image001-10148.jpg

ОЛЬВИЯ-ПРЕСС

СВОИ В ДОСКУ

Ох, как же хочется молдавским властям представить все так, будто правый и берег Днестра есть одно целое и неделимое государство, что люди, живущие в Молдове и Приднестровье  - один народ, которому и делить-то нечего, они ведь братья, и любят друг друга по-братски. А то, что убивала молдавская военщина своих приднестровских «братьев» совсем не по-родственному, то это было давно, пора бы это и забыть, и вообще, кто старое помянет – тому глаз вон. Вот, например, Владимир Воронин – лидер молдавских коммунистов, он давно забыл о войне на берегах Днестра, забыл о том, что собирался наказать виновных в разжигании агрессии, забыл извиниться перед приднестровским народом за убийство сотен мирных граждан, и теперь глаз ему никто не выколет. И теперь старается убеждает он и приднестровцев и мировое сообщество в том, что нет двух разрозненных народов, живущих по разным берегам Днестра, а есть один, и ко всем в image003-4152.jpgКишиневе относятся одинаково. Чтобы в это поскорее поверили, молдавское руководство твердит: «принципиально важно, чтобы жители Приднестровья видели, что сам Кишинев без всякого внешнего влияния видит их полноправными гражданами единой страны, что сам Кишинев готов предоставить Приднестровью самые широкие полномочия, что это именно наше искреннее желание и наша суверенная позиция. Это, пожалуй, самая важная... историческая гарантия и решения приднестровской проблемы, и жизнестойкости самой молдавской государственности», и «мы не разделяем граждан нашей страны на тех, кто живет в сепаратистской зоне, и тех, кто живет на этой стороне Днестра».

Недавно это в очередной раз озвучил молдавский президент в интервью румынскому телеканалу "N24". А чтобы в это поверили, хотя бы за рубежом, Кишиневу важно представить какие-то доказательства своей «пламенной любви» к приднестровскому народу и отческой заботы о нем. А так как таковых доказательств нет, приходится заниматься мифотворчеством. Так рождаются современные молдавские сказки о добрых Фэт-Фрумосах, сидящих в высоких кишиневских кабинетах и днем и ночью сражающихся во благо приднестровского народа против всяких Лауров-Балауров, мешающих приднестровскому народу понять, как о нем пекутся эти самые Фрумосы.

Новая сказка, рассказанная румынскому телеканалу Ворониным, тех, кто не знает реального положения дел, пожалуй, и могла ввести в заблуждение. Ведь сам же президент молдавского государства заявляет, что «население приднестровского региона пользуется всей поддержкой молдавских властей». Не частичной, не эпизодичной, а всей! Наверное Владимир Воронин имел в виду введение новых правил таможенного оформления грузов приднестровских хозяйствующих субъектов, из-за чего ежегодно Приднестровье теряет порядка 35 миллионов долларов. И конечно такую «заботу» в полной мере ощущают все жители ПМР.  

Видимо под словом «поддержка» Владимир Воронин подразумевал отказ Кишинева признавать документы, выданные в Приднестровье. Теперь каждый приднестровец, желающий выехать за пределы ПМР должен пройти процедуру ноастрификации документов. Причем всех. Начиная от школьного аттестата и заканчивая любыми другими. Не стоит сомневаться – деньги от этих процедур идут Кишиневу.

Может быть под словом «всей» подразумевается лишь выдача молдавских паспортов ряду приднестровских граждан, которые вынуждены были их получать, дабы не оказаться невыездными по причине непризнанности приднестровских паспортов, да еще тот факт, что в Молдове обучаются студенты, родом из Приднестровья.  Однако сии малозначительные факты Ворониным с помпой преподносятся, как «особая помощь населению приднестровского региона».

