МУЖЕСТВО
На днях руководство Гагауз Ери приняло решение о награждении медалью «15-летие АТО Гагаузия» приднестровцев, пришедших на помощь этой республике в октябре 1990 г. Чтобы понять, что означает это решение для крошечного Автономно-территориального образования, находящегося на юге Республики Молдова, нужно вернуться на 20 лет назад.
Гагаузская Республика появилась на волне забастовочного движения 1989 года, когда по всей Молдавской ССР прокатилась волна забастовок против румынизации Молдовы, национализма и шовинизма. В это время молдавский парламент готовился к принятию законов о языках, которые делали бесправными большую часть населения Советской Молдавии. Не желая мириться с положением изгоев на своей земле, народ Гагаузии 19 августа 1990 года принял декларацию «О свободе и независимости гагаузского народа от Республики Молдова». На конец октября в Гагаузской ССР были назначены выборы в Верховный Совет. 24 октября президент ССР Молдова Мирча Снегур, выступая по национальному радио, недвусмысленно предупредил о возможном применении силы, если гагаузы не откажутся от проведения выборов. В этот же день министр внутренних дел ССРМ Косташ дал команду взять территорию Гагаузской республики в кольцо, чтобы сорвать плебесцит. На Гагаузию двинулось более 100 тысяч волонтеров, и около 2 тыс. полицейских. Впереди транспорта с вооруженными железными прутьями пьяными волонтерами, шла тяжелая техника. В Гагаузии практически все взрослое население встало на защиту республики. Им на помощь поспешили добровольцы из Приднестровья. Рабочие дружины на автобусах и грузовых автомобилях проследовали через территорию Одесской области и прибыли сначала в Чадыр-Лунгу, оставив там часть рабочих для защиты города, затем направилась в Комрат. Организованная молдавскими властями акция возмездия повлекла за собой жертвы среди населения Гагаузии. Над бывшей Молдавской ССР нависла угроза гражданской войны. Осознав, что дело зашло слишком далеко, союзные власти, наконец, отреагировали на националистическую вакханалию в Молдавии и ввели в зону конфликта части Советской Армии.
Вспоминая те дни, известный гагаузский правозащитник Иван Бургуджи писал: «Мы были потрясены до глубины души, когда к нам на помощь прибыли добровольцы из Приднестровья. Это был момент истины, момент братства и взаимовыручки: братья-славяне пришли защитить тюркский православный народ. Такое не забывается».
Действительно, все прошедшие годы народ Гагауз Ери помнит о той братской помощи, которую оказал ему в трудную минуту приднестровский народ. Решение руководства Гагаузии наградить медалями приднестровцев к 15-летию со дня образования республики, еще одно тому подтверждение. Но данное решение является не только знаком уважения и благодарности тем, кто встал на защиту гагаузского народа. В условиях, когда в Молдове вновь пришли к власти националисты, среди которых есть и те, кто посылал волонтеров творить кровавые злодеяния, решение гагаузских властей – это еще и мужественный, вызывающий уважение поступок. Когда во главе Республики Молдова, в состав которой входит и Гагауз Ери, стоит человек, заявлявший, что Гагаузия — «это плесень на теле Молдовы» и что «гагаузы должны замолчать навсегда», принятое сегодня в Комрате решение приобретает громкое политическое звучание. Именно нынешний глава парламента и исполняющий обязанности президента РМ Михай Гимпу был одним из вдохновителей и организаторов похода опьяненной безнаказанностью и жаждой крови стотысячной полупьяной орды против Гагаузии, и, понятно, что решение руководства Гагауз Ери молдавскими либералами будет воспринято как вызов.
Сегодня Гагауз Ери является Автономно-территориальным образованием в составе Республики Молдова. Самостоятельная Гагаузская Республика просуществовала недолго. Всего четыре с небольшим года. Находясь под постоянным давлением молдавских властей, в 1994 году население Гагаузии приняло решение провести референдум, на котором люди, поверив обещаниям Кишинева предоставить самые широкие права гагаузскому народу, проголосовали за автономный статус республики в составе Молдовы. После этого молдавский парламент принял Закон «Oб особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)», который законодательно закрепил за республикой широкие права и полномочия. Первоначально молдавские власти предпринимали определенные действия для того, чтобы данный закон работал. Но постепенно большинство полномочий у республики были отобраны. Конституционным судом Молдовы было принято решение, согласно которому Конституция Гагауз-Ери была признана несоответствующей Конституции Республики Молдова. Именно это решение суда, в конечном итоге, привело к тому, что Гагаузия лишилась даже видимости самостоятельности, и была уравнена в правах с обыкновенными административными единицами Молдовы.
