ПО ИТОГАМ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ В МОЛДОВЕ – «ВСЁ НЕВОЗМОЖНОЕ ВОЗМОЖНО!»
1.
29 июля, в день досрочных
парламентских выборов в Молдове, в отношении руководства этого государства к
Приднестровской Молдавской Республике всё ещё явственно чувствовались старые,
но, увы, не добрые традиции.
В очередной раз окружение Владимира Воронина не придумало ничего лучше провокации в Дубоссарском микрорайоне Коржево. Заранее зная, что это вызовет негативную реакцию со стороны местного населения и общественности ПМР, представители избирательной комиссии Республики Молдова всё же посчитали необходимым заявить, что в Коржево жизненно необходима урна для голосования. Наверное посчитали, что во время столь важного для РМ события, в Зоне безопасности просто не может быть всё спокойно.
Понятно, что у приднестровцев попытки открыть избирательный участок для голосования на досрочных выборах в парламент Республики Молдова вызвали недовольство и возмущение. Дело в том, что официальный Кишинев не желает решать вопрос об открытии избирательных участков на территории ПМР как это обычно принято между двумя независимыми государствами. То есть не желает мириться с де-факто существующим положением вещей. Поэтому в ход идет партизанщина и попытки «наскочить кавалерией», то есть в нарушение законов ПМР все-таки где-нибудь, да и открыть избирательный участок. Но место, где предполагалось открыть участок, оказалось блокированным митингующими приднестровцами.
Как отмечали представители ПМР в Объединенной контрольной комиссии – «акция протеста проводилась в пределах общепринятых демократических норм». Но в Молдове посчитали, что молдавское законодательство следует соблюдать на всех континентах земного шара и забили тревогу. На страницах электронных СМИ РМ запестрели гневные заявления высших должностных лиц о нарушении конституции РМ, «неправомерном» вмешательстве приднестровского руководства и т. д.
Председатель ЦИК Евгений Штирбу правда обмолвился, что в Кишиневе заранее готовились к подобному развитию событий, «в связи с чем на избирательные участки в Устье и Кочиеры было доставлено большее количество бюллетеней, с расчетом и на избирателей из Коржево» (по сообщению ИА «REGNUM»).
Напрашивается вопрос – если реакция в Зоне безопасности прогнозировалась заранее, более того, была хорошо известна по опыту прошлых избирательных компаний в РМ – зачем ситуацию обострять? И поставили бы сразу урны для голосования в Устье и Кочиерах. Мол, «пожалуйста, кто созрел – милости просим!»
Но вот уже речь держит президент РМ Владимир Воронин. Комментируя события в Коржево, лидер Партии коммунистов Молдовы, заявил: «К сожалению, это уже становится традицией - жители села лишаются права свободного волеизъявления. Это еще раз говорит о том, что необходимо решать проблему Приднестровья» (ИА «REGNUM»).
Настойчиво, из года в год, представители ЦИК Молдовы рвутся в Коржево только для того, чтобы спровоцировать недовольство приднестровцев, и дать повод молдавскому президенту сказать вторую часть своей сакраментальной фразы – «нужно кончать!». Короче говоря, нужен повод. А вернее, возможность решить «приднестровский вопрос» по Кишиневскому сценарию. Какие же тут разговоры, да ещё на равных?!
«Дело собственно не в позиции Воронина по Коржево, - считает известный приднестровский политолог Илья Галинский. - Такая же позиция у руководства Молдовы по всем другим населенным пунктам Приднестровья. Они считают всю территорию Приднестровья и всех жителей ПМР «своими» ( т.е. частью Молдовы, гражданами РМ). Поэтому-то решение молдо-приднестровского конфликта по Воронину - это безоговорочное подчинение Приднестровья РМ. По-другому он эту проблему решать не хочет и не будет».
Да, оригинальное выходит у официального Кишинева видение «своих», которых то именуют «сепаратистами», то «преступниками», вообще не воспринимают как полноценных людей с правом на собственную точку зрения. Более того, из практики восстановления «территориальной целостности и конституционного порядка в левобережных районах» известны террористические акции спецслужб РМ в отношении мирного населения, вооруженная агрессия против народа Приднестровья в 1992 году, уголовное преследование инакомыслящих… Словом, не «свои», а какие-то живые мишени.
