ОЛЬВИЯ-ПРЕСС
МОЛДО-ПРИДНЕСТРОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: 18 ЛЕТ СПУСТЯ
Ушел в прошлое 2008 год. Год так
и не ставший переломным в молдо-приднестровских отношениях. Несмотря на
признание суверенитета Косово, Южной Осетии и Абхазии, Приднестровье так и не
обрело долгожданной независимости. Пока не обрело. Мир
изменился, изменились и сами молдо-приднестровские отношения. Пример Южной
Осетии и Абхазии наглядно показал приднестровскому народу, что свобода и
независимость возможны и достижимы. Кто-то еще верит, что можно соединить не
соединяемое, верит в добропорядочность Кишинева, его благие намерения в
отношении Приднестровья. Или делает вид, что верит. Запад добивается своей цели
– ликвидации пророссийского Приднестровского государства, Восток борется за
расширение своего влияния на весь регион. Почему-то не берется во внимание, что
Молдова и Приднестровье едут на разных поездах, все дальше и дальше уходящих от
станции под названием МССР. Едут в разных направлениях, и в ближайшей и
среднесрочной перспективе пути РМ и ПМР не пересекутся. С каждым годом это
становится все более очевидным фактом.
И последняя встреча лидеров двух государств – Республики Молдова и
Приднестровской Молдавской Республики 24 декабря как нельзя наглядно
продемонстрировала это.
Если не вдаваться в подробности, можно отметить, что и приднестровская, и молдавская стороны так и остались при своем мнении в отношении путей разрешения молдо-приднестровского конфликта. Приднестровье считает, что урегулирование возможно лишь на основе установления добрососедских отношений между двумя государствами, что отражено в проекте Договора о дружбе и сотрудничестве между ПМР и РМ, который президент Молдовы Владимир Воронин во время встречи 24 декабря категорически отверг.Молдова, в свою очередь, настаивает на разрешении конфликта путем признания Приднестровьем Закона РМ «Об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра», где ПМР отведен статус автономно-территориального образования в составе РМ, а также Декларации о принципах и гарантиях окончательного приднестровского урегулирования.
В общем-то, все точки над «i» расставлены, урегулирование на диаметрально противоположных позициях невозможно, разумеется, если не будет силового вмешательства. Фактически за 8 лет правления, коммунистические власти завели молдо-приднестровские отношения в глухой тупик.
Анализируя сегодняшнее состояние молдо-приднестровских отношений, все очевиднее становится предопределенность происходящего, вызванная тем, что за 18 лет раздельного существования РМ и ПМР в Кишиневе так и не поняли – Приднестровье никогда не было и не может быть частью Молдовы. 50 лет совместного социалистического сосуществования – не повод требовать продления «неравного брака» на веки вечные. Все три молдавских президента, увы, этого так и не поняли.
Националист Мирча Снегур – первый президент РМ, при котором антироссийские настроения и разгул национал-фашистов в Молдове достигли своего пика, и в мыслях не допускал признания независимости Приднестровья. Именно в бытность Снегура президентом молдавские националисты решили навести «конституционный порядок» в Приднестровье при помощи оружия.
Второй президент РМ Петр Лучинский с приходом к власти громко заявил, что намерен решить проблему в кратчайшие сроки. И начал с того, что попытался отказаться даже от тех договоренностей, которые, хоть и не выполнялись молдавской стороной, но все же были подписаны при Снегуре. Не получилось. Есть гаранты и посредники переговорного процесса, которые строго придерживаются позиции соблюдения принятых ранее договоренностей и считают, что смена руководства не является основанием для отказа от принятых государством обязательств. Вынужденный признать это, Лучинский подписал положения, зафиксированные в Московском Меморандуме 1997 года «Об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем», определившие основные принципы во взаимоотношениях ПМР и РМ, закрепившие ряд достигнутых ранее договоренностей и предоставившие право ПМР самостоятельно устанавливать экономические, культурные и научно-технические связи с другими государствами. Разумеется, ни о каком признании независимости Приднестровья при администрации Лучинского не велось, но определенные позитивные шаги в отношениях двух государств были сделаны.