За все годы существования АТО Гагауз Ери, Республика Молдова так и не привела свои нормативные и законодательные акты в соответствие с Законом «Об особом правовом статусе Гагаузии», мало того, в Кишиневе все эти годы принимались нормативные акты и законы, не учитывающие или противоречащие нормам вышеназванного закона. Коммунистические власти Молдовы перекрыли гражданам Гагаузии доступ к избранию своих представителей в парламент РМ. Официальный Кишинёв вопреки нормам Закона «Об особом правовом статусе Гагаузии», постоянно игнорировал право Гагаузии на участие в осуществлении внутренней и внешней политики Республики Молдова, касающихся интересов Гагаузии.Гагаузский народ даже не спросили, поддерживает ли он принятый официальным Кишинёвом внешнеполитический курс Молдовы на Европейскую интеграцию. Так и не было реализовано право Гагаузии иметь своих представителей во всех центральных органах власти и управления Молдовы. Дошло до того, что гагаузам было отказано без разрешения центральных властей устанавливать международные экономические связи, отправлять детей на учёбу в зарубежные вузы.
Если все это происходило во времена правления коммунистов, то не трудно себе представить, что ожидает эту республику в ближайшем будущем, когда у власти оказались праворадикальные националистические силы. Надеяться на то, что Гагаузии будут возвращены оговоренные Законом «Об особом правовом статусе Гагауз Ери» полномочия, не приходится.
Разумеется, гагаузский народ не смирится со своим нынешним положением и продолжит борьбу за политические права и свободы. Эта борьба продолжается уже не один год, но пока ощутимых результатов она не принесла. Достаточно вспомнить, как в сентябре минувшего года Народное собрание Гагаузии объявило о признании независимости Южной Осетии и Абхазии. Со стороны Гагаузии это был мужественный шаг, потому как на столь дерзкий поступок власти Молдовы могли ответить репрессиями, как до этого отвечали на любые проявления своеволия Комрата. Коммунисты не решились тогда ответить на вызов, понимая, что негативная реакция на решение Народного собрания окончательно развеет миф о пророссийской ориентации Молдовы.
Как будут развиваться события в Гагауз Ери в дальнейшем, покажет время. Трудно поверить, что те, кто в конце 80-х годов прошлого века заявляли о том, что «хороший гагауз – мертвый гагауз», а сама Гагаузия - «это плесень на теле Молдовы», сегодняизменились настолько, что готовы предоставить Гагауз Ери широкую автономию и соблюдать права гагаузского народа. Сегодня правящая коалиция столь сговорчива лишь потому, что она понимает, что впереди ее ожидают новые выборы в молдавский парламент. Она прекрасно знает, что на предыдущих выборах народ Гагаузии, чтобы не допустить прихода к власти националистических сил, проголосовал за коммунистов, выбирая из двух зол меньшее. Убеждая гагаузов в своей лояльности, либералы заботятся исключительно о себе. Им нужны голоса избирателей для того, чтобы окончательно убрать коммунистов с политической арены. Когда же это случится, маски будут сброшены. Что скрывается под ними – думается, объяснять не нужно. Это понимают и в Комрате. Газета «Единая Гагаузия» по этому поводу недавно написала: «рано ставить оценку правительству, которое ещё не начало, в сущности, работать. Через сто дней появятся контуры их работы, и вот тогда мы что-то уже сможем сказать».
Награждая приднестровцев, участвовавших в защите Гагаузии в 1990 году, руководство республики волей-неволей устроило своеобразный тест новому молдавскому руководству. От реакции, которая последует из Кишинева, зависит понимание сути этих властей. В Гагаузии есть еще те, кто тешит себя иллюзиями по поводу истинных целей и задач пришедшей к власти праворадикальной оппозиции. Конечно, ради упрочения своей власти, либералы могут закрыть глаза на этот демарш гагаузского руководства, как закрыли глаза коммунисты на признание Гагаузией независимости Абхазии и Южной Осетии. Но промолчать полностью они не смогут, иначе это будет означать признание геноцида Молдовы против народа Гагауз Ери, осуществленное, в том числе, и теми, кто сегодня пришел к власти в РМ.