либо историко-правовых обоснованиях? Согласитесь, ну кого из румынизаторов может заинтересовать фактологическая рутина, все эти отсылки к документам. Доказывать общеизвестное, ссылаться на акт, столь ненавистного историкам из Молдовы, сталинского руководства, благодаря которому Левобережье Днестра впервые вошло в состав Молдавского государства – стоит ли?

Извратить историю сильнее, чем её исказили румынисты, пожалуй, просто невозможно (один знакомый приднестровский историк, полушутя говорил студентам, что в Молдове есть ученые, которые склонны считать первого неандертальца… румыном).

Но всё это хорошо известно. Нового «новая власть» так ничего и не придумала. Так в чем же дело? Чем, по большому счету, отличаются действия новых властей от бездействия Владимира Воронина, который предпочитал ограничиваться эпизодическим и каким-то показным осуждением румынизма. Владимир Николаевич не только не осудил действия националистов конца 80-х – начала 90-х годов, затеявших братоубийственную войну на берегах Днестра, но и не отменил ничего из их «достижений». Всё это осталось прежним: молдавский язык, переведенный в 1989 году на абсолютно чуждую ему латинскую графику (по образцу румынского), государственные символы РМ, которые практически невозможно отличить от румынских (собственно молдавский герб, кстати, в несколько раз древнее). 

Могут возразить, что Владимир Воронин в 2006 году позволил заменить историю румын (повсеместно изучавшуюся в Молдове до той поры) на «интегрированную». Наверное, руководствуясь этим аргументом, противники правящей коалиции, станут противопоставлять действующее руководство «патриотически настроенным» коммунистам Воронина (так мы и приходим к пониманию упомянутой «сенсации»)

Но, вдумайтесь, лидеры «Альянса за европейскую интеграцию» против преподавания курса «интегрированной истории». Как такое, вообще, может быть, если сам курс этот задумывался в целях сближения с Европой?

На самом же деле, принципиальных различий в двух «историях» для самих молдаван нет. Ни в одной из них собственно исторический путь молдавского народа и его многовековая культура не попадали в поле пристального внимания разработчиков.

Так, ещё в 2006 году, комментируя внедрение «интегрированного» варианта в школах РМ, министр просвещения Виктор Цвиркун пояснил, что «сначала этот курс воспринимался как дисциплина, которая якобы исключит другие предметы, такие, как всемирная история и история

Румын… Но, впоследствии, преподаватели и гражданское общество убедились в том, что основанная на принципе интегрирования историческая дисциплина не призвана исключать чего-либо». По словам министра просвещения, «в рамках этого курса объединены принципы, характерные как для нашего, так и для европейского общества. В частности, речь идет о прививании учащимся толерантности, навыков выслушивать мнение других, чтобы затем создать свое собственное мнение об использовании различных исторических источников».

            Вот, собственно, и всё. Различия лишь в воспитательных акцентах и в мало понятных обывателю методологических тонкостях (история румын, таким образом, просто рассматривается в контексте общеевропейской).

            Весьма показательна и реакция общественности Молдовы на «нововведение». Опять же, по словам известного чиновника, «абсолютное большинство граждан страны, педагогических кадров и большинство историков согласно с курсом на европейскую интеграцию и необходимость изучать интегрированную историю».

            Стоило ли удивляться победе на парламентских выборах 2009 года «румынистов-интеграторов»? Их приход к власти сам Владимир Николаевич и подготовил. Филат же всего-навсего расставил необходимые акценты, подкорректировав то, что и так не было принципиальным: вместо «интегрированной» будет снова «История румын». Это и понятно, путь в Европу для Молдовы, по мнению руководства этой страны, лежит через интеграцию с Румынией. Всё остальное – нюансы, тактические тонкости. Вопрос о защите национальных интересов молдавского народа, самобытность которого последовательно оберегается лишь в Приднестровской Молдавской Республике, в планах ведущих  государственных деятелей Молдовы не значится (или же, не является приоритетным). Почему? Вспомним слова исполняющего обязанности президента РМ Михая Гимпу: народа такого просто нет – его придумали в советское время. И точка…

Николай Феч