С приходом к власти коммунистов во главе с Владимиром Ворониным, прорвавшимся в парламент на лозунгах вступления Молдовы в Союз России и Белоруссии, придания статуса государственного русскому языку и т.п., появилась надежда, что урегулирование конфликта возможно.
9 апреля 2001 года Игорь Смирнов и Владимир Воронин по итогам первой своей встречи подписали совместное заявление, в котором выразили приверженность принципам мирного урегулирования, взаимосогласованных решений и равенства сторон. В заявлении говорилось о намерении рассмотреть вопрос о вступлении в Союз Белоруссии и России, о придании русскому языку статуса государственного, а также о взаимном признании документов, улучшении экономической ситуации и т.д.
Затем 16 мая состоялась новая встреча президентов. На ней были подписаны документы, в которых оговаривалось возмещение Приднестровью ущерба, нанесенного во время вооруженного конфликта 1992 года. Кроме того, была принята договоренность о гармонизации налогового и таможенного законодательства. Отметим сразу, что ни одна из подписанных на этих встречах договоренность Молдовой так и не была выполнена. Но самое главное, молдавской стороной на той же встрече 16 мая 2001 года был распространен документ о статусе Приднестровья в составе Молдовы, который, по сути, ставил ПМР в зависимое положение от РМ. В документе, в частности, говорилось:
1. Республика Молдова является вверенным, территориально целостным, независимым государством, единственным субъектом международного права, членом ООН.
2. Приднестровье является автономным государственно-территориальным образованием с особым статусом в составе Республики Молдова в границах Молдавской ССР на 1 января 1990 г.
3. Приднестровье имеет Конституцию, на основе которой формирует законодательную, исполнительную и судебную власти, флаг, герб, гимн. Символика Приднестровья используется наряду с символикой Республики Молдова.
4. Конституция Приднестровья не должна противоречить Конституции Республики Молдова.
5. В Приднестровье наравне с молдавским языком статус официального имеют русский и украинский языки.
А теперь для сравнения приведем выдержки из Закона РМ 2005 года «Об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра», на основании которого в 2008 году Молдова предлагает разрешить молдо-приднестровскую проблему.
Статья 3. В составе Республики Молдова учреждается автономно-территориальное образование с особым правовым статусом – Приднестровье. Приднестровье является неотъемлемой составной частью Республики Молдова и в пределах полномочий, определенных Конституцией и другими законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению.
Статья 4. Представительным органом Приднестровья является Верховный Совет, который является высшим органом законодательной власти Приднестровья, обладающим правом принятия законов местного уровня и иных нормативных актов в пределах своей компетенции. Верховный Совет Приднестровья принимает Основной закон Приднестровья. Основной закон Приднестровья и внесенные в него изменения и дополнения не могут противоречить Конституции Республики Молдова.
Статья 5. Суды, органы Прокуратуры, Управление Службы информации и безопасности и Управление внутренних дел Приднестровья являются составной частью единой системы судебных инстанций и единой системы правоохранительных органов Республики Молдова и осуществляют свою деятельность по отправлению правосудия, обеспечению правопорядка и безопасности государства на основе законодательства Республики Молдова.
Статья 6. Приднестровье имеет свою символику, которая применяется наряду с символикой Республики Молдова. Официальными языками Приднестровья являются молдавский язык на основе латинской графики (румынский), украинский и русский языки.
Статья 7. Приднестровье в лице ее законодательной и исполнительной власти и органов местного управления соблюдает на своей территории Конституцию, другие законы и нормативные акты Республики Молдова, выполняет общегосударственные программы социально-экономического и культурного развития.
Статья 8. Приднестровье в интересах всего населения самостоятельно решает вопросы правового, экономического и социального развития, отнесенные к его ведению Конституцией и другими законами Республики Молдова и законодательством Приднестровья.
Статья 9. Приднестровье имеет право устанавливать и поддерживать внешние контакты в экономической, научно-технической, гуманитарной областях в порядке, предусмотренном законодательством Республики Молдова
Статья 10. Земля, воды, недра, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, находящиеся на территории Приднестровья, являются собственностью всего народа Республики Молдова и одновременно составляют экономическую основу Приднестровья
Статья 11. Разграничение полномочий между центральными органами власти Республики Молдова и органами власти Приднестровья будет осуществлено на основе Закона Республики Молдова об особом правовом статусе Приднестровья и в соответствии с законодательством Республики Молдова.