Оставим на совести молдавского президента весьма завышенные цифры граждан Молдовы, живущих в Приднестровье, и студентов с левого берега Днестра, получающих образование на правом. Он, в частности утверждает, что жителям ПМР было «выдано более 340 тыс. паспортов», однако, согласно данным переписи населения, проводившейся в Приднестровье в 2004 году, молдавское гражданство имели всего лишь 107600 человек. За четыре прошедших с этого времени года эта цифра, по мнению Воронина, выросла больше чем в 2 раза, что, мягко говоря, не соответствует действительности. Причин для массового принятия молдавского гражданства у приднестровцев не было, тем более, что Москва ввела облегченный режим для получения гражданства России. По логике же Воронина за 13 лет существования Республики Молдова гражданство этой страны приняли 107,5 тысяч приднестровцев, а за последние четыре года более 230 тысяч. Неубедительно как-то. Однако Воронину это нужно. Сообщая в марте прошлого года о выдаче более 300-м тыс. приднестровских граждан удостоверений личности Республики Молдова, Воронин мотивировал стремление Кишинева объединить страну тем, что «и на левом, и на правом берегах Днестра живут граждане Молдовы. Мы – один народ, и потому мы должны жить вместе». То есть, по мнению Воронина, о какой самостоятельности Приднестровья может идти речь, если почти 60 % ее населения являются гражданами Молдовы. Как видим, за минувший год Воронин записал в молдавское гражданство еще 40 тысяч приднестровцев. Откуда он их взял при естественной убыли населения ПМР, остается загадкой природы.

Та же загадка и со студентами. Как в Молдове могут учиться «более 10 тысяч молодых людей из левобережья Днестра», как заявляет Воронин, когда, к примеру, в 2008 году в Приднестровье было всего 4218 выпускников школ, годом раньше – 4686. Если взять количество выпускников за 5 лет (столько в среднем длится обучение в вузе), то эта цифра составит порядка 22,5 тысяч человек. Сегодня только в Приднестровском государственном университете учатся 12,5 тысяч человек, подавляющая часть которых – граждане Приднестровья. К тому же не стоит забывать, что многие приднестровские школьники поступают в российские и украинские вузы, или вообще никуда не поступают, а устраиваются на работу. Так что и эту цифру Воронин сильно завысил. Делает он это все с той же целью – показать, что приднестровцы уже являются составной частью молдавского социально-политического пространства, имея молдавское гражданство, получая молдавское образование или же работая на предприятиях, зарегистрированных в Молдове.

Выступая в эфире румынского телеканала, Воронин сообщил, что до 2001 года в госучреждениях Республики Молдова не было зарегистрировано ни одного экономического агента из Приднестровья. Сегодня в Торгово-промышленной палате РМ уже зарегистрировано 505 экономических агентов, «которые выполняют все торговые операции на основании законных документов официальных органов Республики Молдова. Это, - как признался молдавский президент, - одно из решений и очень серьезный и ответственный шаг с нашей стороны, чтобы, вовлечь их в единое экономическое пространство нашей страны». То есть, развязав в 2006 году вместе с Украиной и под руководством Запада полномасштабную экономическую блокаду ПМР при этом нарушив взятые Молдовой на себя обязательства не препятствовать Приднестровью вести самостоятельную внешнеэкономическую деятельность, что было оговорено в Московском меморандуме 1997 года, Кишинев решил «вовлечь», а точнее силовыми методами заставить приднестровские предприятия пройти регистрацию в Молдове. В результате этого «вовлечения», Молдова, нарушив международные нормы и собственные договоренности, наложила налогово-экономическую дань на Приднестровье. Ежегодно предприятий ПМР теряют порядка 35 миллионов долларов, 30 миллионов из которых являются дополнительными платежами в молдавскую казну за оформление грузопотока, экологических сборов и т.д. Достаточно сказать, что только Молдавский металлургический завод ежегодно теряет $10 млн. на таможенном оформлении в Молдове. При этом завод является одним из основных бюджетообразующих предприятий ПМР. Обкрадывая приднестровский бюджет, молдавские чиновники и, в частности, ее президент, взахлеб рассказывают, какие титанические усилия предпринимаются ими для сближения двух берегов Днестра и какие важные шаги, способствующие этому сближению, ими предпринимаются.

