МОЛДОВУ ЖДЕТ ЖАРКОЕ ЛЕТО
Итак, коммунистам во второй раз так и не удалось уговорить оппозицию участвовать в выборах президента страны, и теперь Молдову ждут повторные парламентские выборы. Самоуверенность главы молдавского государства Владимира Воронина сыграла с ним злую шутку. Еще недавно он заявлял о том, что и не думает искать недостающий для избрания президента так называемый «золотой голос», дескать, он сам найдется. Но оказалось, что оппозиция гораздо тверже и сплоченнее, чем думали коммунисты.
Напомним, что на парламентских выборах, прошедших в Молдове 5 апреля, правящая ПКРМ получила 60 депутатских мандатов – достаточное количество для избрание спикера, но не для выдвижения кандидатуры президента из своих рядов. Всего лишь одного голоса не хватало коммунистам, чтобы единолично избрать главу государства, лишив оппозицию всякой надежды на какую-либо значимую роль в управлении государством. Казалось бы, до заветной цели Воронина и его сподвижников вновь возглавить страну оставался сущий пустяк – найти того, кто за деньги ли, за высокий государственный пост или еще проще, путем шантажа будет вынужден переметнуться в стан врага, но этого не произошло. Переговоры с оппозиционными партиями, которые вел вице-спикер вновь избранного парламента Владимир Цуркан, так же ни к чему не привели. Последняя попытка договориться была предпринята вчера на заседании парламента. Сам Воронин решил спуститься с небес и побеседовать с лидерами оппозиции. Однако те были непреклонными. Лидеры Либерально-демократической партии Влад Филат, Либеральной партии Михай Гимпу и Альянса «Наша Молдова» Серафим Урекяну отказались от предложенной им коммунистами широкой парламентской коалиции.
Таким образом, вторая попытка избрать президента Молдовы провалилась. Согласно Конституции страны, теперь действующий глава государства Владимир Воронин объявит о роспуске парламента и проведении новых выборов, которые должны состояться в течение трех месяцев со дня роспуска предыдущего состава парламента.
Новые выборы будут гораздо жестче, чем предыдущие. Учитывая апрельский опыт, оппозиция сделает все, чтобы не допустить фальсификаций и подтасовок, благодаря которым коммунистам удалось набрать большинство голосов в парламенте. Да и сама ПКРМ вряд ли решится столь нагло манипулировать избирательным процессом, занимаясь вбросом бюллетеней, включая в них «мертвые души» и т.д. Некоторые эксперты даже предполагают, что в Молдове не исключено повторение украинского варианта «цветной» революции, когда народные массы, недовольные властью на фоне обострения экономической ситуации в республике, выйдут на улицы, вынудив коммунистов отказаться от дальнейшей борьбы за власть.
То, что Молдову ждут новые потрясения, сомневаться не приходится. Вновь избранное молдавское правительство, по сути, будет временным, причем, при отсутствии парламента, оно не сможет принимать достаточно важные решения по управлению страной, к примеру, связанные с бюджетом, его перераспределением и т.д. В условиях мирового финансового кризиса это еще больше усугубит ситуацию в Молдове. К тому же не стоит забывать, что из-за кризиса в Молдову вынужден возвращаться наиболее протестный электорат – гастарбайтеры. Только за последние полгода в страну вернулись сто тысяч человек трудоспособного возраста, которые вряд ли смогут найти работу у себя дома. Если основной электорат коммунистов – пенсионеры, все еще верящие в лозунги времен социализма, которыми их пичкает ПКРМ, то более молодое поколение вряд ли будет голосовать за тех, кто за восемь лет своего правления довел Молдову до полной нищеты и разрухи.
Еще одним фактором, который способен привести Молдову прямиком к цветной революции являются бездоказательные и в то же время яростные нападки на Румынию, которую коммунисты обвинили в организации беспорядков 7 апреля. Решение молдавских властей о высылке из страны румынского посла, объявленного персоной нон-грата, а также введение визового режима для граждан этого государства не только настроило Бухарест против Кишинева, но и вызвала бурю негодования у прорумынски настроенной части населения Молдовы. К тому же, за те три месяца, в течение которых Молдова будет готовиться к новым парламентским выборам, могут всплыть реальные факты, проливающие свет на то, кто же фактически был организатором кишиневских беспорядков. Ведь до сих пор не известно, кто руководил провокаторами, подбившими толпу громить здания парламента и президентуры. По версии ряда аналитиков – это были сами коммунисты, решившие таким образом дискредитировать оппозицию в глазах молдавского электората и мирового сообщества. Если эти догадки документально подтвердятся, на коммунистах можно будет ставить жирный крест.
В любом случае, лето в Молдове будет жарким. Оппозиция постарается сделать все для того, чтобы одержать победу на повторных выборах. В то же время коммунисты, понимающие, что шансы на то, что власть может выскользнуть из их рук, весьма велики, по всей видимости, предпримут беспрецедентные по своим масштабам карательные меры. Шантаж, запугивания, слежка, сфальсифицированные уголовные дела, аресты - уже привычный арсенал молдавских властей в борьбе против неугодных политиков и общественных деятелей. Чем закончится противостояние судить пока рано. Сегодня ясно лишь одно, кто бы не победил на повторных выборах – коммунисты или радикальные прорумынские силы, жизнь простых граждан Молдовы не изменится. Самая нищая страна европейского континента все более погружающаяся в пучину мирового финансового кризиса, обречена на прозябание на задворках Европы. Мечта о вступлении в Евросоюз, в случае очередной победы коммунистов, еще долгие годы так и останется мечтой. Но даже если сегодняшняя оппозиция, победив на выборах, поведет Молдову в объятия Румынии, уже являющейся членом ЕС, положение простых людей не только не улучшится, но станет гораздо хуже. Ибо для Румынии Молдова – это всего лишь сырьевой сельскохозяйственный придаток, поставщик дешевой рабочей силы, но самое главное – провинция с второсортным населением, бесправным и безропотным. Так было всегда, так будет и впредь.
Что же касается Приднестровья, то независимо от того, кто в Молдове займет место у руля, ожидать, что Кишинев откажется от притязаний на левобережье Днестра не приходиться. Для молдавской политической элиты потерять Приднестровье равносильно расписаться в своей политической несостоятельности. Конечно, есть вероятность, что с победой ультраправых прорумынских сил Молдова войдет в состав Румынии, отказавшись от дальнейших посягательств на территорию ПМР. Но вероятность эта ничтожно мала. Ни Кишинев, ни тем более Бухарест, не захотят отказаться от промышленно-развитого Приднестровья. События 90-х годов прошлого века наглядно показали это, когда пришедший к власти Народный фронт вместо того, чтобы воплотить в жизнь свою главную цель – объединение Молдовы с Румынией, предпочел начать агрессию против ПМР дабы вернуть левобережные территории в состав молдавского государства. Если бы Приднестровье не смогло отразить агрессию, Молдова давно бы была в составе Румынии.
Сегодняшние прорумынские партии ничем не отличаются от своих предшественников из НФМ. За двадцать лет цели и задачи молдавских националистов практически не изменились. Впрочем, и коммунисты давно продемонстрировали, что им не чужды идеи, провозглашенные в дни национального подъема, в том числе касающиеся будущей судьбы Приднестровья.
По большому счету, сегодня приднестровцам абсолютно безразлично, кто в конечном итоге окажется у власти в соседней стране. Народ ПМР давно определил путь развития созданного им государства. И то, что сегодня происходит в Молдове, наглядно доказывает правильность выбранного им пути.
А. Галин