Как видим, за 8 лет правления коммунистов в Молдове позиция официального Кишинева по формам и методам разрешению молдо-приднестровского конфликта не изменилась. Как и тогда, так и сейчас Приднестровью предлагают статус, сравнимый со статусом рядового молдавского уезда, в котором безраздельно властвуют центральные власти Молдовы.
Недоговороспособность молдавских властей в течение 18 лет раздельного существования РМ и ПМР, полный отказ от выполнения всех ранее принятых договоренностей, нежелание прислушаться к доводам Приднестровья о законности и правомерности отделения ПМР от РМ, отказ от признания того факта, что Молдова собственноручно разорвала единственный связывающий оба берега Днестра документ – Пакт Молотова-Риббентропа, на основании которого Бессарабия была присоединена к Молдавской Автономной ССР, то есть к территории современного Приднестровья, являющегося правопреемником МАССР – все это все больше и больше заводит в тупик молдо-приднестровские отношения.
В случае очередной победы коммунистов на предстоящих парламентских выборах в Молдове весной 2009 года, ситуация в молдо-приднестровских отношениях коренным образом не изменится. Конечно, возможен вариант, когда к власти в РМ придут политические силы, для которых вопрос Приднестровья не будет первоочередным. Как считает министр иностранных дел ПМР Владимир Ястребчак, «в ближайшие несколько лет к власти в Молдове может прийти команда, для которой приднестровская проблематика отойдет на второй план. При определенных обстоятельствах эта команда будет готова отказаться от борьбы за Приднестровье ради скорейшего вхождения в Европейский Союз».
По мнению Владимира Ястребчака, после парламентских выборов 2009 года в Молдове будет некий переходный период, в результате которого ключевые позиции во власти займет новое поколение политиков и дипломатов. «Для них Приднестровье уже не будет иметь особой актуальности и ценности. Это люди, основывающие свое мировоззрение на несколько иных ценностях по сравнению с постсоветским поколением политиков». Поэтому, по мнению главы внешнеполитического ведомства Приднестровья, в условиях переходного периода, поэтапной смены молдавских элит вряд ли кто-то в Кишиневе решится форсировать процесс молдо-приднестровского урегулирования.
До парламентских выборов в Молдове осталось несколько месяцев. Согласно данным социологических опросов, рейтинг у коммунистической партии по-прежнему высок, хотя и не настолько велик, как это было в 2001 году. Чтобы ПКРМ вновь пришла к власти, получив большинство мест в правительстве и избрав из своих рядов нового президента страны, ей придется создавать постэлекторальную коалицию. Исходя из опыта выборов 2005 года, можно предположить, что коммунистам это удастся. В насквозь коррумпированной стране политические предпочтения определяются степенью материальных благ и высотой занимаемых кабинетов. Так что есть реальный шанс на то, что коммунисты еще какое-то время будут оставаться у руля, а номинальный президент, выбранный большинством голосов вновь избранного парламента, будет лишь послушной марионеткой в руках старого молдавского кормчего. Поэтому ожидать, что в ближайшее время политика Молдовы в отношении Приднестровья коренным образом изменится, нельзя.
Также сохраняется вероятность, что для разрешения конфликта между Кишиневом и Тирасполем могут быть применены радикальные меры. Вполне резонно предположить, что после молдавских выборов Запад руками Кишинева ужесточит давление на ПМР – политическое, экономическое, информационное. Возможны три варианта развития событий. Первый – произойдет очередная заморозка конфликта на неопределенный срок в связи с невозможностью его разрешения на данном этапе. Второй – попытка силового подчинения Приднестровья, причем, не обязательно военным путем, а, скажем, посредством планомерного экономического удушения. Для этого достаточно отменить «специальный» таможенный режим для приднестровских предприятий и осуществить переход на экономические отношения на общих основаниях, то есть с уплатой в Молдову всех налогов и сборов, что поставит предприятия ПМР на грань выживания из-за невозможности платить налоги в бюджет обоих государств. И, наконец, третий вариант – признание независимого статуса ПМР международным сообществом.
Одно можно сказать с уверенностью - 2009 год в политическом отношении будет не менее сложным для Приднестровья, чем 2008.