ПОГИБ ЗА ПРАВА И СВОБОДУ ПРИДНЕСТРОВЦЕВ
Ежегодно в конце апреля жители Приднестровской Молдавской Республики возлагают цветы к мемориалу на месте расстрела одного из активных создателей ПМР Николая Остапенко.
Известие о нападении террористов
группы «Бужор» на видного общественного деятеля, председателя исполкома
Слободзейского районного совета, служебный
автомобиль которого был обстрелян из автоматического оружия, потрясло
приднестровцев 17 лет назад.
Ещё в 1990 году, будучи одним из депутатов Верховного Совета МССР от Приднестровья Николай Остапенко горячо отстаивал принципы интернационализма, старался не допустить выхода Молдавии из Советского Союза и сползания её к мононациональному режиму. Своей энергичной деятельности по защите мира на берегах Днестра, а также тем, что не делил населяющие их народы на «коренных» и «пришлых» Николай Остапенко и вызвал ненависть экстремистов.
Группа «Бужор» была самой известной из действовавших в начале 90-х годов на территории Приднестровья террористических формирований, созданных спецслужбами Молдовы. Возглавлял её руководитель Тираспольского филиала Народного фронта Молдовы Илие Илашку. В отряд также входили Андрей Иванцок, Владимир Гарбуз, Тудор Петров-Попа и Александр Лешко.
Варварские, человеконенавистнические методы, которые использовали участники банды для достижения своих преступных целей, превзошли все мыслимые пределы жестокости. 8 мая 1992 года они заживо сожгли другого общественного деятеля республики Александра Гусара.
И это притом, что, даже во время боевых действий, разведгруппам приднестровских гвардейцев на «вражеской» территории ставились только разведывательные цели, и категорически запрещалось применять оружие.
В июне 1992 года лица, причастные
к убийству Николая Остапенко были арестованы и признаны судом ПМР виновными в
организации и осуществлении ряда особо опасных преступлений. Главарь банды, руководитель
тираспольского филиала Народного
фронта Молдовы Илие Илашку был приговорен к смертной казни, а остальные члены
группы к различным срокам тюремного заключения. Однако, впоследствии высшая
мера наказания, в связи с введением моратория была заменена лишением свободы.
Ранения, полученные во время обстрела, для Николая Ивановича стали роковыми. 30 апреля 1992 года его не стало. Однако приднестровцы и теперь хорошо помнят своего защитника. Воспоминания о Николае Остапенко передаются от знавших его людей подрастающему поколению.
Николай Остапенко и Александр Гусар «отстаивали права и свободу своего народа, они хотели добра всем людям, независимо от их национальности и вероисповедания. И именно за это их убили…», говорят приднестровцы.
Как отметил один из основателей Объединенного совета трудовых коллективов, депутат Верховного Совета ПМР первого созыва Юрий Затыка, если бы Николай Иванович был жив, он бы крайне неодобрительно отнесся к деятельности депутатов нынешнего созыва, ко всему, что способно дестабилизировать внутриполитическую обстановку в ПМР.