Ох, и не прав же директор молдавского Центра информирования и документирования НАТО Виорел Чиботару. В ходе Интернет-конференции, проведенной агентством OMEGA, он высказал почти новаторское мнение о том, что конфликт между Молдовой и Приднестровьем «завершился в 1992 году» (то есть, вместе с окончанием вооруженной агрессии РМ – прим. авт.), а значит, осталось решить только проблему существования «сепаратистского режима».
Не прав, потому что не изменился сам «великодержавный» подход к приднестровцам со стороны молдовской элиты. «Кто там чего хочет? Какие такие жители? Какого Приднестровья?» - тут и разбираться нечего. Как это было в старом анекдоте… «Трясти надо, трясти!». Вот и на этот раз затребовал Центризбирком от Генеральной прокуратуры Молдовы привлечь к ответственности лиц, «виновных в срыве выборов в Коржево».
По словам Ильи Галинского, заявление Чиботару также следует рассматривать в приведенном выше контексте. Иначе говоря, как стремление любыми путями свергнуть приднестровскую власть, а затем, уже произведя чистки, втолкнуть насильно приднестровское общество в мучительные объятия РМ.
2.
Тут бы самое время и поставить точку, да только сами результаты досрочных выборов в соседнем государстве наводят на мысль о жирной запятой.
«Парламентские выборы в РМ принципиально изменили весь ландшафт политического поля Молдовы, – отмечает Илья Галинский. - Безусловно, что это долго ожидаемое начало потери Ворониным реальной власти и, параллельно, переформатирование всей политической стратегии этого государства».
Как полагает приднестровский политолог, результаты выборов одновременно являются политическим поражением России в Молдове, которая поставила на Воронина, а теперь будет вынуждена иметь дело с политиками, всецело ориентированными на Запад со всеми вытекающими последствиями. Приднестровские политологи и аналитики уже не первый год предупреждали российских политиков о неизбежности таких изменений. Увы, серьезно слушать приднестровских экспертов никто не стал.
Сложившаяся после выборов в Молдове ситуация по-новому ставит вопрос и в отношении Приднестровья, считает Илья Галинский. По мнению эксперта, можно прогнозировать два варианта развития политики на этом направлении. Вариант первый - нагнетание давления на Приднестровье и Россию со стороны новых властей Молдовы и Запада с конечной целью – «додавить» ПМР, включив ее в состав Молдовы (не исключая новых блокад, как экономических, так и вновь изобретенных). Другой вариант, естественно, максимально предпочтительный для Приднестровья - это «забыть» о Приднестровье, начать процесс возрождения молдавского государства и встраивание его в ЕС и НАТО, но без Приднестровья.
«Полагаю, что среди новой правящей элиты Молдовы есть приверженцы как первого, так и второго варианта, - сказал приднестровский эксперт. - Вопрос состоит лишь в том, насколько они самостоятельны в выборе своей внутренней и внешней стратегии развития и насколько Запад «позволит» им отказаться от Приднестровья, с учетом российского присутствия здесь». Понятно, что в данной, совершенно новой ситуации, и Приднестровье, и Россия должны задействовать принципиально новые подходы, разработать новую тактику и стратегию защиты в продвижении своих национальных интересов.
P.S. Что ж, к «демократическим», «политкорректным» заявлениям молдавских западников (не исключая и таких, как Владимир Воронин – с тонкой пророссийской глазурью) о том, что «с Приднестровьем нужно кончать», в ПМР уже давно привыкли. Собственно говоря, курс этот вождями новой Молдовы был взят около двадцати лет назад. Что называется, нам не привыкать. Но готовиться, вероятно, всё же следует к малоприятным неожиданностям. Ведь даже в очень старом сундуке предприимчивого фокусника (чуть не написал «пакостника») всегда найдется парочка свежих сюрпризов.