В частности, Воронин сообщил румынским телезрителям, что «Молдовой было предложено Приднестровью восемь гуманитарных программ, одна из которых в области медицины уже началась. В 2008 году благодаря предоставленной руководством страны помощи в приднестровском регионе были восстановлены 2 станции переливания крови - одна в Тирасполе, а другая - в Рыбнице». Однако при этом молдавский президент умалчивает, что деньги на закупку этих станций Молдове предоставил Банк развития Совета Европы, и что многие годы Молдова получала западную гуманитарную помощь, которая выделялась и для Приднестровья, но все деньги оседали в Кишиневе. Раньше в Молдове просто стыдливо помалкивали об этой международной помощи, сейчас после настойчивых напоминаний в основном представителей европейских структур о том, что помощь предназначена не только Кишиневу, но и Тирасполю тоже, стали делать вид и заявлять, что помощью делились регулярно. Однако те разовые акции, которые имели место, были скорее пиаром молдавских властей, нежели стремлением помочь приднестровцам.

 «К сожалению, нам не всегда удается это, потому что сепаратистские власти боятся нашей помощи, боятся нашего влияния», - сетует молдавский президент в эфире румынского телеканала «N24», при этом вновь кривя душой. Никто в Приднестровье не боится молдавского влияния, потому что его нет и никогда не будет. Другое дело, что создав тяжелейшие условия для приднестровских производителей, блокировав внешнеполитическую деятельность Приднестровья, теперь Владимир Воронин вспоминает о центрах по переливанию крови и очках, которые раздавали приднестровским пенсионерам. Украв миллионы долларов у Приднестровья, теперь Кишинев отдает пару тысяч долларов и чувствует себя благодетелем и трубит об этом на весь мир. Но почему-то молдавское руководство не стремится афишировать работу тех, кто призван действительно решать проблемы населения РМ и ПМР. Речь идет об экспертных группах. С тех пор как возобновилась их работа по вине молдавской стороны ни разу не обсуждался вопрос о возобновлении железнодорожного движения в полном объеме через территорию ПМР, нет решения по вопросам работы транспорта и дорожного хозяйства, не удалось решить вопрос о выдаче разрешительных документов на транспорт с приднестровскими номерами.

Экспертные группы Молдовы  и Приднестровья по вопросам здравоохранения  собирались всего два раза. Первый раз в ноябре прошлого года, второй раз – в феврале этого года в Бендерах. Но так и не началась работа над вопросом создания в ПМР на основе Республиканского Центра матери и ребенка новой важной структуры – перинатального Центра. Кроме того, зависла в воздухе возможность подготовки и повышения квалификации приднестровских врачей и провизоров в учебных заведениях РМ. Нет продвижения по вопросам о совместном использовании реки Днестр, мониторинге водных и рыбных ресурсов, совершенствования очистных сооружений и экспертизы сточных вод, согласования правил промысловой и любительской охоты и рыбной ловли, создания природных парков или экологической сети в нижнем течении Днестра, взаимодействия в борьбе с угрозой паводка. Единственным на сегодняшний день итогом работы экспертных групп в области экологии стала договорённость о финансировании международными организациями вывоза с территории Приднестровья пре6дставляющих опасность химикатов сельскохозяйственного назначения.         

Раздавая свои интервью всем, кто попросит, Владимир Воронин таким образом готовит общественное мнение о том, что народ Приднестровья, который «пользуется всей поддержкой молдавских властей», дескать,  давно готов к объединению, и только руководство ПМР тормозит этот процесс. Разумеется, столь «гениальный» план покорения Приднестровья не пришел в голову Воронина сам по себе. Его, как водится, нашептали. Достаточно вспомнить, как Спецпредставитель Евросоюза в Молдове Кальман Мижей доверительно сообщал молдавским СМИ о том, что «недавний экономический анализ Европейской комиссии показывает, что Приднестровье фактически теряет намного больше из-за отсутствия интеграции».