Итак, главная сентенция Плана Брагиша – передача Приднестровья в концессию России на 30 лет. Согласно грёзам молдавских социал-демократов, Россия должна вложить в развитие региона порядка 3 миллиардов долларов США, после чего передать его Молдове. Плюс к этому, такая же сумма должна поступить в молдавский бюджет в качестве платы за концессию, которые, по мнению Дмитрия Брагиша, должны пойти на финансирование антикризисных мер в самой Молдове. Но аппетит лидера «эсдеков» живыми деньгами не ограничился. Кроме «живых денег» в качестве платы за концессию, Россия должна снять все таможенные сборы с молдавских товаров и предоставить право свободно работать на территории Российской Федерации гражданам Республики Молдова, обеспечив при этом равные с россиянами социальные права. В Молдове и так денежные переводы из-за границы давно уже пора официально вводить в доходные статьи бюджета. Не мог обойти вниманием Дмитрий Брагиш и проблему энергоносителей. На его взгляд, Россия за переданное на 30 лет Приднестровье обязана будет ещё поставлять Молдове практически даром электроэнергию и газ.
Но задумывался ли лидер социал-демократов о самой возможности передать в концессию другому государству территорию, фактически не принадлежащую «концеденту» (концедент – государство, передающее на правах концессии кому-либо свою собственность). Дмитрий Брагиш и сам признался в том, что юрисдикция Кишинёва не распространяется на Приднестровье. «До тех пор, пока на территории Приднестровья будут функционировать самопровозглашенные власти ПМР и будут все свои действия аргументировать от имени жителей, проживающих на территории Приднестровья, то власти Молдовы не смогут реализовывать конституционное право на территории левобережья Днестра», - заявил всё на той же пресс-конференции лидер «эсдеков». Ну, невозможно продать, сдать в аренду или подарить, скажем, украденный автомобиль. Впрочем, Брагиш, вероятно, так не считает.
О целесообразности подобного шага с точки зрения России говорить не приходится. Может быть, Дмитрий Брагиш составлял свой план в расчете на идиотов? И не только по тому, что ей как потенциальному концессионеру предлагается регион, фактически не принадлежащий «концеденту», но и с точки зрения экономической выгоды. Если Москва готова финансово поддерживать регион, в котором немало российских граждан, то это вовсе не означает, что она заинтересована здесь что-либо строить, чтобы затем всё отдать даже не Приднестровью, а Молдове. Причём отдать без малейшей капли уверенности в том, что после истечения срока «концессии» всё это будет принадлежать приднестровцам, ради которых она, по мнению молдавских социал-демократов, должна согласиться на грабительские условия «концедента». А условия действительно грабительские, достаточно взять уже приводившиеся цифры, не говоря уже о политических условиях «концессии».
Сверхидея СДПМ заключается в том, что переход Приднестровья под юрисдикцию России должен будет повлечь ликвидацию всех приднестровских государственных институтов. Более того, в качестве условий «концессии» Дмитрий Брагиш предлагает ликвидацию российского военного присутствия в Приднестровье. Еще социал-демократы собираются за счёт опять- таки России создать на территории ПМР лингвистический центр, который бы занимался обучением населения румынскому языку. Итак, согласно мечтаниям Брагиша, динамично развивающаяся за российский счёт Молдова после трёх десятков лет юрисдикции России над Приднестровьем должна будет получить регион, что называется, «под ключ»…
Складывается такое впечатление, что речь идёт о контрибуции и репарационных выплатах, а не о переходе на три десятилетия территории на правах концессии. Некоторые молдавские политологи додумались до того, чтобы сравнивать предложение Брагиша с дарением Китаю Великобританией Гонконга (Сянгана). А вообще, кто сказал, что британская корона владела городом на правах концессии? Хотелось бы посмотреть на выражение лиц британских дипломатов, заключавших Нанкинский договор с Китаем (по которому собственно в 1842 году и отошёл Гонконг к Великобритании), если бы они нечто подобное услышали из уст мандаринов. Лица бы выражали полнейшее недоумение.
Любителям проводить неуместные аналогии стоит напомнить, что китайцы, кроме Гонконга, выплатили ещё и огромную контрибуцию, а плюс к этому им пришлось ещё и компенсировать стоимость изъятого перед Первой Опиумной войной зелья, давшего название британско-китайской «разборке». Кроме того, китайское правительство обязалось открыть для иностранной торговли пять городов, включая Шанхай. Но ещё больше диву даёшься, что те же самые «эксперты» утверждают, что Великобритания тогда обязалась вернуть Гонконг Китаю спустя 99 лет. Откуда, господа «политологи», вы взяли эту цифру? Да, действительно, спустя без года столетие, после того, как Гонконг стал колонией Соединённого королевства, британская корона его потеряла. На время, правда… Но Британию тогда никто не спрашивал, желает она передавать свою колонию кому бы то ни было или нет. Если уж выражаться языком молдавских «политологов», то на правах «концессии» тогда же Великобритания передала кроме Гонконга ещё и Сингапур, Бирму, Малайю, часть Индии. Вообще-то тогда в данном регионе «концедентов» было достаточно. Кроме Великобритании, «концессию» на всю Ист-Индию (нынешнюю Индонезию) «оформила» Голландия. США «согласились» передать Филиппины и ещё многочисленные острова в Тихом океане. Правда, все эти «концессии» оформлялись с помощью авианосцев, линкоров и крейсеров японских адмиралов Ямамото, Нагумо, Касимура и т.д... И только лишь в конце 70-х годов прошлого столетия, с целью нормализации отношений с КНР, Британия согласилась вернуть Гонконг Китаю, практически ничего при этом не потеряв. Гонконгцы или сянганцы, кстати, тоже…Китайцы, заключая соответствующий договор, обещали уважать особый статус города, и вот уже почти 12 лет (Гонконг был возвращён в 1997 году), как своё слово держат, вообще не вмешиваясь в гонконгские дела. Почти весь капитал, сконцентрированный в автономном округе Сянган, либо местный, либо британский. Местная власть, как была, так и осталась. Сохранилось и местное законодательство. Но это в Гонконге.
Для Приднестровья же, как уже говорилось, Брагиш вообще после окончания российской «концессии» не оставляет ничего. Разве что двойное российско-молдавское гражданство и два официальных языка – русский и румынский. Да и то, регион, не обладающий никакими абсолютно правами, запросто впоследствии может лишиться и последних, оставляемых ему социал-демократами, привилегий. Причём, заметьте, «эсдеки» даже в расчет не берут то обстоятельство, что на территории Приднестровья проживают ещё и граждане Украины. Более того, лидер «эсдеков» договорился до того, что Российская Федерация должна взять на себя обязательство обеспечить «доступ к избирателям (в Приднестровье) всех политических формирований и соблюдать все требования Кодекса о выборах Республики Молдова».
Почти на сто процентов можно утверждать, что в реальность своего «плана» не верит и сам лидер социал-демократов. Кого в таком случае хочет обмануть Дмитрий Брагиш? Ответ прост - только свой электорат, да некоторых молдавских «политологов», не умеющих считать до ста…