image001-10425.jpg

ОЛЬВИЯ-ПРЕСС

ПРИДНЕСТРОВСКИЕ ХУДОЖНИКИ В АВАНГАРДЕ

Выставка авангардного искусства приднестровских мастеров открылась в Тираспольском объединенном музее. image003-4381.jpgЭкспозиция посвящена знаменитому image005-1420.jpgхудожнику-авангардисту Михаилу Ларионову.

            Всемирно известный изобретатель «лучизма» родился в Тирасполе. Именно здесь он написал многие из лучших своих полотен, здесь обрел вдохновение, скрасившее Михаилу Федоровичу годы заграничных скитаний, разлуку с Родиной.

            Как отметил председатель Союза художников Приднестровья Владимир Шума, влияние Ларионова, несомненно, прослеживается в творчестве многих современных художников. Приднестровцы же особенно гордятся своим земляком, осмысливая и развивая его идеи в своем творчестве.

Впрочем, прямой творческой преемственности в картинах, представленных на выставке, зритель может и не найти. Ведь, как говорят сами художники, смысл термина «авангард» по сути противоречит какому-либо «подражательству». Мастера-авангардисты всегда идут впереди времени (дословный перевод термина – «передовой отряд»), смело экспериментируют, избегая традиционной эстетики. Так что открывшаяся экспозиция - это не только творческая эстафета, но скорей дань памяти, благодарность великому новатору каким был Ларионов.image007-664.jpg

image009-443.jpgВ Приднестровье «Ларионовский вернисаж» проводится раз в два года, неизменно привлекая как опытных живописцев и графиков, так и начинающих художников. На сей раз, в экспозиции представлены работы тридцати приднестровских авторов (всего около 80 полотен).

По словам художника Олега Герасименко, материал, подготовленный коллегами, получился неоднозначный и, конечно, неравноценный. Многие картины выполнены в реалистической манере, другие назвать «авангардными» можно лишь условно, кому-то просто не хватает «свежести самовыражения».

Что ж, авангард недаром называют самым противоречивым, спорным видом искусства. Как, например, определить, что перед глазами – откровение новатора или шалость дилетанта. И там, где рядовой зритель обходится общедоступной шкалой «нравится - не нравится», искусствоведы ломают головы. И, подчас, ошибаются. А иначе как объяснить, почему были отвергнуты достижения первых импрессионистов. Не секрет, что впоследствии приемы, открытые ими, признали выдающимися, картины же стали бесценны.

Специалисты сходятся в одном – настоящее искусство должно быть свободно от трюкачества, позерства. Ведь каждая деталь на холсте увязывается мастером image011-266.jpgimage013-227.jpgв единый замысел. К примеру, на картине «Крестьянский балет», Игорь Сова передает объемностью мазка колорит неубранного поля, а динамичность фигур словно спаяна некой «закадровой» музыкой. Всё вместе – ритмичное изображение жатвы притом, что сама картина остается предельно лаконичной, абстрактной.

В работе  Олега Герасименко «Портрет жены», настроение женщины передается мягкими пастельными тонами, создавая образ домашнего уюта и, возможно, внезапной ностальгии. Тут, правда, проглядывает некоторая противоречивость. Однако, по замыслу художника, эффект лишь подчеркивает смешанность чувств, многоплановость натуры, не допуская шаблонов. Вот и «Автопортрет» шокирует зрителя самым неожиданным смешением красок под, казалось бы, таким надежным каркасом абриса.

Всё-таки у каждого посетителя выставки, очевидно, сложится свое, непредвзятое впечатление о приднестровском авангарде. Навязать или предписать тут ничего нельзя. И кто знает, возможно, незамеченный прежде шедевр ждет своего открывателя.

Николай Феч